12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сенякина Татьяна Петровна23
1

Конспект урока литературы «Тема детства в рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" и пьесе В.Н. Леванова "Выглядки"» (6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 г.Пензы

 

Конспект урока

литературы в 6 классе

 

«Тема детства в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В.Н. Леванова «Выглядки»».

 

Автор:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 20 г. Пензы

Сенякина Татьяна Петровна

 

Тема

Тема детства в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки»

Цель

 

Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты. 4. осветить творческую историю изучаемого произведения; 5.рассмотреть художественные особенности святочного рассказа как малой эпической формы; 5. совершенствовать навык выразительного чтения прозаического произведения

Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления.

Планируемые результаты

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание рассказа Ф.Достоевского и

пьесе В. Леванова «Выглядки»,

уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки святочного рассказа

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Святочный рассказ, сказка, герой, детство, милосердие

Межпредметные связи

Окружающий мир, культура речи, история, искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, тексты произведений Ф.М. Достоевского и В. Леванова, рабочие тетради

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Методы и приемы обучения

Комментирование иллюстраций, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

 

Психологический настрой на урок

 

Предлагаю отправиться в путешествие по просторам литературы и начать наш урок.

Под музыку Антонио Вивальди зачитывается следующий текст: Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Ты сейчас находишься на улице. Зима. Тебе холодно. Ты хочешь согреться, но огни большого города не дают тебе тепла. И вдруг вдалеке ты замечаешь огонек. Ты бежишь к нему. Ты падаешь. Тебе больно. Но ты встаешь и упорно двигаешься к этому манящему огоньку. И чем быстрее ты бежишь, тем сильнее ты чувствуешь тепло. А теперь энергично выдохните и откройте глаза. Что вы видите на экране? Да, это огонь. И я желаю вам, ребята, чтобы искорка этого огня поселилась в вашем сердце и согревала всех, кто окружает вас.

 

Выполняют по заданию по артикуляции с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

 

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместное целеполагание

Какие праздники нас скоро ожидают?

 

А что за праздник Рождество? Святки?

Составление кластера «Рождество».

 

 

Эпиграфами к нашему уроку я взяла слова

Ф.М. Достоевского: «Да и как не любить детей..»

 

 

 

Мне говорят: побереги себя!

Всех не спасешь от бед и не накормишь!

Бессмысленно ко всем бежать на помощь!

На всех смотреть любя!

Мне говорят: «Чужое не болит!

И за чужих детей мы не в ответе!»

Но разве в мире есть чужие дети?!

И разве стоит по-другому жить?!

 

 

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Ведь совсем просто обидеть и обмануть беззащитного ребенка, разрушить его веру, надежду и даже любовь…

 Федора Михайловича тревожил вопрос, почему «дите плачет»? Почему же ребенок плачет? Почему все проходят мимо него? Ведь так не должно быть…

 

 

Как вы думаете, о чем сегодня будут у нас произведения?

 

 

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесой

В. Леванова «Выглядки». Мы рассмотрим, обсудим и попробуем решить проблемы, поставленные авторами в произведениях.

 

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Новый год, Рождество, Святки

-Когда мы празднуем рождение Иисуса Христа

Учащиеся в группе составляют кластер, затем спикер каждой группы защищает работу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

О Рождестве, о детстве, о детях, о празднике, о чуде

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

 

III. Актуализа-ция знаний и углубление изученного

 

 

Давайте вспомним, а что такое святочный рассказ? Послушаем небольшое сообщение.

Ваша задача – записать основные черты святочного рассказа.

 

 

 

 

Разумеется, нельзя говорить о произведении, не зная биографии автора. Ф.М. Достоевский писатель «взрослый», поэтому его произведения проходят в старших классах. Но сегодня мы познакомимся с удивительным рассказом для детей. Говоря о Достоевском, мне хочется начать со следующего отрывка (на фоне тихая музыка из «Времен года»:

"Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот и ему был прочитан приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но однако–же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут, или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет… Он помнил все с необыкновенной ясностью и говорил, что никогда ничего в этих минутах не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, было врыто три столба, так как преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбу в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть… Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать; ему все хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот, как–же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты уже будет "нечто ", кто-то или что-то, так кто же? Где же? Все это он думал в те две минуты решить! Невдалеке была церковь, 'и вершина собора с позолоченной крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он через три минуты как-нибудь сольется с ними… Неизвестность «и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, было ужасно: но он говорил, что ничего не было для него в то время тяжелее, как беспрерывная мысль: "что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уже ничего бы даром не истратил!» (Ф.М. Достоевский «Идиот»)

Говорить о Федоре Михайловиче можно много и долго. Родился он в семье врача, но детство заканчивается смертью матери, а затем отца, самым страшным моментом, переменившим взгляд на жизнь, стала казнь, отрывок о ней вы только что услышали.

Я предлагаю сегодня остановиться на истории создания рассказа «Мальчик у Христа на елке».

 

Отвечают на вопросы

 

Сообщение учащегося о жанре святочного рассказа, записывают основные черты в тетрадь:

Святочный рассказ - особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие:

1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

2) наличие героя-ребенка;

3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое));

5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности;

6) гуманистическая направленность рассказов с рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика

26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей.

 

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом.

 

1.Постановка проблемы 

 

 

 

 

 

2.Осмысление содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Решение проблемного вопроса

 

 

В рассказе «Мальчик у Христа на елке» Достоевский говорит о мальчике, который заблудился в огромном взрослом мире, который тянет «ручку», чтобы получить милостыньку.

В конце рассказа Достоевский говорит: « И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще и писателя?»

Сегодня мы должны ответить на этот вопрос.

А теперь обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

 

Как вы думаете, о чем он?

Когда происходит действие рассказа?

Какие характерные для рождественского рассказа особенности пр присутствуют в произведении Достоевского?

Какие приемы, помогающие нам понять героя, использует автор?

Каким вы представляете себе этого мальчика? Опишите. Словесное рисование портрета мальчика.

Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя.

Составление таблицы:

Художественная деталь

Значение

 

Автор также использует прием противопоставления.

Найдите, что противопоставляется в рассказе.

Составление таблицы

1 группа Город – деревня

2 группа Мир Мальчика – мир за стеклом

3 группа Елка у людей – елка у Христа

 

Зачем Ф.М. Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?


 


 


 

Раскройте смысл финала рассказа.


 


 


 

Ф.М.Достоевский задается вопросом: «И зачем я сочинил такую историю?..» А как думаете вы: зачем?


 


 


 

Почему Достоевские не дает мальчику имя?

А в наше время есть такие брошенные и забытые «мальчики с ручкой»?

Объясните смысл слова «выглядки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков мир героев пьесы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков образ матери в пьесе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы понимаете смысл фразы: «ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ, ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ».

 

 

 

 

 

 

Формулируют для себя цель на урок

 

 

 

 

 

О мальчике, о Христе, о Рождестве

Перед Рождеством

1. Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

2. Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

 

 

 

 

 

Составляют таблицы

(Приложение 2)

 

Предсмертные видения героя – полная противоположность тому, что выпало ему на долю в условиях земного бытия. Только что он корчился от голода, холода и страха, задыхался от бега – «… и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло…» Здесь иной световой и температурный «режим» и в прямом, и в переносном смысле: «так тепло, как на печке…», «все сияет и блестит», «всё мальчики и девочки, только такие светлые», - и это тепло и свет подлинной христианской любви. На райской елке царит атмосфера человечности и добра: «Все… кружатся около него… все они целуют его».

 

Финал рассказа возвращает читателя к реальной жизни: «наутро дворники нашли маленький трупик». Эти строчки напоминают официальное сообщение и опять-таки указывают на равнодушие и безразличие людей. Никто не выразил сочувствия и сострадания, никто не пролил слез.

Рассуждают о милосердии, что мальчик никому был не нужен, он был одинок, никто даже в праздник не сделал добро. Сердца людей закрыты, они очерствели.

Пугает равнодушие, с которым отнеслись к найденному трупику ребенка.

События, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.

Да. Об этом пьеса В. Леванова «Выглядки»

Хотя писатель дал имена своим героям, в произведении они представлены безликими существами –« выглядками». Значение этого слова герои произведения понимают по-своему, от «выглядывать», потому что они часто выглядывали из окна, ждали мать. На самом деле она называла их другим словом, с другой буквой в середине слова, которое никак не откладывалось в детском сознании. Два ребенка оказываются не просто в трудной жизненной ситуации, они медленно умирают от голода, потому что мать-алкоголичка забыла о них, бросила, ушла из дома.

Мир детей – это замкнутое пространство, ограниченное пустой комнатой с кроватью, до которой еще нужно найти силы доползти. Денис и Никита лишены всех атрибутов детства: игрушек, сладостей, книжек, ласки, тепла, заботы. Внешний мир для них закрыт, он представляется только в расплывчатых воспоминаниях далекого прошлого, когда Дениса «еще возили в коляске». Рассказывая брату о посещении парка, Никита рисует идеальную картину из детства: парк, карусель, смех матери, мороженое, песочница, лето. То, что для других детей считалось повседневным, для этих мальчиков – несбыточные мечты. Голод и боль превращаются в источники страха и одиночества.

Образ матери настолько далек от детей, что для обозначения самого близкого человека герои используют местоимение 3-го лица – ОНА, которое в тексте пьесы выделено заглавными буквами («А ОНА придет?», «А ОНА принесет сегодня?», «А вдруг ОНА опять не придет?») и является признаком частого отсутствия матери.. Автор пьесы подчеркивает, насколько несчастны дети, в таком раннем возрасте утратившие связь с самым дорогим для любого ребенка человеком.  И лишь в конце пьесы умирающий Никита, словно хватаясь руками «за соломинку», впервые произносит: «МАМА!..МА…» -  в надежде услышать или увидеть дорогого ему человека, которого не было при жизни. Но безуспешно. Дети умирают от голода, в одиночестве, так и не дождавшись матери.

Предложение, входящее в структуру данного высказывания («НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ»), как бы обращено ко всем людям: такая смерть недопустима, поскольку находится за пределами добра, и мучения детей будут оправданы вечностью – «Царствием Божьим». Мир, в котором живут герои, жесток, и царствие божье (или вечность) выступает в произведениях как спасение детей от этой жестокости в другом мире, за границей смерти.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

 

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Самостоятель

ная работа по тексту произведений

 


 

В чём общая святочная направленность произведений?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Кто же виноват в смерти героев произведений?


 

Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает?

Вспомните Заповеди Христа о милосердии и сострадании.

 

 

 

 

Чтобы стать милосердным, нужно…

Можете ли вы научиться этому?

Сопоставляя рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесу В. Леванова «Выглядки», можно выделить общую святочную направленность, признаками которой считаются:

временная приуроченность к Рождеству;

параллельное существование будничной трагической реальности и райского мира Создателя;

вера в свершение чуда;

наличие героя-дитя, его физические и моральные страдания и отчуждение от окружающего мира;

безнравственное отношение взрослых по отношению к ребенку;

объединяющие мотивы безгрешности младенцев и греховности взрослых, одиночества, отчаяния, гонения, гибели, двоемирия и житейской пошлости.

Людское равнодушие.

Сердца людей закрыты, они очерствели.

 

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. 

 

Научиться любить ближних.

Учиться прощать врагов.

Подавать милостыню нуждающимся.

(ответы учащихся)

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


 

VI. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

 

Мы сегодня на урок познакомились с двумя произведениями разных писателей. Какой вывод мы можем сделать?

 

Русский писатель-классик Ф.М. Достоевский отражал в своем творчестве актуальные проблемы девятнадцатого века. Его утверждение « …ни одна слезинка не может стоить счастья всего мира» из романа «Братья Карамазовы» находит продолжение и в настоящее время.

Современный писатель-драматург

В. Леванов, раскрывая тему безвинных страданий детей, подчеркивает моральную ответственность и нравственный долг человечества перед ребенком.

Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, то же абсолютное равнодушие окружающих; героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, они обрели желаемое лишь в мире небесном. Берегите детей, их будущее, " ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ».

 

 

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности»

2. Найти афоризм о милосердии, добре и сострадании, написать сочинение-рассуждение

(на выбор)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

t1638621843aa.gif

t1638621843ab.gif

t1638621843ac.gif

t1638621843ad.gif

t1638621843ae.gif

t1638621843af.gif

 

Приложение 2

Таблица 1

 

 

Художественная деталь

Значение 

халатик

Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.

копеечка

денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Большое стекло

Граница между миром мальчика и богатой счастливой жизнью

«живые куколки»

противопоставлены мертвым душой людям.


 

Таблица 2

Город

«Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…».

Деревня

«Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак…Деревянные низенькие домишки запираются ставнями.. целые стаи собак… воют и лают всю ночь..»

Мир мальчика

«В сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно». «Господи, как хочется поесть…и так больно стало вдруг пальчикам»

Мир за стеклом

Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то».

Елка у людей

«Видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик,отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали!»

Елка у Христа

на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, — семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, — но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…».


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.