12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мартынюк Людмила Александровна34
Россия, Волгоградская обл., х. Вертячий

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вертячинская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»

Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение»

с учётом требований стандарта второго поколения

Автор :

Мартынюк Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Вертячинская СОШ» Городищенского района, I квалификационной категории

Волгоград

2016/2017 учебный год


 

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

Цели урока:

Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;

Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

владение всеми видами речевой деятельности;

проведение различных видов анализа;

осознание эстетической функции родного языка;

2. Метапредметные :

овладение приемами выделения необходимой информации;

использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;

овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;

формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;

формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;

формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;

формирование навыков управления поведением партнера;

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


 

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня на уроке мы  отправимся в лабиринт.

Слайд №1. Однажды Минос - царь Крита поместил Тесея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки.

Слайд№2.А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

Но перед тем как отправиться в путешествие по лабиринту, я предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока.

Слайд №3. Записано предложение: Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование.

1.Определите вид предложения. Докажите своё мнение.

Слайд№4. Итак, на уроке мы повторим основные сведения о СПП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к итоговой аттестации по русскому языку.

Слайд №5. Ребята, перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по лабиринту.

У нас три группы – три отряда. У каждого отряда своя нить. Узелок на нити –остановка, чтобы продолжить путь необходимо выполнить задание. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончили его выполнение.

- А какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами.

Ну что же, в путь, дорогие друзья!

Подготовка к обобщению понятий и правил

Слайд №5.

Препятствие №1 «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»

Задания по группам:

Слайд №6

Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?
[ ], [ ].
[ ], ( который…)
[ ], и [ ].

Слайд №7

«Закончи предложение».

Независимое предложение в составе СПП называется __________.

Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.

Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.

Слайд №8

Заполнить таблицу и озвучить её.

[ ], (с. слово, союз )

? косвенных падежей

определительные

Виды СПП

 

Учитель: Мы успешно прошли первое испытание.

Слайд №9 Препятствие № 2. «Знаете ли вы ?»

Опрос «Ты — мне, я — тебе». Вопросы группы задают по очереди.

Всегда ли придаточное предложение следует за главным? Обоснуйте свой ответ.

Может ли придаточное предложение стоять перед главным? Обоснуйте свой ответ.

Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложения? Обоснуйте свой ответ.

УУД познавательные:

овладение приемами выделения необходимой информации;

использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;

Обобщение понятий и правил и определение их роли в речи

Учитель: Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.

Препятствие №3

Задание: найти и выписать из данных предложений СПП. (Cлайд № 10)

Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.

Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.

Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.

Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.

Проверка: каждая группа читает одно предложение и доказывает свой выбор.

Слайд №11 Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».

Задания по группам: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните как вы понимаете афоризмы? Приведите примеры известных вам афоризмов.

1 группа. (Слайд № 12)

Нет величия там где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).

Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).

2 группа. (Слайд № 13)

Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).

День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).

3 группа. (Слайд № 14)

Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).

Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).

Слайд №15 Препятствие № 5. Cоюзы и союзные слова.

Распределите предложения в 2 столбика (Союз или союзное слово?). Обоснуйте свой ответ:

С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.

Ты спросишь, кто велит мне?

Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.

Днём в доме, где я живу, идёт привычная жизнь.

Он пообещал, что вернётся до заката.

Подай мне книгу, что лежит на столе.

Слайд №16 . Препятствие № 6. Виды придаточных предложений.

Каждая группа получает по три одинаковых листа с заданиями, выполнить нужно все задания. При проверке задания проецируются на доске,

1 . Работа с изъяснительными предложениями.

Найдите «3 лишнее».

1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

 

Выполните анализ пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).

2. Работа с придаточными определительными.

Составьте схемы предложений.

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)

Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся

перелётные птицы!

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов,

был разлит в утреннем воздухе.

Работа с придаточными обстоятельственными.

Записать предложения с последующим составлением схемы. Определить значение придаточного предложения.

Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Слайд №18 . Препятствие № 7. Вид подчинения:

Определите вид подчинения. Обоснуйте свой ответ.

Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз.

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое.

Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет.

Когда он смотрел на часы, он был так растревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.

Слайд №19.Препятствие № 8. Конструирование СПП

Составить памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги:

Если вы хотите понравиться людям,

1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].

2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).

3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)

4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)

5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].

