Конспект урока литературы «Тема детства в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В.Н. Леванова «Выглядки» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г.Пензы
Конспект урока
литературы в 6 классе
«Тема детства в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В.Н. Леванова «Выглядки»».
Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 20 г. Пензы
Сенякина Татьяна Петровна
Тема |
Тема детства в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки» |
||||
Цель
|
Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты. 4. осветить творческую историю изучаемого произведения; 5.рассмотреть художественные особенности святочного рассказа как малой эпической формы; 5. совершенствовать навык выразительного чтения прозаического произведения Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления. |
||||
Планируемые результаты |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
Знать содержание рассказа Ф.Достоевского и пьесе В. Леванова «Выглядки», уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки святочного рассказа |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
||
Основные понятия |
Святочный рассказ, сказка, герой, детство, милосердие |
||||
Межпредметные связи |
Окружающий мир, культура речи, история, искусство |
||||
Ресурсы: |
Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, тексты произведений Ф.М. Достоевского и В. Леванова, рабочие тетради |
||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
||||
Методы и приемы обучения |
Комментирование иллюстраций, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
||
I. Орг.момент
Психологический настрой на урок |
Предлагаю отправиться в путешествие по просторам литературы и начать наш урок. Под музыку Антонио Вивальди зачитывается следующий текст: Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Ты сейчас находишься на улице. Зима. Тебе холодно. Ты хочешь согреться, но огни большого города не дают тебе тепла. И вдруг вдалеке ты замечаешь огонек. Ты бежишь к нему. Ты падаешь. Тебе больно. Но ты встаешь и упорно двигаешься к этому манящему огоньку. И чем быстрее ты бежишь, тем сильнее ты чувствуешь тепло. А теперь энергично выдохните и откройте глаза. Что вы видите на экране? Да, это огонь. И я желаю вам, ребята, чтобы искорка этого огня поселилась в вашем сердце и согревала всех, кто окружает вас.
|
Выполняют по заданию по артикуляции с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. |
Включение в учебный процесс
|
||
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока
Совместное целеполагание |
Какие праздники нас скоро ожидают?
А что за праздник Рождество? Святки? Составление кластера «Рождество».
Эпиграфами к нашему уроку я взяла слова Ф.М. Достоевского: «Да и как не любить детей..»
Мне говорят: побереги себя! Всех не спасешь от бед и не накормишь! Бессмысленно ко всем бежать на помощь! На всех смотреть любя! Мне говорят: «Чужое не болит! И за чужих детей мы не в ответе!» Но разве в мире есть чужие дети?! И разве стоит по-другому жить?!
Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Ведь совсем просто обидеть и обмануть беззащитного ребенка, разрушить его веру, надежду и даже любовь… Федора Михайловича тревожил вопрос, почему «дите плачет»? Почему же ребенок плачет? Почему все проходят мимо него? Ведь так не должно быть…
Как вы думаете, о чем сегодня будут у нас произведения?
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесой В. Леванова «Выглядки». Мы рассмотрим, обсудим и попробуем решить проблемы, поставленные авторами в произведениях.
|
Учащиеся отвечают на вопросы: - Новый год, Рождество, Святки -Когда мы празднуем рождение Иисуса Христа Учащиеся в группе составляют кластер, затем спикер каждой группы защищает работу.
О Рождестве, о детстве, о детях, о празднике, о чуде |
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения;
|
||
III. Актуализа-ция знаний и углубление изученного
|
Давайте вспомним, а что такое святочный рассказ? Послушаем небольшое сообщение. Ваша задача – записать основные черты святочного рассказа.
