Доклад «Нестандартные приёмы изучения произведений Ф.М. Достоевского на уроках литературы»
Автор: Филатова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Буравцовская СОШ» Эртильского
района Воронжской области
Нестандартные приёмы изучения произведений
Ф. М. Достоевского на уроках литературы (на примере святочного рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»)
Собранная из мельчайших крупинок золотой пыли золотая роза подобна писательскому труду: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли…». Писатель должен переработать, выбрать из множества событий, мыслей, впечатлений необходимое так же, как из мелких крупинок золотой пыли Жан Шамет создавал свою золотую розу. «Но, подобно тому, как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». Так о любви к литературе, о нелёгком труде писателя, о поиске себя мы читаем у Л. Г. Паустовского в «Золотой розе».
Создать художественное произведение – цель автора, а вот как его преподнести на уроке – это уже задача учителя.
Современный урок литературы – это сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, что способствует развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся, созданию условий для интеллектуального развития детей. Иными словами, обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве учителя и воспитанников.
Чтобы урок был интересным и увлекательным, необходимо использовать «нетрадиционные формы» уроков. Урок-суд, урок – творческая лаборатория, уроки – мастерские, урок – защита проектов…
В последнее время среди активных методов и приёмов обучения выделяются следующие: «Инсерт», «Кластер», «Фишбоун», «Фанфик», «Дерево предсказаний», «Сторителлинг» и ряд других.
Какие же приёмы можно использовать для изучения творчества Ф. М. Достоевского?
Знакомство с произведениями Ф.М. Достоевского в школе по программе Г. С. Меркина начинается в 9 классе: «Белые ночи», «Бедные люди». В 10 классе изучается «Преступление и наказание», обзорно роман «Идиот». Однако своё тематическое планирование строю таким образом, чтобы в 5 классе изучить святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», так как это произведение способствует развитию морально – этических представлений, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей, а также развитию личной ответственности за свои поступки.
Работу над рассказом можно провести на уроке внеклассного чтения после изучения повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ещё один вариант – урок родной литературы в разделе «Русские традиции», в котором представлены проза и поэзия о празднике Рождества Христова.
Обратимся к конкретному примеру.
Технология развития критического мышления способствует развитию эмоционального интеллекта школьников, поэтому отдаю предпочтение именно ей. Среди задач есть воспитание навыка сопереживать, сожалеть, сочувствовать, сострадать, что необходимо на уроках литературы. Выделяется три стадии: вызов (побуждение), осмысление (реализация замысла), рефлексия (размышления).
Любой урок должен начинаться ярко, захватывающе, чтобы замотивировать учащихся на интересную и успешную работу в течение всего урока. Приём «Ассоциаций»
- Посмотрите на картинную галерею (На слайде несколько полотен известных художников).
- Какое событие изобразили художники?
- С каким праздником у вас ассоциируются эти полотна? Почему?
- Итак, сегодня продолжим беседу о светлом празднике Рождество Христово. Святочная неделя – это время песен, подарков. Люди веселятся, ходят в гости. И, конечно же, это время совершения добрых дел, поступков.
Внимание на экран. «Рождественские праздники – это радостные дни, дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всём календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца…» (Джон Уилби).
-Что лежит в основе Рождественских праздников? (Милосердие, доброта, всепрощение).
- Улыбки друзей, тепло семейного очага, ощущение счастья… Всегда ли люди испытывают чувство радости в канун праздника Рождества, как вы считаете?
- В каких произведениях, где описывается этот праздник, мы ощущали радость, видели добрые поступки, герои были счастливы?
- Сегодня нам предстоит узнать, что не всегда праздник приносит людям радость. Наряду с роскошью, богатством по соседству находятся нужда, горе, одиночество. Об одном дне из жизни маленького героя рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» мы и узнаем сегодня.
Сформулируем тему урока: Проблемы милосердия, доброты и всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения святочного рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»;
- формировать умения анализировать прозаическое произведение, развивать речь и творческие способности;
- нравственно – эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе.
- Вспомним определение святочного рассказа.
Произведение, в котором рассказывается о чудесах, случающихся с обыкновенными людьми накануне Рождества, называется святочным или рождественским рассказом.
Сообщение об истории написания рассказа (готовит ученик).
