Урок русского языка в 10 классе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по теме «Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях»

0
0
Материал опубликован 10 December 2018

Урок русского языка в 10 классе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по теме «Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях».

Учитель русского языка и литературы: Купрюшина Анастасия Петровна

Тема: «Место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях».


 

Цели:

-продолжить работу над сложноподчиненным предложением,

Учебные задачи:

-формировать умение отличать сложноподчиненное предложение от других видов предложений,

-строить схемы,

-устанавливать связь между частями СПП.

Развивающие задачи:

-развивать навыки монологической речи, умение формулировать и аргументированно отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

-воспитывать нравственные качества, чувства патриотизма, гордости за русский народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, индивидуальные карточки разного цвета с заданиями.

Ход урока.

I.Орг.момент.

Учитель: Плох тот человек ,который не знает своего прошлого.


 

Ребята,у нас сегодня необычный урок. Он тесно связан с историей и посвящен событиям войны 1812года. Вы все знаете, что наполеоновская армия, почти полностью разгромленная ,была выдворена из России. Война,закончилась в России, но не для русских солдат.В 1813 году военные действия перенеслись на территорию Польши и Германии. А в 1814 году состоялась битва за Париж, в которой участвовали главным образом русские корпуса. Это сражение стало одним из самых кровопролитных для союзных воиск. За один день погибло 8 тысяч солдат, 6 тысяч из которых были русские. №! Марта 1814 года русская армия во главе с императором Александром I триумфально вступила в Париж, поставив тем самым точку на эпохе Наполеона Бонапарта. В этом году исполняется ровно 200 лет с того самого дня. И мы должны помнить о героизме русского народа , отстоявшего в который раз русскую землю.

Весь речевой материал нашего урока будет связан с этими историческими событиями.

Запишите число , классная работа.

Я предлагаю вашему вниманию синтаксическую разминку.

II.Синтаксическая разминка.

Давайте прочитаем предложения , спроецированные на экран(слайд)

(красные карточки)

Задание: начертить схемы предложений ,определить их вид.


 

1.Наступил последний день Москвы.

2. Неприятель отражен во всех пунктах, и завтра мы его погоним обратноиз священной Русской земли.

3.Русские не делали этого усилия ,потому что они не атаковали французов.

Учитель: С какими видами предложений мы работаем на уроках?


 

Работа с текстом (жёлтые карточки)

Учитель: Итак, мы работаем со СПП. Давайте прочитаем отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (слайд)


 

Дым орудийных и оружейных стал так густ, что застлал весь подъём той стороны врага. Если русские сделают еще одно маленькое усилие, то французы погибнут. Теперь люди, которые осознавали весь ужас своего поступка , ощущали какую-то непонятную силу.


 

Задание: Постройте схемы в тетрадях для каждого предложения. Какое место занимает придаточная часть по отношению к главной в каждом из них?

Учитель: Сделайте вывод о месте придаточного предложения по отношению к главному в СПП.

III.Сообщение темы урока (формулирует учитель)

Учитель: Вот мы и подошли к вопросам,которые будем решать на сегодняшнем уроке. Сегодня на уроке мы должны научиться (слайд с целями).

IV.Закрепление материала.

Работа над предложениями (оранжевые карточки)

Учитель: Перепишите с карточек в тетрадь предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите какое место придаточная часть занимает по отношению к главной в каждом из них.

(последнее предложение записано на доске заранее и закрыто)


 

1.Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (М.Ю. Лермонтов)

2.Если я завоюю Москву , то поражу Россию в самое сердце. (Наполеон)

3.За бой при подходе к Парижу , в котором Денис Давыдов проявил небывалый героизм, ему присвоили чин генерал-майора.


 

Учитель: Я записала на доске то предложение из ваших карточек, в котором придаточная часть занимает позицию внутри главной. Скажите, какое это предложение?

V.Пауза релаксации.

Ребята, хотелось бы вспомнить героя войны 1812г. Дениса Давыдова. Лихой гусар, отважный воин, наиболее яркий представитель гусарской поэзии. И сейчас исполняются замечательные романсы на его стихи. Один из них мы сейчас послушаем .Песня на стихи Давыдова «Не пробуждай.»

(Слайд. Звучит песня «Не пробуждай»)

Учитель: Мы отдохнули ,и сейчас я предлагаю вам следующее задание.

VI.Самостоятельная работа. Игра «Составь предложения» (слайд)На слайде части предложений в два столбика. Надо составить предложения, чтобы получились высказывания знаменитых людей).

Предложения:

1.Если хочешь мира , будь готов к войне

2.Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.( На самом деле эту фразу вложил в уста Невскому писатель Петр Павленко. Это библейское выражение и звучит оно так : Взявшие меч-мечом погибнут. )

3. Плох тот солдат, который не думает стать генералом.

(А эта фраза Суворова стала крылатой, но звучит она полностью так : « Плох тот солдат , который не думает стать генералом ,а ещё плоше тот, который много думает, что с ним станет»

VII.Подведение итогов урока.

Учитель:

Еще раз давайте повторим , где может находиться придаточная часть по отношению к главной в СПП?

Чему вы научились на уроке?

Какие задания вам понравились?

Над чем урок заставил задуматься? На какие размышления навёл?

VIII. Домашнее задание (белые карточки)

Слайды .

Стихотворение И. Козлова «Сон ратника».

Задание: списать, вставляя пропущенные буквы.

Дать полный синтаксический анализ первому предложению

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации