Урок «А.П.Чехов. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон». Смысл названия рассказа»

18
0
Материал опубликован 19 January 2019 в группе

А.П.Чехов. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон». Смысл названия рассказа

Радькова Ю.Н.

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска


 

Цели урока: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического; развивать навыки анализа художественного текста, формировать четкие нравственные критерии, неприятие “хамелеонства”.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- В подмосковной деревне Мелихово и сейчас можно услышать песню:

Из-под камушка,

Из-под кустика,

Течёт реченька,

Речка быстрая,

Вода чистая…

Это как будто про жизнь и судьбу А.П.Чехова сказано, который жил в Мелихове и вёл здесь большую общественную работу. Быстрой речкой протекла жизнь писателя – всего 44 года было отмерено Чехову, и не замутили их ни ложь, ни приспособленчество, ни предательство, ни другие пороки.

А что известно вам об А.П.Чехове? Каким человеком был писатель? Какие его произведения запомнились вам? (проверка д/з).

- А.П.Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и самого писателя, всю жизнь помогавшего людям и как врач, и как человек. В Мелихове, где у Чехова был дом, писатель построил на свои деньги 3 школы, всю жизнь выращивал сады. Но главным делом Чехова стало литературное творчество. Он писал рассказы, повести, эссе, был драматургом-новатором, создателем пьес «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Чайка» и др. В ранний период творчества Чехов создаёт серию юмористических рассказов, в которых смеётся над различными недостатками людей. К этим рассказам относится и прочитанный вами дома «Хамелеон».

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- «Кругом тишина и покой», - так начинается рассказ А.П.Чехова, и вдруг: «- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!». Какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

- Кто оказался виновником скандала?

- Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса. На правах стража порядка Очумелов начинает разбираться в произошедшем. Почему же рассказ называется «Хамелеон»? Кто такой хамелеон?

Слово «хамелеон» имеет два значения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

- Какое значение слова «хамелеон» раскрывается в рассказе?

- Кого из героев можно назвать хамелеоном? Почему?

- Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Какова их роль?

Деталь (выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку) используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. Решето, доверху наполненное конфискованным, т.е. отобранным крыжовником, и узелок в руках Очумелова означают вседозволенность: скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”.

- Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон. Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обращая внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

6 раз в зависимости от того, что нового узнаёт Очумелов о хозяине собаки, полицейский надзиратель меняет своё решение. Сначала он защищает Хрюкина; узнав, что собака генеральская, потеет от напряжения, приказывает снять с себя шинель, не знает, как поступить, поэтому кричит: «Не рассуждать!» Узнав, что собака, вероятно, не генеральская, снова поддерживает Хрюкина. Городовой всё-таки решает, что собака принадлежит генералу, и от возможности войти в конфликт с ним у Очумелова бежит мороз по спине, он просит надеть на него шинель, называет Хрюкина болваном. Узнав от генеральского повара, что это не их собака, решает «истребить её», но, когда становится ясно, что собака принадлежит брату генерала, опять меняет своё решение, грозит Хрюкину: «Я ещё доберусь до тебя!»

- В портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель. Почему?

Это символ чина, символ власти над людьми. Поведение Очумелова, его слова, отношение к нему толпы – всё обусловлено шинелью.

- Однако сам герой называет свою шинель просто «пальто». Есть ли разница в значении этих слов?

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

- Подумайте, почему Очумелов приходит на площадь и уходит в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

- Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Действительно, новая шинель выделяет героя как полицейского. Сам же Очумелов говорит "пальто", намеренно снижая роль предмета, и эта художественная деталь показывает душевное состояние Очумелова, которого от страха бросает то в жар, то в холод, а пальто не выделяет его из толпы, помогает как бы скрыться.

Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Хамелеоном можно назвать и Хрюкина, который то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Собравшуюся толпу тоже составляют хамелеоны – в начале рассказа толпа сочувствует Хрюкину, а в конце – смеётся над ним и злорадствует.

- Таким образом, в состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Очумелов, и Елдырин, и Хрюкин, и толпа. Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

- Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание приобрели всеохватывающий характер.

- Серьёзное содержание вложил А.П.Чехов в свой короткий рассказ. А какие юмористические приёмы придают произведению комический эффект?

1) «Говорящие фамилии»: Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Фамилия Хрюкин полностью соответствует полупьяному лицу героя. Елдырин – от слова «дыра» - бестолковый, ненужный.

2) Художественные детали: окровавленный палец Хрюкина - деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости. В конце рассказа Хрюкин повержен, его палец опущен.

3) Речь персонажей: просторечные и жаргонные выражения, эмоционально-экспрессивная лексика. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

- Какие реплики героев вызывают у вас смех? Почему?

- А как вы думаете, актуален ли рассказ Чехова в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

4.Итоги.

- Слово «хамелеон» давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» прочно вошло в русский язык, а невесёлый порядок вещей, о котором уморительно смешно рассказал А.П.Чехов, по его собственному признанию, «всю жизнь по капле» выдавливавший из себя раба, не исчез до сих пор.

5.Д/З: с.305 – 309 выразительное чтение, ? 1 с.309 устно, прочитать рассказ «Размазня».

 Литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.