Разумеется, нельзя говорить о произведении, не зная биографии автора. Ф.М. Достоевский писатель «взрослый», поэтому его произведения проходят в старших классах. Но сегодня мы познакомимся с удивительным рассказом для детей. Говоря о Достоевском, мне хочется начать со следующего отрывка (на фоне тихая музыка из «Времен года»: "Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот и ему был прочитан приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но однако–же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут, или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет… Он помнил все с необыкновенной ясностью и говорил, что никогда ничего в этих минутах не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, было врыто три столба, так как преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбу в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть… Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать; ему все хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот, как–же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты уже будет "нечто ", кто-то или что-то, так кто же? Где же? Все это он думал в те две минуты решить! Невдалеке была церковь, 'и вершина собора с позолоченной крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он через три минуты как-нибудь сольется с ними… Неизвестность «и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, было ужасно: но он говорил, что ничего не было для него в то время тяжелее, как беспрерывная мысль: "что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уже ничего бы даром не истратил!» (Ф.М. Достоевский «Идиот») Говорить о Федоре Михайловиче можно много и долго. Родился он в семье врача, но детство заканчивается смертью матери, а затем отца, самым страшным моментом, переменившим взгляд на жизнь, стала казнь, отрывок о ней вы только что услышали. Я предлагаю сегодня остановиться на истории создания рассказа «Мальчик у Христа на елке». |
Отвечают на вопросы
Сообщение учащегося о жанре святочного рассказа, записывают основные черты в тетрадь: Святочный рассказ - особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие: 1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества; 2) наличие героя-ребенка; 3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа; 4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое)); 5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности; 6) гуманистическая направленность рассказов с рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).
Сообщение ученика 26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей.
|
Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
||
IV. Работа с текстом.
1.Постановка проблемы
2.Осмысление содержания
3. Решение проблемного вопроса
|
В рассказе «Мальчик у Христа на елке» Достоевский говорит о мальчике, который заблудился в огромном взрослом мире, который тянет «ручку», чтобы получить милостыньку. В конце рассказа Достоевский говорит: « И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще и писателя?» Сегодня мы должны ответить на этот вопрос. А теперь обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
Как вы думаете, о чем он? Когда происходит действие рассказа? Какие характерные для рождественского рассказа особенности пр присутствуют в произведении Достоевского? Какие приемы, помогающие нам понять героя, использует автор? Каким вы представляете себе этого мальчика? Опишите. Словесное рисование портрета мальчика. Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь. Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. Составление таблицы:
Автор также использует прием противопоставления. Найдите, что противопоставляется в рассказе. Составление таблицы 1 группа Город – деревня 2 группа Мир Мальчика – мир за стеклом 3 группа Елка у людей – елка у Христа
Зачем Ф.М. Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?
Раскройте смысл финала рассказа.
Ф.М.Достоевский задается вопросом: «И зачем я сочинил такую историю?..» А как думаете вы: зачем?
Почему Достоевские не дает мальчику имя? А в наше время есть такие брошенные и забытые «мальчики с ручкой»? Объясните смысл слова «выглядки».
Каков мир героев пьесы?
Каков образ матери в пьесе?
Как вы понимаете смысл фразы: «ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ, ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ». |
Формулируют для себя цель на урок
О мальчике, о Христе, о Рождестве Перед Рождеством 1. Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя. 2. Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.
Составляют таблицы (Приложение 2)
Предсмертные видения героя – полная противоположность тому, что выпало ему на долю в условиях земного бытия. Только что он корчился от голода, холода и страха, задыхался от бега – «… и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло…» Здесь иной световой и температурный «режим» и в прямом, и в переносном смысле: «так тепло, как на печке…», «все сияет и блестит», «всё мальчики и девочки, только такие светлые», - и это тепло и свет подлинной христианской любви. На райской елке царит атмосфера человечности и добра: «Все… кружатся около него… все они целуют его».
Финал рассказа возвращает читателя к реальной жизни: «наутро дворники нашли маленький трупик». Эти строчки напоминают официальное сообщение и опять-таки указывают на равнодушие и безразличие людей. Никто не выразил сочувствия и сострадания, никто не пролил слез. Рассуждают о милосердии, что мальчик никому был не нужен, он был одинок, никто даже в праздник не сделал добро. Сердца людей закрыты, они очерствели. Пугает равнодушие, с которым отнеслись к найденному трупику ребенка. События, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком. Да. Об этом пьеса В. Леванова «Выглядки» Хотя писатель дал имена своим героям, в произведении они представлены безликими существами –« выглядками». Значение этого слова герои произведения понимают по-своему, от «выглядывать», потому что они часто выглядывали из окна, ждали мать. На самом деле она называла их другим словом, с другой буквой в середине слова, которое никак не откладывалось в детском сознании. Два ребенка оказываются не просто в трудной жизненной ситуации, они медленно умирают от голода, потому что мать-алкоголичка забыла о них, бросила, ушла из дома. Мир детей – это замкнутое пространство, ограниченное пустой комнатой с кроватью, до которой еще нужно найти силы доползти. Денис и Никита лишены всех атрибутов детства: игрушек, сладостей, книжек, ласки, тепла, заботы. Внешний мир для них закрыт, он представляется только в расплывчатых воспоминаниях далекого прошлого, когда Дениса «еще возили в коляске». Рассказывая брату о посещении парка, Никита рисует идеальную картину из детства: парк, карусель, смех матери, мороженое, песочница, лето. То, что для других детей считалось повседневным, для этих мальчиков – несбыточные мечты. Голод и боль превращаются в источники страха и одиночества. Образ матери настолько далек от детей, что для обозначения самого близкого человека герои используют местоимение 3-го лица – ОНА, которое в тексте пьесы выделено заглавными буквами («А ОНА придет?», «А ОНА принесет сегодня?», «А вдруг ОНА опять не придет?») и является признаком частого отсутствия матери.. Автор пьесы подчеркивает, насколько несчастны дети, в таком раннем возрасте утратившие связь с самым дорогим для любого ребенка человеком. И лишь в конце пьесы умирающий Никита, словно хватаясь руками «за соломинку», впервые произносит: «МАМА!..МА…» - в надежде услышать или увидеть дорогого ему человека, которого не было при жизни. Но безуспешно. Дети умирают от голода, в одиночестве, так и не дождавшись матери. Предложение, входящее в структуру данного высказывания («НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ»), как бы обращено ко всем людям: такая смерть недопустима, поскольку находится за пределами добра, и мучения детей будут оправданы вечностью – «Царствием Божьим». Мир, в котором живут герои, жесток, и царствие божье (или вечность) выступает в произведениях как спасение детей от этой жестокости в другом мире, за границей смерти. |
Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию .
Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
||
V. Самостоятель ная работа по тексту произведений
|
В чём общая святочная направленность произведений?
Кто же виноват в смерти героев произведений?
Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает? Вспомните Заповеди Христа о милосердии и сострадании.
Чтобы стать милосердным, нужно… Можете ли вы научиться этому? |
Сопоставляя рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесу В. Леванова «Выглядки», можно выделить общую святочную направленность, признаками которой считаются: временная приуроченность к Рождеству; параллельное существование будничной трагической реальности и райского мира Создателя; вера в свершение чуда; наличие героя-дитя, его физические и моральные страдания и отчуждение от окружающего мира; безнравственное отношение взрослых по отношению к ребенку; объединяющие мотивы безгрешности младенцев и греховности взрослых, одиночества, отчаяния, гонения, гибели, двоемирия и житейской пошлости. Людское равнодушие. Сердца людей закрыты, они очерствели.
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
Научиться любить ближних. Учиться прощать врагов. Подавать милостыню нуждающимся. (ответы учащихся) |
Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
||
VI. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
Мы сегодня на урок познакомились с двумя произведениями разных писателей. Какой вывод мы можем сделать?
|
Русский писатель-классик Ф.М. Достоевский отражал в своем творчестве актуальные проблемы девятнадцатого века. Его утверждение « …ни одна слезинка не может стоить счастья всего мира» из романа «Братья Карамазовы» находит продолжение и в настоящее время. Современный писатель-драматург В. Леванов, раскрывая тему безвинных страданий детей, подчеркивает моральную ответственность и нравственный долг человечества перед ребенком. Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, то же абсолютное равнодушие окружающих; героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, они обрели желаемое лишь в мире небесном. Берегите детей, их будущее, " ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ».
|
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
||
VIII. Домашнее задание. |
1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности» 2. Найти афоризм о милосердии, добре и сострадании, написать сочинение-рассуждение (на выбор)
|
|
|
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 1
|
|
Художественная деталь |
Значение |
халатик |
Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. |
копеечка |
денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно. |
Большое стекло |
Граница между миром мальчика и богатой счастливой жизнью |
«живые куколки» |
противопоставлены мертвым душой людям. |
Таблица 2
Город «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…». |
Деревня «Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак…Деревянные низенькие домишки запираются ставнями.. целые стаи собак… воют и лают всю ночь..» |
Мир мальчика «В сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно». «Господи, как хочется поесть…и так больно стало вдруг пальчикам» |
Мир за стеклом Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то». |
Елка у людей «Видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик,отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали!» |
Елка у Христа на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, — семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, — но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…». |