Презентация к уроку по литератур «Рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"»

3
0
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта уроков литературы в 5-7 классах учителя Гуляевой Екатерины Витальевны

Тема

Детская тема в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказке Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»

Цель

Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты. 4. осветить творческую историю изучаемого произведения; 5.рассмотреть художественные особенности святочного рассказа как малой эпической формы; 5. совершенствовать навык выразительного чтения прозаического произведения

Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание рассказа Ф.Достоевского и сказки г.Андерсена, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки святочного рассказа

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Святочный рассказ, сказка, герой, детство, милосердие

Межпредметные связи

Окружающий мир, речь и культура речи, история, искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, тексты произведений Ф.М. Достоевского и Г.Х. Андерсена, рабочие тетради

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Методы и приемы обучения

Комментирование иллюстраций, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом

Эпиграф

«Да и как не любить детей…»

Ф.М. Достоевский

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель: Включение в деят-ть

Доброе утро, ребята. Предлагаю отправиться в путешествие по просторам литературы и начать наш, как всегда, немного необычный урок.

Садитесь. Начнем мы наш урок … Правильно, со скороговорок:

1.Юлой юлила юная юннатка Юлия

2. Всякого щеголя не перещеголяешь.

Выполняют по заданию по артикуляции с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

Ребята, какие праздники нас скоро ожидают?

А что за праздник Рождество?

Эпиграфами к нашему уроку я взяла слова Ф.М. Достоевского «Да и как не любить детей..»

Как вы думаете, о чем сегодня будут у нас произведения?

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказкой Г.Х Андерсена «Девочка со спичками».

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Новый год, Рождество

-Когда мы празднуем рождение Иисуса Христа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

О Рождестве, о детстве, о детях, о празднике, о чуде

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

-Давайте, мои дорогие, еще раз вспомним, что такое Рождество? Что такое Святки?

Как вы думаете, а что такое святочный рассказ?

Давайте послушаем небольшое сообщение. Ваша задача – записать основные черты

Разумеется, нельзя говорить о произведении, не зная биографии автора. Ф.М. Достоевский писатель «взрослый», поэтому его произведения проходят в старших классах. Но сегодня мы познакомимся с удивительным рассказом для детей. Говоря о Достоевском, мне хочется начать со следующего отрывка (на фоне тихая музыка из «Времен года»:

"Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот и ему был прочитан приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но однако–же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут, или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет… Он помнил все с необыкновенной ясностью и говорил, что никогда ничего в этих минутах не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, было врыто три столба, так как преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбу в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть… Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать; ему все хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот, как–же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты уже будет "нечто ", кто-то или что-то, так кто же? Где же? Все это он думал в те две минуты решить! Невдалеке была церковь, 'и вершина собора с позолоченной крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он через три минуты как-нибудь сольется с ними… Неизвестность «и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, было ужасно: но он говорил, что ничего не было для него в то время тяжелее, как беспрерывная мысль: "что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уже ничего бы даром не истратил!» (Ф.М. Достоевский «Идиот»)

Говорить о Федоре Михайловиче можно много и долго. Родился он в семье врача, но детство заканчивается смертью матери, а затем отца, приступами эпилепсии, самым страшным моментом, переменившим взгляд на жизнь, стала казнь, отрывок о ней вы только что услышали.

Я предлагаю сегодня остановиться на истории создания рассказа

Отвечают на вопросы

Сообщение учащегося о жанре святочного рассказа, записывают основные черты в тетрадь:

Святочный рассказ - особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие:

1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

2) наличие героя-ребенка;

3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое));

5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности;

6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).

Сообщение ученика

26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей

 

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания

Цель -развитие читательских умений.

А теперь, ребята, давайте обратимся к тексту. Рассказ называется «Мальчик у Христа на елке». Как вы думаете, о чем он?

А почему именно елку мы наряжаем на праздник? Как ель стала символом Рождества?

Хорошо. Думаю, теперь мы можем приступить к чтению рассказа. Обратит внимание, он состоит из 2х частей. 1ч. – «Мальчик с ручкой», а 2 ч- «Мальчик у Христа на елке»

Комментируемое чтение.

Как вы думаете, а почему мальчик с ручкой?

Возьмите карандашики и отмечайте не понятные вам слова

Какими в 1 ч. представлены мальчики?

