Презентация к уроку "Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. "Детство"
Не зная …, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М. Горький Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России… А. Блок Лицо его – лицо человечества… Д.Мережковский
В 1851 в своём дневнике Толстой формулирует своё намерение: «Писать историю моего детства». К работе над задуманным приступает летом того же года на Кавказе , куда отправился с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом), чтобы поступить на военную службу, заново обрести себя. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник”.
«Детство» (1852 год) «Отрочество» (1854 год) «Юность» (1857 год) Трилогия автобиографическая сам жизнь пишу слово
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Автобиографическая трилогия. «Детство» ( Главы «Maman», «Детство» )
Почему Л.Н. Толстой решил писать о детстве? Какова роль детства в жизни человека? Какое влияние оказала мать на формирование сына? Как показывает Л. Н. Толстой формирование характера главного героя в произведении? Каков «секрет» Л. Н. Толстого - писателя?
Ассоциограмма «Детство» детство учителя, воспитатели слезы беззабот- ность смех братья, сестры бабушка, дедушка родители школа игрушки книги игровая площадка друзья родитель-ский дом счастье детсад радость первые слова, шаги учёба
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Лев Николаевич Толстой «Детство»
Детство – очень ценное и важное время в жизни человека: Во – первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во – вторых, тебя окружает искренняя любовь и забота самых близких и родных людей. В – третьих, в детстве формируется характер человека.
Формирование характера Само - воспитание Ровесники Семья (мама) Учителя Друзья Окружающие
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к к древнейшим аристократическим фамилиям России. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в 1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Толстой писал о ней: «Она научила меня духовному наслаждению любви». С 1841 года дети жили в Казани у тётушки - опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой.
Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне
Детская
Главный герой повести «Детство» – Николенька Иртеньев, десятилетний мальчик. Он не лишён автобиографиче -ских черт, но и не является автопортретом Толстого ранних лет его жизни.
«Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился её душе, прося её помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне». Из воспоминаний Л.Н. Толстого
«Когда я пытаюсь вспомнить матушку.., мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня». «Детство»
До глубокой старости Толстой бережно хранил память о матери, вспоминал её, писал о ней. За два года до смерти, летом 1908 г., он записал в дневник: «Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о "маменьке", которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом. Никогда дурного о ней не слышал... Какое хорошее к ней чувство. Как бы я хотел такое же чувство иметь ко всем...»
Работа с текстом главы «Детство» 1 группа: отношение мамы Николеньки к слугам; 2 группа: найти предложения и словосочетания, где звучат слова «любовь», «любить», выделить их в тексте, посчитать количество, определить их роль; 3 группа: охарактеризовать речь, манеру общения матери и сына, (отметить слова и словосочетания, как мальчик обращается к маме, мама к сыну); 4 группа: чувства, мысли, действия мамы, отношение к сыну; 5 группа: чувства, мысли, действия мальчика, отношение к маме; 6 группа: о чём думает Николенька, что его волнует, заботит, из-за кого он переживает?
Писатель первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”. На первый план выходят не внешние события, а внутреннее состояние героя. Этот метод в дальнейшем Л.Н. Толстой использовал в своих знаменитых произведениях.
Повесть Л.Н.Толстого «Детство» построена как воспоминания взрослого человека, но события показаны глазами ребёнка.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Пример синквейна: Лев Толстой, Великий и непревзойдённый, Пишет, удивляет, восхищает. Вряд ли до конца когда его поймём – Гения!
Написать синквейн: 1, 3, 5 группы работают со словом «Детство»; 2, 4, 6 группы - со словом «Мама» Домашняя работа: 1.Дочитать отрывок из повести «Детство», данный в хрестоматии. 2. Напишите письмо своему воображаемому другу и расскажите ему о Николеньке Иртеньеве.
Исаева Лиана Вахтанговна
Сидорова Елена Григорьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Сидорова Елена Григорьевна