26 декабря 1876 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой был на весёлом детском балу на рождественской ёлке в Санкт – Петербургском клубе художников. На следующий день он побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни он несколько раз встречал на улицах Петербурга мальчика, лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них всё до копейки отбирают взрослые, тратя деньги на выпивку. Эти контрастные впечатления легли в основу январского выпуска «Дневника писателя». В конце января 1876 года рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
Чтение текста по частям осуществляет учитель. Приём «Чтение с остановками»
Рассказ называется “Мальчик у Христа на ёлке». Как вы думаете, о чём он?
1 часть.
- Почему автор использует слова «мерещится», «кажется»? О чём это говорит? (О реальности происходящих событий)
- Почему события происходят в каком-то городе, нет указания на конкретный город?
- Как бы вы продолжили повествование? Что могло произойти «в каком-то огромном городе и в ужасный мороз»? Приём «Дерево предсказаний»
2. Часть «В подвале».
- Совпали ваши предсказания?
-Автор не называет мальчика, почему?
- В какое время происходят описываемые события?
- Что мы узнаём о жизни ребёнка в экспозиции рассказа?
Работа в группах
1.Характеристика мальчика, его ощущения
|
2. Характеристика места, где находится ребёнок |
3. Средства выразительности |
Мальчик без имени, одет в халатик, дрожит, скучает, хочется кушать, боится подходить к старушке, жутко ему и холодно |
Сырой, холодный подвал; мама не двигается, халатник пьян, больная старушка ворчала на мальчика, у соседских дверей воет собака |
Дыхание его вылетало белым паром; тонкая, как блин, подстилка; мама холодная, как стена. Уменьшительно-ласкательные суффиксы «мальчик», «халатик», «картузишко» |
- Что испытывает мальчик, находясь в подвале?
- Что же побудило его выйти на улицу?
Автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «мальчик», «халатик», «картузишко», тем самым показывая беззащитность, одиночество маленького ребёнка, вызывает жалость к герою текста.
- Какое ключевое слово этого эпизода? Холодно.
- Как дальше будут развиваться события, и что ожидает мальчика на улице,
мы узнаем из следующей части.
3. Часть «В городе»
- Какой приём использует автор в этом эпизоде? (Приём контраста)
Подберите отдельные слова и словосочетания, доказывающие вашу точку зрения.
Город – деревня
Свет – чёрный мрак
Хочется кушать – давали кушать
Люди, лошади – никого, только воют собаки
- Что можно сказать о людях, живущих в городе?
- Как блюститель порядка повёл себя по отношению к мальчику? О чём этот поступок говорит? «Мимо прошёл блюститель порядка и отвернулся» - безразличное отношение к ребёнку.
- Что чувствует мальчик на улице города? (одиночество, страх, голод)
- Какое ключевое слово этого эпизода? Мороз.
- Что же произойдёт с мальчиком дальше, как вы считаете? Приём «Дерево предсказаний»
- Сбылись ли ваши предположения?
- Какую роль в этой части рассказа играет стекло? Это как бы граница, которая разделяет миры. Реальный мир мальчика, в котором он существует, и «волшебный», недоступный для него мир полный довольства, тепла, радости.
- Каков он, реальный мир мальчика, по сравнению с миром детей «за стеклом»?
Приём «Синквейн»
Мальчик Голодный, одинокий Заплакал, испугался, покатился В сильный холод одет по-летнему. Одиночество.
|
Дети Нарядные, чистенькие Играют, едят, пьют Девочка с мальчиком танцуют под музыку. Счастье. |
- Как встречает мальчика мир большого города?
«Ух, как на него закричали и замахали!» - люди из богатого дома – ненужность маленького человека, он лишний, чужой для них.
«Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу!» - равнодушие.
«…Большой злой мальчик… вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой». – злоба, жестокость.
- Какую художественную деталь использует автор текста?
- Почему мальчик не поднял упавшую копеечку?
Она была дана не от чистого сердца. Ребёнку хотелось человеческого тепла, сочувствия. А с этой монетой он не знал бы, что делать.
- На что делает акцент автор при описании мальчика? «Пальчики болят, стали уже совсем красные», «не сгибаются», «трудно пошевелить».
- Какое ключевое слово выделим? Холод.
Работа со словарём С.И. Ожегова
Итак, вы обратили наше внимание на слово холод. Обратимся к словарю Ожегова и выясним, сколько значений имеет это слово и какое из них оно имеет в рассказе. Слово многозначное. В тексте встречается в прямом значении холодное состояние воздуха, его температура ниже нуля. В переносном значении: холодное, неприязнённое или равнодушное отношение к кому-нибудь.
- Становятся ли люди в рассказе добрее и милосерднее накануне Рождества?
- Почему они не замечают мальчика, пугают его, отталкивают?
Вывод: В большом городе не нашлось ни одного человека, который бы проявил милосердие к мальчику. Автор показывает равнодушие общества XIX века.
Творческая работа.
Напишите продолжение рассказа 5-7 предложений. Что же могло случиться с мальчиком, который спрятался за дровами?
Пока дети работают, включить музыкальное сопровождение.
Зачитываем работы 2-3.
- А теперь посмотрим, что же было дальше?
Чтение 4 части «Ёлка у Христа»
Мальчик оказывается на ёлке у Христа. В тексте есть два упоминания о ёлке: ёлка в городе за стеклом и на празднике у Христа.
- Чем отличаются эти два праздника?
-Кого встречает мальчик на ёлке?
- Как он себя чувствует там?
Выделим ключевые слова, которые передают атмосферу праздника, настроение героя.
Цветовые образы: свет, всё блестит и сияет, мальчики и девочки светлые.
Переживания ребёнка: кружатся вокруг него, летают, целуют, берут, несут с собой. Слёзы радости, все его целуют, не чувствует холода.
Холод на земле – тепло после смерти
- Когда же мальчик смог испытать настоящее детское счастье?
- Для кого Христос устраивал ёлку?
- В какой момент вы поняли, что мальчика не стало на земле?
5 часть «Наутро…»
- Почему же умер мальчик?
Вывод: Канун Рождества Христова. Светлый праздник, праздник добра, любви, милосердия, а в подворотне у сложенных дров утром дворники находят замёрзшего мальчика. Никто не проявил сострадания к ребёнку. Всему виной равнодушие общества XIX века.
Рождество – это ёлка, праздник, чудо. Можем ли мы сказать, что в рассказе тоже есть чудо? Голос, тихий голос, позвавший мальчика на ёлку и сам праздник у Христа. Только жаль, что это чудо произошло после смерти.
Подведение итогов.
- Какова тема рассказа?
- С какой целью Достоевский написал рождественский рассказ с таким финалом?
- Чему учит рассказ?
Нужно по-доброму относиться к людям. Милосердие и сострадание должны жить в наших сердцах, а не безразличие и равнодушие.
- Актуальна ли тема, затронутая Ф. М. Достоевским в наши дни?
- А вы когда-нибудь были милосердны по отношению к кому-либо?
Рефлексия.
Предлагаю на заготовленных ранее сердечках написать пожелания добра, а затем подарить «добринки» тем людям, кому захотите.
Рождество… Ожидание чуда,
Всеобъемлющей, светлой любви.
В эту ночь верить в сказку не трудно,
К небесам ты свой взгляд подними!
Пусть рождественской звёздочкой яркой
Осенит твою душу тепло,
И роскошным чудесным подарком
В дом придут Божий мир и добро!
Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов».
Домашнее задание.
1. «И зачем же я сочинил такую историю?» - спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский. Как бы вы ответили на этот вопрос?
2. Написать счастливый финал рассказа (приём «Фанфик»).
Ф. М. Достоевский, освещая злободневные проблемы своего времени, призывает нас к милосердию, сочувствию, учит не проходить мимо чужой беды, ведь все мы несём ответственность и за свои поступки, и за любое проявление зла, происходящее в мире, что на данный момент очень актуально в современном обществе.
Список литературы и Интернет – ресурсов:
1. Достоевский Ф. М. Повести и рассказы.- М. «Детская литература», 1984г.
2.Паустовский К.Г. Золотая роза. Электронная книга – https://librebook.me/zolotaia_roza
3.Уилби Джон. https://цитаты.рус/people/id/2381
4.http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/263042-rozhdestvo-…-ozhidanie-chuda/
7
Устинова Валентина Ивановна
Филатова Наталия Александровна