Что их ждет в будущем?

Почему сочинил или могло быть?

Что произойдет с мальчиком?

Где оказался мальчик?

- Каким вы представляете себе этого мальчика? Опишите. Словесное рисование детьми портрета мальчика.

-о мальчике, о Христе, о Рождестве

Сообщение ученика о ели:

Одна из легенд повествует о том, как ангелы выбирали дерево – символ Рождества. «Кандидатурой № 1» был дуб. Но ангелы сказали, что из дуба делаются могильные кресты, и это дерево выбыло из списка претендентов. Ангелы отправились дальше в лес, поочередно останавливаясь перед буком, березой, ивой. Бук был отвергнут, потому что осенью рано увядает, береза – потому что её используют для изготовления бичей (розог), чтобы наказывать провинившихся. Ива – потому что она все время «плачет», склонив ветви. Наконец ангелы подошли к ели. Ель приглянулась всем благодаря вечнозеленому покрову и приятному запаху хвои. Она была единодушно выбрана ангелами деревом Рождества.

В Германии в старину бытовала легенда о том, как семья лесника приютила голодного, измученного ребенка, которым оказался Иисус Христос. В благодарность за доброту мальчик-Христос подарил домочадцам ветку ели, воткнул ее в землю, сказав, что дерево принесет людям счастье и достаток.

Считается, что ель своей геометрической формой с устремленной ввысь острой верхушкой напоминает храм, и функция у нее сходная – собирать вокруг себя людей. Даже крестовина, к которой крепили ёлку, стала символизировать крестную ношу Христа: кто на крест опирается, тот крепко стоит, и никакие невзгоды его не сокрушат.(из книги Е.В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература»)

- стоял с рукой, может быть

При чтении отмечают слова, смысл которых не совсем понятен

Читает ученик, по ходу чтения делается комментарий

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Какие характерные для рождественского рассказа особенности присутствуют в произведении Достоевского?

Каким вам представляется финал рассказа о мальчике у Христа на ёлке?

Где и как встречает предрождественское утро герой рассказа?

Как обитатели подвала относятся друг к другу? А к мальчику?

Мальчик выбрался из подвала на улицу. Как принял его большой город?

Какова судьба мальчиков в 1 ч?

Какова судьба мальчика во 2 ч.?

Почему плакали матери?

Кто же виноват в смерти мальчика?

Зачем Ф.М. Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?

В конце автор задается вопросом: «И зачем я сочинил такую историю?..» А как думаете вы: зачем?

Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает?

К кому из героев рассказа можно отнести эти слова?

Как люди относятся к мальчику?


 


 

Действие происходит накануне Рождества в «огромном городе» в «ужасный мороз». Главный герой рассказа – мальчик «лет шести» - в предрождественское утро просыпается в «сыром и холодном подвале». Недобрым оказалось для ребенка это утро: обитатели подвала «разбрелись» кто куда (даже приближение великого праздника не объединяет их), «халатник» «мертво пьян», в дальнем углу мается страдающая от ревматизма восьмидесятилетняя старушка, на кровати лежит умершая мать ребенка.

Предсмертные видения героя – полная противоположность тому, что выпало ему на долю в условиях земного бытия. Только что он корчился от голода, холода и страха, задыхался от бега – «… и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло…» Здесь иной световой и температурный «режим» и в прямом, и в переносном смысле: «так тепло, как на печке…», «все сияет и блестит», «всё мальчики и девочки, только такие светлые», - и это тепло и свет подлинной христианской любви. На райской елке царит атмосфера человечности и добра: «Все… кружатся около него… все они целуют его».

Рассуждают о милосердии, что мальчик никому был не нужен, он был одинок, никто даже в праздник не сделал добро. Сердца людей закрыты ,они очерствели.

Надо помогать, не бросать в беде.

Пугает равнодушие, с которым отнеслись к найденному трупику ребенка

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

А теперь мы с вами познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками». Кто такой Ганс Христиан?

Знакомство предлагаю провести в необычной форме: есть мультфильм, который так и называется «Девочка со спичками», но он без слов, поэтому я его буду озвучивать

Чтение сказки учителем на фоне мультфильма (как мне кажется, мультфильм замечательный и передает внутреннее состояние девочки, безысходность и радость) http://www.youtube.com/watch?v=fkcarsZ5dWA

В чем похожи судьбы героев?

