Урок по ОБЖ «Сигналы регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора»
Тема: « Сигналы регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора».
Задачи: Ознакомление детей с сигналами регулировщика; рассказ о значении регулировщика; повторение сигналов светофора и основных правил дорожного движения.
План урока:
1 Организационный момент;
2. Повторение. Сигналы светофора.
3. Новый материал.
4. Закрепление.
5. Итог.
Оборудование.
- Плакат « Сигналы регулировщика»;
- Жезл регулировщика;
- Карточки с сигналами ( красный, желтый, зеленый).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята! С каждым годом на улицах городов появляется все больше машин. Чтобы машины могли свободно двигаться, и пешеходам было безопасно - на улицах и дорогах установлены светофоры. Что же обозначают сигналы светофора?
( выходят 3ученика)
1 ученик.
Шум, движенье, гул моторов,
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Светофор - учитель строгий
Пешеходу он твердит:
« Стоп! Вниманье! Прочь с дороги!
Переход пока закрыт!
Путь опасен! Пережди!»
2 ученик.
А теперь у светофора
Загорелся желтый глаз.
Это значит - очень скоро
Светофор пропустит нас.
Свет зеленый светофора,
Но не движется народ.
Знай: пойдут машины скоро здесь на левый поворот.
Светит стрелка небольшая, переход не разрешая.
3 ученик.
Светофор – распределитель
Объявляет: « Стой, водитель!
Ставь машину в нужный ряд.
Пешеходы проходите, а машины постоят».
Остановлено движенье!
Пешеходам - уваженье!
Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам.
Не мешало бы сначала поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право поворачивать направо.
Надо очень осторожно улицу переходить.
А не то, пожалуй, можно под колеса угодить.
Помни правила движенья как таблицу умноженья!
Учитель: Как вы думаете, почему для светофора были выбраны именно эти цвета?
( выслушав ответы, учитель подводит итог).
3. Работа над новым материалом.
Учитель: А кто управляет движением транспорта и пешеходов, когда нет светофора?
-На особо опасных перекрестках движением управляет милиционер- регулировщик.
Стихотворение « Постовой» Я. Пимумов.
Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой
Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины сразу встали, дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ, через улицу идет.
И стоит на мостовой, как волшебник постовой.
Все машины одному подчиняются ему.
Учитель: Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер- регулировщик, называется жезлом. ( показ)
Регулировщик « разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом – то поднимет его, то отпустит. Давайте разберемся, что означают жесты « хозяина дороги». Для нас, пешеходов, сигналов немного.
Если регулировщик стоит к нам грудью или спиной – это тоже самое, что красный сигнал светофора.
Поднял регулировщик жезл вверх – можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движенье транспорта во всех направлениях запрещено.
Если регулировщик не повернулся к тебе боком, руки опустил вниз, или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.
( показ иллюстрации)
Учитель:
Если при работающем светофоре на перекрестке выйдет регулировщик, то все участники движенья- водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.
( повторение- игра «Регулировщик».)
Учитель: Для того, чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие.
Физкультурная пауза.
Везде и всюду правила, - поднятие на носки;
Их надо знать всегда. - поднятие рук вверх;
Без них не выйдут - вверх опускание через
В плаванье из гавани суда стороны вниз;
Выходят в рейс по правилам - полуприседание;
Полярник и пилот.
Свои имеют правила - ходьба на месте.
Шофер и пешеход.
- Закрепление.
Учитель: И так, ребята, давайте подумаем, а что было бы, если люди не соблюдали правила дорожного движения?
(ответы детей)
Учитель: А теперь давайте послушаем стихотворение О. Бедарева « Если бы…»
1 ученик: Идет по улице один довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет: на светофоре красный свет
Для перехода нет пути, сейчас никак нельзя идти.
2 ученик: « Мне наплевать на красный свет!»- промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет не там, где надпись « Переход».
Бросая грубо на ходу: « Где захочу, там перейду!»
3 ученик: Шофер гляди во все глаза: Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза – разиню пощади!
4 ученик: А вдруг бы заявил шофер: « Мне наплевать на светофор!»
И как попало ездить стал? Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да….там, где улица была, где ты ходить привык,
Невероятные дела произошли бы в миг!
1 ученик: Сигналы, крики то и знай: машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину…
2 ученик: Но нет: стоит на мостовой регулировщик – постовой,
Висит трехглазый светофор и знает правила шофер.
( у детей на партах кружки красного, желтого и зеленого цвета)
Учитель: Давайте вспомним, о чем сигналит нам регулировщик?
Игра « Регулировщик».
( учитель с помощью жезла показывает сигналы регулировщика)
- Регулировщик обращен к Вам лицом или спиной, руки опущены или вытянуты в стороны ( ПЕРЕХОДИТЬ ЗАПРЕЩЕНО). Дети показывают красный круг.
- Регулировщик обращен к Вам левым или правым боком, руки опущены и вытянуты в стороны. (пожалуйста, ПЕРЕХОДИТЕ). Дети показывают зеленый круг.
- Регулировщик обращен к Вам правым или левым боком, правая рука вытянута вперед. ( переходить проезжую часть РАЗРЕШАЕТСЯ со стороны правого или левого бока регулировщика, но только за его спиной). Дети показывают зеленый кружок.
- Регулировщик поднял вверх правую руку. ( ВНИМАНИЕ! Переходить ЗАПРЕЩЕНО. Ждите разрешающего сигнала). Дети показывают красный кружок.
- Учитель: Запомните, сигнал регулировщика- приказ!
4.Итоги урока.
Рефлексия с помощью сигналов светофора:
- красный: Узнал много нового. Было интересно и познавательно.
- желтый: Не совсем доволен уроком.
-зеленый: Было неинтересно.
(дети поднимают соответствующие знаки).
Урок заканчивается песней.
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Хорошие соседи, веселые друзья.
И слаженно и звонко
Поет наш дружный хор.
Мальчишкам и девчонкам
Поможет светофор.
Тра-та-та, тра-та-та, вот какая красота.
На велосипеде или на мопеде,
И в машине и в трамвае
Правила мы соблюдаем!
Да! Всегда их соблюдаем!
Мигнет нам красным глазом железный постовой,
На тормоз жмем мы сразу: сигнал – « На месте стой!».
А желтый загорелся - готовься снова в путь,
Но только на дороге внимательнее будь!
Би-би-би, би-би-би, по дороге не беги.
Есть у пешеходов много переходов
И по зебре полосатой проходите вы ребята.
Проходите вы ребята!
Зеленый глаз мигает, и снова путь открыт.
Мы сразу понимаем, что он нам говорит.
Мы снова едем с песней, мы дружим с давних пор,
С тобою, наш чудесный: наш добрый светофор!
Тра-та-та, тра-та-та, это нужная игра.
На велосипеде мы без страха едем.
И, конечно, без сомненья,
Знаем правила движения!
Знаем правила движения!