Презентация к уроку по литератур «Рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта уроков литературы в 5-7 классах учителя Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема |
Детская тема в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказке Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» |
||||
Цель |
Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты. 4. осветить творческую историю изучаемого произведения; 5.рассмотреть художественные особенности святочного рассказа как малой эпической формы; 5. совершенствовать навык выразительного чтения прозаического произведения Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления. |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
Знать содержание рассказа Ф.Достоевского и сказки г.Андерсена, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки святочного рассказа |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
||
Основные понятия |
Святочный рассказ, сказка, герой, детство, милосердие |
||||
Межпредметные связи |
Окружающий мир, речь и культура речи, история, искусство |
||||
Ресурсы: |
Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, тексты произведений Ф.М. Достоевского и Г.Х. Андерсена, рабочие тетради |
||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
||||
Методы и приемы обучения |
Комментирование иллюстраций, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом |
||||
Эпиграф |
«Да и как не любить детей…» Ф.М. Достоевский |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть |
Доброе утро, ребята. Предлагаю отправиться в путешествие по просторам литературы и начать наш, как всегда, немного необычный урок. Садитесь. Начнем мы наш урок … Правильно, со скороговорок: 1.Юлой юлила юная юннатка Юлия 2. Всякого щеголя не перещеголяешь. |
Выполняют по заданию по артикуляции с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. |
Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока |
Ребята, какие праздники нас скоро ожидают? А что за праздник Рождество? Эпиграфами к нашему уроку я взяла слова Ф.М. Достоевского «Да и как не любить детей..» Как вы думаете, о чем сегодня будут у нас произведения? Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказкой Г.Х Андерсена «Девочка со спичками». |
Учащиеся отвечают на вопросы: - Новый год, Рождество -Когда мы празднуем рождение Иисуса Христа
О Рождестве, о детстве, о детях, о празднике, о чуде |
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний |
-Давайте, мои дорогие, еще раз вспомним, что такое Рождество? Что такое Святки? Как вы думаете, а что такое святочный рассказ? Давайте послушаем небольшое сообщение. Ваша задача – записать основные черты Разумеется, нельзя говорить о произведении, не зная биографии автора. Ф.М. Достоевский писатель «взрослый», поэтому его произведения проходят в старших классах. Но сегодня мы познакомимся с удивительным рассказом для детей. Говоря о Достоевском, мне хочется начать со следующего отрывка (на фоне тихая музыка из «Времен года»: "Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот и ему был прочитан приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но однако–же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут, или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет… Он помнил все с необыкновенной ясностью и говорил, что никогда ничего в этих минутах не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, было врыто три столба, так как преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбу в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть… Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать; ему все хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот, как–же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты уже будет "нечто ", кто-то или что-то, так кто же? Где же? Все это он думал в те две минуты решить! Невдалеке была церковь, 'и вершина собора с позолоченной крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он через три минуты как-нибудь сольется с ними… Неизвестность «и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, было ужасно: но он говорил, что ничего не было для него в то время тяжелее, как беспрерывная мысль: "что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уже ничего бы даром не истратил!» (Ф.М. Достоевский «Идиот») Говорить о Федоре Михайловиче можно много и долго. Родился он в семье врача, но детство заканчивается смертью матери, а затем отца, приступами эпилепсии, самым страшным моментом, переменившим взгляд на жизнь, стала казнь, отрывок о ней вы только что услышали. Я предлагаю сегодня остановиться на истории создания рассказа |
Отвечают на вопросы Сообщение учащегося о жанре святочного рассказа, записывают основные черты в тетрадь: Святочный рассказ - особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие: 1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества; 2) наличие героя-ребенка; 3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа; 4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое)); 5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности; 6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию). Сообщение ученика 26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей
|
Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Работа с текстом. Осмысление содержания Цель -развитие читательских умений. |
А теперь, ребята, давайте обратимся к тексту. Рассказ называется «Мальчик у Христа на елке». Как вы думаете, о чем он? А почему именно елку мы наряжаем на праздник? Как ель стала символом Рождества? Хорошо. Думаю, теперь мы можем приступить к чтению рассказа. Обратит внимание, он состоит из 2х частей. 1ч. – «Мальчик с ручкой», а 2 ч- «Мальчик у Христа на елке» Комментируемое чтение. Как вы думаете, а почему мальчик с ручкой? Возьмите карандашики и отмечайте не понятные вам слова Какими в 1 ч. представлены мальчики? Что их ждет в будущем? Почему сочинил или могло быть? Что произойдет с мальчиком? Где оказался мальчик? - Каким вы представляете себе этого мальчика? Опишите. Словесное рисование детьми портрета мальчика. |
-о мальчике, о Христе, о Рождестве Сообщение ученика о ели: Одна из легенд повествует о том, как ангелы выбирали дерево – символ Рождества. «Кандидатурой № 1» был дуб. Но ангелы сказали, что из дуба делаются могильные кресты, и это дерево выбыло из списка претендентов. Ангелы отправились дальше в лес, поочередно останавливаясь перед буком, березой, ивой. Бук был отвергнут, потому что осенью рано увядает, береза – потому что её используют для изготовления бичей (розог), чтобы наказывать провинившихся. Ива – потому что она все время «плачет», склонив ветви. Наконец ангелы подошли к ели. Ель приглянулась всем благодаря вечнозеленому покрову и приятному запаху хвои. Она была единодушно выбрана ангелами деревом Рождества. В Германии в старину бытовала легенда о том, как семья лесника приютила голодного, измученного ребенка, которым оказался Иисус Христос. В благодарность за доброту мальчик-Христос подарил домочадцам ветку ели, воткнул ее в землю, сказав, что дерево принесет людям счастье и достаток. Считается, что ель своей геометрической формой с устремленной ввысь острой верхушкой напоминает храм, и функция у нее сходная – собирать вокруг себя людей. Даже крестовина, к которой крепили ёлку, стала символизировать крестную ношу Христа: кто на крест опирается, тот крепко стоит, и никакие невзгоды его не сокрушат.(из книги Е.В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература») - стоял с рукой, может быть При чтении отмечают слова, смысл которых не совсем понятен Читает ученик, по ходу чтения делается комментарий |
Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания |
Какие характерные для рождественского рассказа особенности присутствуют в произведении Достоевского? Каким вам представляется финал рассказа о мальчике у Христа на ёлке? Где и как встречает предрождественское утро герой рассказа? Как обитатели подвала относятся друг к другу? А к мальчику? Мальчик выбрался из подвала на улицу. Как принял его большой город? Какова судьба мальчиков в 1 ч? Какова судьба мальчика во 2 ч.? Почему плакали матери? Кто же виноват в смерти мальчика? Зачем Ф.М. Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей? В конце автор задается вопросом: «И зачем я сочинил такую историю?..» А как думаете вы: зачем? Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает? К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? Как люди относятся к мальчику?