Какие сказочные элементы встречаются у Г.-Х. Андерсена?

Отношение к девочке людей?

Чего девочке хотелось?

Почему два главных героя безымянны?

Кто и когда сочувствует девочке? А пожалел ли кто-нибудь мальчика?

Сравните описание елок в двух произведениях

У кого из писателей, по вашему мнению, картина жизни получилась более жестокой?

Ребята рассказывают о сказочнике, о его произведениях

Слушают сказку

Мальчик в рассказе Достоевского – абсолютный сирота, андерсеновская героиня – сирота наполовину. В русском варианте рождественской истории ребенка на улицу гонят голод и смерть матери, а в «датском королевстве» суровый отец заставляет дочку продавать спички даже в лютый мороз. У Андерсена девочка оказывается вне дома потому, что боится гнева отца, поскольку не сумела реализовать товар. Мальчику же вообще некуда и не к кому возвращаться.

В рассказе Достоевского счастливая жизнь совсем рядом – за окном богатого дома, за витриной магазина, и обрести тепло и радость, на первый взгляд, совсем не сложно: нужно просто перешагнуть через порог. Но сделать это отнюдь не просто!

У Андерсена другая жизнь тоже в «параллельном мире», «проводником» туда могла бы стать проезжавшая мимо карета - но разве ее догонишь! Тщетно малышка протягивает худенькие ручонки навстречу счастью: ее мольбы остаются гласом вопиющего в пустыне. Картины прекрасного «далёка» лишь на мгновенье «вспыхивают» перед взором героини, как по мановению волшебной палочки, когда девочка зажигает очередную спичку, дабы отогреться. Однако и в этом случае гибели не удалось избежать.

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Мы сегодня на урок познакомились с двумя святочными рассказами. Какой вывод мы можем сделать?

 

Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, то же абсолютное равнодушие окружающих; обоим героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, оба обрели желаемое лишь в мире небесном.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Написать эссе «Милосердие в нашей жизни»

   

 

Литература

1.Е.В. Душечкина. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб.: «Норинт», 2002.

2.http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/12/01/mal_chik_u_hrista_na_elke/

3.Безбородкина Е.О. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей. 7-9 классы. // Литература в школе, № 7, 2007.

4.Осанова Н.Н. Рождественские рассказы русских писателей. Внеклассное чтение. 5 класс. // Литература в школе, № 8, 1998.

Дронь Е.Н. Праздник Рождества. Святочный рассказ: этимология и специфика жанра. Опыт проведения урока по святочному рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

5.Харитонова О. Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в контексте духовных и литературных традиций»


Презентация к уроку по рассказу "Мальчик у Христа на елке"
PPT / 2.46 Мб

Предварительный просмотр презентации

Учителя русского языка и литературы Гуляевой Екатерины Витальевны

«Да и как не любить детей…» Ф.М. Достоевский

Святочный рассказ особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие: 1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества; 2) наличие героя-ребенка; 3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

Святочный рассказ 4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое)); 5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности; 6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).

Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками. Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение

История создания рассказа 26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте,

История создания рассказа В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

«Мальчик у Христа на Елке» Обратите внимание на не- понятные слова Почему «Мальчик с ручкой»? Какими в 1 ч. Представлены мальчики? Что их ждет в будущем? Почему сочинил или могло быть? Что произойдет с мальчиком? Где оказался мальчик? Счастливый или печальный конец рассказа?

Словесно нарисуйте портрет мальчика Какова судьба мальчиков в 1 ч? Какова судьба мальчика во 2 ч.? Почему плакали матери? Кто же виноват в смерти мальчика? Зачем Ф.М. Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?

Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает? К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? Как люди относятся к мальчику?

«Девочка со спичками» В чем похожи судьбы героев? Какие сказочные элементы встречаются у Г.-Х. Андерсена? Отношение к девочке людей? Чего девочке хотелось? Почему два главных героя безымянны?

Кто и когда сочувствует девочке? А пожалел ли кто-нибудь мальчика? Сравните описание елок в двух произведениях У кого из писателей, по вашему мнению, картина жизни получилась более жестокой?

Вывод Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, то же абсолютное равнодушие окружающих; обоим героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, оба обрели желаемое лишь в мире небесном.

Спасибо за урок! Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации