Презентация к уроку биологии в 9 классе "Методы биологических исследований"
Методы биологических исследований Учитель биологии МБОУ «Лицей» г.о. Протвино Казакова Светлана Александровна
Игра «Биологическая семейка» генетика зоология экология ботаника микология эмбриология палеонтология вирусология цитология анатомия физиология гистология Что изучают данные науки?
Основные понятия темы Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира . Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщении, которые можно было бы подтвердить или опровергнуть.
Задание Пользуясь учебником с. 7-8, заполните таблицу «Методы биологических исследований». Метод Характеристика метода Наблюдение Описание Измерение Сравнение Эксперимент Моделирование
Проверь себя Метод Характеристика метода Наблюдение Активное, целенаправленное слежение за объектом исследования… Описание Фиксация результатов наблюдения. Измерение Установление размеров объекта. Сравнение Позволяет проанализировать степень сходства и различия изучаемых объектов, а также всевозможные изменения их состояния. Эксперимент Создание искусственной ситуации для изучаемого объекта. Моделирование Процесс исследования объектов на их моделях.
Описание Является наиболее древним. В основе этого метода лежит наблюдение. Данный метод не потерял актуальности в настоящее время, например, он используется для описания новых видов. Новый вид Лягушка- буратино Примерно до XVII века он был основным в биологии, поскольку учёные занимались описанием животных и растений и их первичной систематизацией.
Сравнение Полученные с помощью этого метода сведения позволили Теодору Шванну и Маттиасу Шлейдену сформулировать клеточную теорию. Сравнительный метод впервые стал использоваться в XVIII в. Принципы сравнения в своё время легли в основу начальной систематики. Теодор Шванн (1810-1882) Маттиас Шлейден (1804-1881) Сейчас очень сложно провести границу между описательным и сравнительным методом, потому что они комплексно используются для решения задач биологии.
Эксперимент Большой вклад в утверждение эксперименталь-ного метода в биологии внёс Грегор Мендель, который, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы. Применение этого метода связывают с именем Уильяма Гарвея, который его использовал в своих экспериментах по изучению кровообращения. Грегор Мендель (1822-1884) Уильям Гарвей (1578-1657) В XX веке экспериментальный метод стал ведущим в биологии.
Задание Современная биология широко использует и другие методы исследования. Запишите названия этих методов, разгадав ребусы. 1. 2. 3. 4.
Проверь себя 1. 2. 3. 4. МИКРОСКОПИЯ - изучение объектов с использованием микроскопа. МОНИТОРИНГ - многоцелевое и длительное наблюдение за состоянием и изменением изучаемого объекта. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ -расчленение целостного на части . - выявляет историю развития биологичес- ких объектов, их происхождение.
Физкультминутка Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Определите, к каким царствам относятся нижеперечисленные организмы, и выполните указанные движения. Царство Грибы- присядьте Царство Бактерии- подпрыгните Царство Животные- хлопните в ладоши Царство Растения- топните ногами ТРУТОВИК ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ ПОДЕНКА ФИТОФТОРА ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА ТРИТОН НЕПЕНТЕС ДИПЛОКОКК СПИРОХЕТА
Этапы научного исследования Наблюдение за объектом или явлением Обобщение полученных результатов Постановка проблемы Выдвижение гипотез Разработка и проведение эксперимента Анализ и сравнение результатов эксперимента Выводы
Задание А) необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определенные сорта культурных растений; Б) необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании яиц и выкармливании птенцов; В) в связи с выбором места для строительства будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов. Для приведенных ниже конкретных ситуаций предложите наиболее подходящие методы исследований: эксперимент наблюдение описание, сравнение
Подведение итогов С какими методами биологических исследований вы уже встречались в своей жизни? О каких новых методах биологических исследований вы узнали на уроке? Домашнее задание Параграф 2. Составить кроссворд «Методы биологических исследований» (не менее 5 слов).
Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…» УРОК Я НА УРОКЕ ИТОГ Интересно Скучно Безразлично Работал(а) Отдыхал(а) Помогал(а) Понял(а) материал Узнал(а) больше, чем знал(а) Не понял(а)
Татьяна Николаевна Сульгина
Казакова Светлана Александровна
Панов Егор Игоревич