|
Действие происходит накануне Рождества в «огромном городе» в «ужасный мороз». Главный герой рассказа – мальчик «лет шести» - в предрождественское утро просыпается в «сыром и холодном подвале». Недобрым оказалось для ребенка это утро: обитатели подвала «разбрелись» кто куда (даже приближение великого праздника не объединяет их), «халатник» «мертво пьян», в дальнем углу мается страдающая от ревматизма восьмидесятилетняя старушка, на кровати лежит умершая мать ребенка. Предсмертные видения героя – полная противоположность тому, что выпало ему на долю в условиях земного бытия. Только что он корчился от голода, холода и страха, задыхался от бега – «… и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло…» Здесь иной световой и температурный «режим» и в прямом, и в переносном смысле: «так тепло, как на печке…», «все сияет и блестит», «всё мальчики и девочки, только такие светлые», - и это тепло и свет подлинной христианской любви. На райской елке царит атмосфера человечности и добра: «Все… кружатся около него… все они целуют его». Рассуждают о милосердии, что мальчик никому был не нужен, он был одинок, никто даже в праздник не сделал добро. Сердца людей закрыты ,они очерствели. Надо помогать, не бросать в беде. Пугает равнодушие, с которым отнеслись к найденному трупику ребенка |
Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю |
А теперь мы с вами познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками». Кто такой Ганс Христиан? Знакомство предлагаю провести в необычной форме: есть мультфильм, который так и называется «Девочка со спичками», но он без слов, поэтому я его буду озвучивать Чтение сказки учителем на фоне мультфильма (как мне кажется, мультфильм замечательный и передает внутреннее состояние девочки, безысходность и радость) http://www.youtube.com/watch?v=fkcarsZ5dWA В чем похожи судьбы героев? Какие сказочные элементы встречаются у Г.-Х. Андерсена? Отношение к девочке людей? Чего девочке хотелось? Почему два главных героя безымянны? Кто и когда сочувствует девочке? А пожалел ли кто-нибудь мальчика? Сравните описание елок в двух произведениях У кого из писателей, по вашему мнению, картина жизни получилась более жестокой? |
Ребята рассказывают о сказочнике, о его произведениях Слушают сказку Мальчик в рассказе Достоевского – абсолютный сирота, андерсеновская героиня – сирота наполовину. В русском варианте рождественской истории ребенка на улицу гонят голод и смерть матери, а в «датском королевстве» суровый отец заставляет дочку продавать спички даже в лютый мороз. У Андерсена девочка оказывается вне дома потому, что боится гнева отца, поскольку не сумела реализовать товар. Мальчику же вообще некуда и не к кому возвращаться. В рассказе Достоевского счастливая жизнь совсем рядом – за окном богатого дома, за витриной магазина, и обрести тепло и радость, на первый взгляд, совсем не сложно: нужно просто перешагнуть через порог. Но сделать это отнюдь не просто! У Андерсена другая жизнь тоже в «параллельном мире», «проводником» туда могла бы стать проезжавшая мимо карета - но разве ее догонишь! Тщетно малышка протягивает худенькие ручонки навстречу счастью: ее мольбы остаются гласом вопиющего в пустыне. Картины прекрасного «далёка» лишь на мгновенье «вспыхивают» перед взором героини, как по мановению волшебной палочки, когда девочка зажигает очередную спичку, дабы отогреться. Однако и в этом случае гибели не удалось избежать. |
Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
Мы сегодня на урок познакомились с двумя святочными рассказами. Какой вывод мы можем сделать?
|
Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, то же абсолютное равнодушие окружающих; обоим героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, оба обрели желаемое лишь в мире небесном. |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. |
Написать эссе «Милосердие в нашей жизни» |
Литература
1.Е.В. Душечкина. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб.: «Норинт», 2002.
2.http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/12/01/mal_chik_u_hrista_na_elke/
3.Безбородкина Е.О. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей. 7-9 классы. // Литература в школе, № 7, 2007.
4.Осанова Н.Н. Рождественские рассказы русских писателей. Внеклассное чтение. 5 класс. // Литература в школе, № 8, 1998.
Дронь Е.Н. Праздник Рождества. Святочный рассказ: этимология и специфика жанра. Опыт проведения урока по святочному рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
5.Харитонова О. Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в контексте духовных и литературных традиций»
Презентация к уроку по рассказу "Мальчик у Христа на елке"
PPT / 2.46 Мб