Урок по русскому языку в 5 классе «Сложноподчиненные предложения»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Сложноподчиненные предложения».
Автор: Дурнаева Шубанат Курбановна, учитель русского языка и литературы, г. Ростов-на-Дону, школа №109
Цели:
формирование понятия о сложных предложениях;
развитие умения распознавать ССП и СПП;
формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
формирование мыслительных операций: исследование, анализ, обобщение.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Межпредметные связи: литература
Необходимое оборудование: учебники В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык. Теория» и «Русский язык. Практика»
Демонстративный материал: презентация на тему: «Сложные предложения», алгоритм распознавания сложных предложений; алгоритм пунктограмм в сложных предложениях
Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие, запись даты, классная работа, пропуск строки для темы)
2.Мотивация к учебной деятельности
Актуализация опорных знаний
Орфографический диктант
Вестибюль в июле на ремонте, в брошюре Юра написано, часто участвую в викторине, чувствую неиссякаемые эмоции
- Учитель.
Сегодня мы продолжим тему о простых и сложных предложениях.
Напомните, пожалуйста, какие бывают предложения? (Простые и сложные)
Как мы их определяем? (По числу грамматических основ)
Как называется раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис)
А раздел грамматики, изучающий знаки препинания и правила их постановки и очень тесно связанный с синтаксисом? (пунктуация)
Что такое пунктограмма? (место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило)
Какие средства связи бывают в сложных предложениях?
Какое пунктуационное правило нужно применять в сложносочиненных предложениях?) (перед союзами и а но да надо ставить запятую)
Почему называются союзные и бессоюзные? (Средством связи могут быть союзы)
3. Объявление темы и цели урока.
–Сегодня мы с вами будем говорить о том, что СП бывают еще и СПП. Вы узнаете, чем схожи ССП и СПП и чем отличаются друг от друга.
Мы уже говорили о сложносочиненных предложениях.
Какие это предложения? Какие средства связи могут быть в ССП?
(союзы и а но да)
Разберем несколько предложений. Подчеркнем грамматическую основу и произведем синтаксический разбор (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по числу грамматических основ, по наличию второстепенных членов, осложнено или не осложнено). Составим схемы этих предложений.
1.Звучал булат, картечь визжала (сложное, бессоюзное)
2.Алеша стыдился открыть глаза, а слезы катились по его щекам (сложносочиненное)
3.Друг-это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает за своего друга
Как мы объясним пунктограммы в этом предложении? (Объяснение знаков препинания между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в И.п.)
А пунктограмма в сложносочиненных предложениях – перед союзами ставить запятую – нужна в сложноподчиненных предложениях, как вы думаете?
Последнее предложение чем-то отличается от предыдущего?
Сколько грамматических основ? Являются эти предложения равноправными?
Можем между предложениями поставить точку?
Какое слово служит средством связи между предложениями?
Вывод учеников:
в этом предложении есть две грамматические основы, между предложениями нельзя поставить точку, потому что они неравноправны, они зависят друг от друга. Одно из предложений главное, а второе зависимое. От главного предложения задаем вопрос (друг – это какой человек?). Предложения связаны при помощи слова который. Перед этим словом ставится запятая.
Учитель:
Слово который в отличие от союзов является членом предложения, мы можем его заменить ближайшим к нему существительным. Эти слова называются союзными.
Предложения, в которых есть главная и зависимая часть и соединяются при помощи союзов и союзных слов , являются сложноподчиненными. Зависимое предложение называют придаточным предложением. В сложноподчиненных предложениях средством связи служат союзы и союзные слова такие как: кто, что, который, какой, чтобы, потому что, для того чтобы и др.(запись союзов и союзных слов в тетрадь)
Запишем еще одно предложение (у доски ученик). Найдем грамматические основы и определим сложносочиненное оно или сложноподчиненное.
Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место.
Вывод учеников.
В сложноподчиненных предложениях, так же как и в сложносочиненных, перед союзом должна быть запятая. Но в сложноподчиненных предложениях есть придаточные предложения, которые поясняют главные предложения. Они не равноправны.
4.Физкультминутка
А теперь отдохнем немного и составим устно пятистишие на тему «Предложение». Составляют ученики.
1.предложение
2. простые и сложные
3. повествуют, спрашивают, побуждают
4. предложение содержит какую-либо информацию
5. сообщение
Работа в парах – составление пятистишия на тему «Зима».
Проверка и оценивание.
5. Первичное закрепление.
Работа с учебниками
Упражнение № 325. Записать сначала простые предложения, затем – сложные. (У доски двое учеников: один записывает простые предложения, другой - сложные). Проверка.
6.Контроль и оценка результатов деятельности
Теперь откроем параграф 26 в «Теории» и посмотрим, все вам ясно из параграфа или нет. Если все понятно, то ставим + карандашом, а если нет, то - . Это значит дома доработать или подготовить вопросы к следующему уроку.
7. Закрепление. Задание устное.
Определить ССП или СПП. Если сложносочиненное, то поднимаем одну руку, если сложноподчиненное – две руки
Дует ветер, и листва шуршит.
На старом кладбище в сырые осенние ночи загорались синие огни, а в часовне сычи кричали пронзительно и звонко.
Мать моя умерла, когда мне было шесть лет.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено.
Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений.
Молодцы!
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание. Составить текст из 5 -6 сложных предложений на тему: «Мне подарили конопляное семя». Представьте, что вы в волшебной сказке «Черная курица». Как вы поступите?
Демидович Лариса Николаевна
Galina76
Дурнаева Шубанат Курбановна