Познавательные УУД

овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;

создание условий для формирования навыков критического мышления в результате принятия и непринятия позиций различных групп и формирование общего вывода;

Регулятивные УУД

формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;

Коммуникативные УУД:

формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;

формирование навыков управления поведением партнера;

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самостоятельная работа

Слайд №19.Препятствие № 9. Проверочная работа (Приложение)

Регулятивные УУД

формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Слайд №21.Препятствие № 11. «Золотой ключик»

Чтобы открыть дверь из лабиринта мы должны вспомнить всё, над чем работали во время урока.

Слайд № 22. Вопросы для самоконтроля

Отличительные черты СПП.

Как соединяются придаточные предложения с главным?

Как отличить союз от союзного слова?

От каких особенностей строения СПП зависят их значения?

Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

Учитель : Мы успешно прошли последнее препятствие и вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь.

Какие задания нам помогли выйти из лабиринта?

А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы, которые должны быть СПП. (Cлайд № 23)

Главным для меня на уроке было то, …

Меня порадовало на уроке то, …

Теперь я буду знать, что …

Меня огорчило то, что …

Итогом урока считаю …

Теперь я буду знать …

Я рад, что…

Я хотел бы, чтобы…

А теперь оцените свои знания. Помните: «По труду и честь».

Вид работы

Оценка ученика

Оценка учителя

Теория

   

Пунктуация в СПП

   

Составление схем

   

Союзы и союзные слова

   

Распознавание видов придаточных предложений

   

СПП с изъяснительными придаточными

   

СПП с определительными придаточными

   

СПП с обстоятельственными придаточными

   

Вид подчинения в СПП

   

Конструирование предложений

   

Составление текста

   

Домашнее задание

Текст на листочках.

Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгений Онегин» мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления которые должны быть у каждого из нас самостоятельными иначе человек обречён на пожизненное духовное прозябание… Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.

Н. Доризо.

Определить тему и идею текста, тип и стиль. Найти средства выразительности. Списать текст , расставить знаки препинания, найти СПП, определить виды придаточных предложений, построить схемы, указать вид подчинения. (5)

Списать, расставить знаки препинания, найти СПП, определить виды придаточных предложений, построить схемы. (4)

Списать, расставить знаки препинания, найти СПП, построить схемы. (3)

Приложение. ТЕСТ

1- В каком ряду все перечисленные слова являются подчинитель­ными союзами?

который, куда, также;

если, так как, чтобы;

и, однако, откуда.

2.Укажите сложноподчиненное предложение:

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку .

Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами .

3.Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной

1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело.

4.Составьте предложение по схеме:

[… сущ. ], (который…).

[…глаг.], (что…).

(Когда…), [ ] и [ ].

5. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не яв­ляется определительным?

У самого закоренелого человека бывают минуты, когда за­гнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции .

Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и та­щат что-то тяжелое.

Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

6. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не яв­ляется изъяснительным?

На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда до­неслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя .

Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус -это прежде всего чувство меры.

Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению .

7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели ?

Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в уще­лье мрачного Дарьяла меня с измученным конем .

Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки .

Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют .

Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад .

8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени?

Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись за­навески.

Как только стало светать, мы двинулись дальше .

Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко .

Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

9. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия?

В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался .

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось .

Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае .

Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно .

10.Расставьте знаки препинания. Какой пример является простым предложением со сравни­тельным оборотом?

После дождя все вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли юры и равни­ну подмели .

Азовское море цветет в начале августа как цветут реки и пруды .

Иней лежал даже на палубе как белая крупна соль и хру­стел под ногами .

Многие русские слова само по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск .

11.Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем, используя СПП.

Друг — это тот, кто…

Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…

Я дружу с… , потому что…

Я полностью согласен с тем, что дружба…

Настоящий друг обязательно скажет тебе, если…

Стремись, чтобы другу…

Список литературы

Асмолов , А.Г.и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.:Просвещение,2010.

Захарова, Т.,А, Чурсина ,Л.Н., Юрьева Е.С. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. М.: Планета,2011.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. М.: Астрель, 2010.

Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.

М.: Вербум-М, 2010.

Примерная программа по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы: проект. М.: Просвещение,2011.

Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженкой, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)/сост. Г. М. Вялкова. М.: Планета, 2010.

Русский язык. ГИА. М.: Астрель, 2010.

http://www.gramma.ru/

http://www.km.ru

http://likbez.spb.ru

http://www.philology.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.