Презентация к уроку русского языка в 10 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по теме «Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях»
1. Наступил последний день Москвы. 1. Наступил последний день Москвы. 2. Неприятель отражен во всех пунктах, и завтра мы его погоним обратно из священной Русской земли. 3. Русские не делали этого усилия, потому что они не атаковали французов.
1) [ ]. П.П. 1) [ ]. П.П. 2) [ ], и [ ]. ССП 3) [ ], (потому что…). СПП
Дым выстрелов орудийных и ружейных стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Если русские сделают ещё одно маленькое усилие, то французы погибнут. Теперь люди, которые осознавали весь ужас своего поступка , ощущали какую-то непонятную силу. Дым выстрелов орудийных и ружейных стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Если русские сделают ещё одно маленькое усилие, то французы погибнут. Теперь люди, которые осознавали весь ужас своего поступка , ощущали какую-то непонятную силу.
Проверь себя 1.[ ], (с.что…) 2. ( с.если), [то]. 3. [ ,(с.с. которые…),…].
Придаточное предложение по отношению к главному может занимать любое положение : стоять после него, перед ним или в середине главного.
Тема урока: Место придаточного предложения по отношению к главному в СПП.
1.Продолжать учиться определять место придаточного предложения по отношению к главному. 2. Закреплять умение строить схемы СПП с различным положением придаточного предложения по отношению к главному. 3.Тренироваться в умении синтаксического анализа СПП.
Начало предложений: Начало предложений: Если хочешь мира…; Кто к нам с мечом придет…; Плох тот солдат…; Продолжение предложений: …который не думает стать генералом; …будь готов к войне; ... тот от меча и погибнет;
1)Если хочешь мира, будь готов к войне.(Корнелий Иепот-римский историк) 1)Если хочешь мира, будь готов к войне.(Корнелий Иепот-римский историк) (с.если…),[ ]. 2)Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.(Александр Невский.) (c.с.кто…),[ ]. 3)Плох тот солдат, который не думает стать генералом. (Александр Суворов) [ ],(с.с.который…).
Мне снилось, что, простясь с военною тревогой, Мне снилось, что, простясь с военною тревогой, От тех кровавых мест, где буйство протекло, Поспешно я иду знакомою дорогой В родимое село. Я к хижине сходил холмов с крутого ската, Разлуки тайный страх надеждой веселя, - И дряхлый мой отец, тотчас узнав солдата, Вскочил без костыля. Я милых обнимал, но пушка вестовая Сон тихий прервала, и в сечу мне лететь! И к Варне понеслась дружина удалая… Иль там мне умереть?
1.Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы. 1.Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы. 2.Дать полный синтаксический анализ первому предложению в данном стихотворении.
Два чувства дивно близки нам , В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (А.С.Пушкин)
Чем запомнился сегодняшний урок? Что понравилось больше всего? Над чем заставил задуматься?