Презентация к уроку по литератур «Рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"»

3
0
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Учителя русского языка и литературы Гуляевой Екатерины Витальевны

«Да и как не любить детей…» Ф.М. Достоевский

Святочный рассказ особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие: 1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества; 2) наличие героя-ребенка; 3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

Святочный рассказ 4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое)); 5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности; 6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).

Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками. Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение

История создания рассказа 26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте,

История создания рассказа В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

«Мальчик у Христа на Елке» Обратите внимание на не- понятные слова Почему «Мальчик с ручкой»? Какими в 1 ч. Представлены мальчики? Что их ждет в будущем? Почему сочинил или могло быть? Что произойдет с мальчиком? Где оказался мальчик? Счастливый или печальный конец рассказа?

Словесно нарисуйте портрет мальчика Какова судьба мальчиков в 1 ч? Какова судьба мальчика во 2 ч.? Почему плакали матери? Кто же виноват в смерти мальчика? Зачем Ф.М. Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?

Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает? К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? Как люди относятся к мальчику?

«Девочка со спичками» В чем похожи судьбы героев? Какие сказочные элементы встречаются у Г.-Х. Андерсена? Отношение к девочке людей? Чего девочке хотелось? Почему два главных героя безымянны?

Кто и когда сочувствует девочке? А пожалел ли кто-нибудь мальчика? Сравните описание елок в двух произведениях У кого из писателей, по вашему мнению, картина жизни получилась более жестокой?

Вывод Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, то же абсолютное равнодушие окружающих; обоим героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, оба обрели желаемое лишь в мире небесном.

Спасибо за урок! Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации