12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фотиния68
Россия, Татарстан респ., Бугульма
3

Урок «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места, времени»



Урок русского языка в 9 классе

Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места, времени

Цели: - дать понятие определения по теме урока;

-формировать умения распознавать придаточные времени, места, отличать их от других придаточных, определять их местоположение

-формировать умение отражать строение сложноподчинённых предложений с придаточными времени, места, способах связи придаточных места и времени с главной частью,

правильно ставить знаки препинания ,

-развивать мышление, умение доказывать свою точку зрения,

- формирование понимания красоты и ценности народных промыслов как памятника прошлого и основ народного творчества в будущем.

Наглядность: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, табель самооценки ученика, раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «СПП» и познакомимся с еще одной группой придаточных обстоятельственных предложений.

Хотелось бы, чтобы наш урок прошел быстро, четко, слаженно, чтобы мы все успели и были за это вознаграждены хорошими отметками в журнале. Для этого у каждого из вас имеется на парте карта успеха ученика, которую в конце урока вы мне сдадите. Работаем в группах. ( 4)

Речевая тема нашего урока - ярмарка народных промыслов. Вам предстоит подумать над вопросом: какую роль играет народный промысел в нашей жизни.

Начнём со словарной работы.( Д.з )

Этимология слова «ярмарка» и « народные промыслы»

Ярмаркой назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И название сохранилось до сих пор, несмотря на новейшую моду заменять исконно русские слова иностранными.

Народные промыслы представлены на ярмарке производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой.

Этимология слова промысел (исконное от глагола мыслити).

Подбор однокоренных слов: промышлять, промышленность, мышление, промысловики, мыслить. Лексический анализ слова: промышлять – «промыслить чем, что, на что – жить, добывать хлеб и всё нужное, заниматься чем-то как средством жизни» (Словарь В.И.Даля).

Актуализация: Итак, мы определились – у нас урок - ярмарка. Кто же хозяин нашей ярмарки? Сложноподчиненное предложение.

Запишем число и оформим запись классной работы.

 

А что мы знаем о хозяине?

- Назовите основные признаки сложноподчинённого предложения.

«Грамматический диктант».

Формулировка

Повторим теоретический материал. Запишите в тетради № задания: Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+

1.

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

 

2.

Предложения бывают простые, сложные и составные

 

3.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

 

4

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

 

5.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

6.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

7.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

8.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

9.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

10

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

11.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

ПОРАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ.( Тексты у каждого ученика)

Задание- работаем в группах:

1группа выполняет задания А1-А3( задания ,связанные со смысловой и композиционной целостностью текста)

2 группа- А4-А6

3-группа -В1-В3

4 группа - В4-В7

Прочитайте текст и выполните задания
(1) Пока средневековые алхимики тщетно пытались получить заветный металл, в глухих лесах Заволжья русские мужики творили иное золотое чудо. (2) Словно волшебники из сказки, умеющие превращать обыкновенный камень в сверкающий алмаз, они в простой крестьянской печи с помощью дерева, варёного льняного масла (олифы), двух красок да оловянного порошка создавали горящие золотом обеденные миски, солоницы, ложки разных форм и размеров, ковши, ендовы, поставки, скобкари, круглые братины* такой дивной красоты и богатства, что прослыли они золотыми, хотя золота в них не было совсем.
(3) Чудо это прозвали Золотой Хохломой.
(4) На Руси испокон веков принято щи хлебать деревянными ложками из деревянных плошек, квас пить из деревянных ковшей. (5) Убога была такая утварь и вся обстановка избы с маленькими подслеповатыми окошками, с коптящей по вечерам лучиной, с гладкими столами и лавками. (6) Однако извечная тяга к праздничности, приобретённое с раннего детства стремление украшать себя и всё окружающее научили российского крестьянина преображать свою скудную жизнь, всюду и во всём создавать красоту.
(7) Крестьяне приволжских деревень ютились вокруг торгового села Хохлома, они издавна занимались ложкарно-посудным делом. (8) Из дерева вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки и иную утварь. (9) Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины. (10) Для крепости покрывали олифой и закаляли в печи. (11) Потом лудили, и дерево как будто исчезало. (12) На серебристую поверхность виртуозным движением мастер наносил растительные узоры красной или чёрной краской.
(13) Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты, изысканны и точны. (14) После раскраски вещь много раз покрывали олифой, много раз сажали в раскалённую печь. (15) Именно от температуры зависело, вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. (16) Наконец из печи вынимали чашу, самим солнцем согретую, драгоценную от искусства, вложенного в неё.
(17) Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши, не уступали боярским — золотым и серебряным. (18) Какую радость, какой праздник приносили они в жизнь крестьянина! (19) В доме его становилось уютнее и веселее.

(20) Прошло уже не одно столетие, а замечательное искусство Хохломы живёт и продолжает радовать людей, оно сумело выдержать конкуренцию и донести традиции этого ремесла до наших дней.
(21) Народное искусство Хохломы — одно из замечательных проявлений национальной культуры, памятник духовной жизни народа — учит нас видеть и любить красоту в простом и малом.

(По В. Белеховой)

* Братина — старинная посуда, похожая на объёмный горшок с крышкой, в которой подносилось питьё к праздничному столу. Ендова — праздничная посуда с ноcиком-сливом, в которой подносилось питьё к столу и разливалось по чаркам. Ковш — старинная русская посуда для напитков. Поставок — посуда для кваса или пива. Скобкарь — старинная деревянная посуда для напитков в форме водоплавающей птицы. Солоница — ёмкость для соли.


А1. Какое суждение ОТРАЖЕНО в содержании прочитанного текста?
1)    В изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из народного эпоса и сказок.
2)    Замечательно искусство Хохломы сумело выдержать конкуренцию и донести традиции этого ремесла до наших дней.
3)    К сожалению, современная молодёжь не проявляет интереса к древним народным промыслам.
4)    Дерево — это единственный природный материал, из которого создают народные умельцы свои произведения.
А2. Какая мысль выражена в предложениях 17—19?
1)    Народное искусство Хохломы давно известно за пределами нашей Родины.
2)    Каждое изделие народного искусства приносит добро и радость человеку.
3)    Деревянная посуда прочна и экологически безопасна.
4)    Деревянные изделия Хохломы были не только удобны и прочны, но и приносили радость в дом.
А3. В каком значении употреблено слово ЛУДИТЬ в предложении 11?
1)    соединять части чего-либо при помощи расплавленного металла
2)    покрывать, заполняя трещины, щели пастообразной замазкой
3)    покрывать тонким слоем олова для предохранения от окисления
4)    покрывать поверхность цветными узорами


А4. В каком варианте ответа содержание второго предложения ПРОТИВОПОСТАВЛЕНО содержанию первого?
1)    (5) Убога была такая утварь и вся обстановка избы с маленькими подслеповатыми окошками, с коптящей по вечерам лучиной, с гладкими столами и лавками. (6) Однако извечная тяга к праздничности, врождённое стремление украшать себя и всё окружающее научили российского крестьянина преображать свою скудную жизнь, всюду и во всём создавать красоту.
2)    (8) Из дерева вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки и иную утварь. (9) Чтобы изделие стали гладким, его шпаклевали раствором глины.
3)    (14) После раскраски вещь много раз покрывали олифой, много раз сажали в раскалённую печь. (15) Именно от температуры зависело, вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым.
4)    (20) Прошло уже не одно столетие, а замечательное искусство Хохломы живёт и продолжает радовать людей, оно сумело выдержать конкуренцию и донести традиции этого ремесла до наших дней. (21) Народное искусство Хохломы — одно из замечательных проявлений национальной культуры, памятник духовной жизни народа — учит нас видеть и любить красоту в простом и малом.
А5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: почему автор заканчивает текст словами «Народное искусство Хохломы учит нас видеть и любить красоту в простом и малом»?

Такая концовка текста…
1)    это призыв автора к тому, чтобы возродить забытое искусство Хохломы.
2)    заостряет внимание читателя на мысли о том, что Хохлома — это одни из народных промыслов России, развитие которого требует государственной поддержки.
3)    является риторически приёмом (кольцевая концовка), который используется авторами публицистических текстов.
4)    подводит итог рассуждениям автора о том, что произведения народного искусства преображают повседневную действительность и учат ценить красоту обыкновенных вещей.
А6. Укажите предложение, в котором есть метафора.
1)    2
2)    4
3)    12
4)    13

В1. Из предложений 6—12 выпишите слово, которое употреблено в значении «совокупность предметов кухонного обихода».
В2. Из предложения 14 выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне.
В3. Из предложений 6—8 выпишите слова, в которых правописание ПРИСТАВКИ зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. Из предложений 2—6 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в суффиксе причастий, образованных от глаголов совершенного вида».


В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО предложения.
Крестьяне приволжских деревень ютились вокруг торгового села Хохломы,(1) они издавна занимались ложкарно-посудным делом. Из дерева вырезали,(2) вытачивали,(3) выдалбливали ложки и иную утварь. Чтобы изделие стало гладким,(4) его шпаклевали раствором глины. Для крепости покрывали олифой и закаляли в печи. Потом лудили,(5) и дерево как будто исчезало.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты,(1) изысканны и точны. После раскраски вещь много раз покрывали олифой,(2) много раз сажали в раскалённую печь. Именно от температуры зависело,(3) вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. Наконец из печи вынимали чашу,(4) самим солнцем согретую,(5) драгоценную от искусства,(6) вложенного в неё. Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши,(7) не уступали боярским — золотым и серебряным.
В7. Замените словосочетание ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНИНА (предложение 18), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
 

ОТВЕТЫ

А1- 2
А2- 4
А3- 3


А4- 1
А5- 4
А6- 1

 

В1- утварь
В2- сажали, раскалённую
В3- извечная, создавать, издавна
В4- приобретённое

В5- 5
В6- 3
В7- крестьянская жизнь

ОЗВУЧИВАЕМ ОТВЕТЫ!


3.Осмысление .(Открытие новых знаний)(учитель читает предл.)

-Определите вид придаточных.(внесите в табл)

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, которые способны своими руками создавать и творить настоящую красоту.

И мы знаем, что через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

-Какого вида придаточных здесь нет?

-Найдите сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным в тексте:

Ярмарки на Руси возникали там, где было пересечение торговых путей. Проводились ярмарки тогда, когда по церковному календарю отмечали какой-либо праздник. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка! Итак, для ярмарки главное найти место и время!

-Скажите, а почему подчеркнуты слова место и время? Как это связано с нашей темой? Какую цель необходимо поставить?

(Научиться находить придаточные места и времени по смысловым вопросам, определять их значение, средство связи, расставлять знаки препинания)

1-2 группы –исследуйте 1 предложение ,опираясь на алгоритм, сделайте вывод

3-4 группы- исследуйте 2 предложение, опираясь на алгоритм, сделайте вывод

(ОТВЕТ УЧ-СЯ)

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения ( на партах у учащихся)

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Для того, чтобы не ошибиться в определении сложноподчиненного с придаточным обстоятельственным места и времени, закрепляем по таблице( на партах у учащихся)

Вид

Вопросы

Союзы

Союзные слова

Примеры

Обстоятельственные

1.Места (относится к сочетанию сказуемого с указательным словом)

2.Времени (поясняет все главное предложение)

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени?

когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем

где, куда, откуда

Я не поеду туда, где мы были в прошлом году.

Очнулся он, когда солнце светило уже высоко.

4.Закрепление.Итак, гуляя по ярмарке мы подходим к деревне Гжель.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.

-Найдите в тексте СПП с придаточными места или времени:

Первое упоминание о Гжели появилось, когда жил и правил Иван Калита.

Это 1328 год.

Позже, когда власть окажется в руках Ивана Грозного, о гжели мы найдем сведения в духовных грамотах других князей.

Глину для изготовления предметов этого промысла добывали там, где течёт река Гжелка.

Находится это место примерно в шестидесяти километрах от Москвы, где теперь проходит железнодорожная линия Москва – Муром – Казань.

- Внимание! Главное - не ошибиться! Сравните: 4 и 5 предложения с подчинительным средством связи - где.

5.Первичное применение усвоенных знаний

А) Схематический диктант «Кто быстрее?» - 2 человека у доски т-ренирует умение на слух определять структуру предложения.

Ученики записывают только схемы предложений

Когда придёт время , я обязательно научусь делать деревянные ложки.

Спешит на ярмарку народ , когда солнце яркое встаёт.

Как только Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, стала чаша золотой..

Народный промысел живёт там, где уважают, берегут и гордятся национальной культурой, национальными традициями.

Б) Восстановление текста: спишите текст, вставляя орфограммы и союзы, подходящие по смыслу, на месте пропусков:

Где, откуда, когда, куда, пока, с тех пор как, едва.

… выс..хла грунто..ка, изделия покрывают алюминиевой пудрой. … наносили р..сунок штрихами, окон?чательный вариант узора ещё (не)был виден. Там, … остались (не) прокраше(н,нн)ые первич?ным слоем места, нанесём о(т,тт)еночные блики другого цвета. Печь, … мы после росписи отправля..м изделие, закрепля..т краски и помога..т сохранить эту красоту на века.

Проверь:

Едва высохла грунтовка, изделия покрывают алюминиевой пудрой. Пока наносили рисунок штрихами, окончательный вариант узора ещё не был виден. Там, где остались не прокрашенные первичным слоем места, нанесём оттеночные блики другого цвета. Печь, куда мы после росписи отправляем изделие, закрепляет краски и помогает сохранить эту красоту на века.

6.Мотивация к домашнему заданию:

-Чем так привлекательны изделия народных промыслов?

А вот что сказал о гжели и хохломе известный модельер Вячеслав Зайцев:

«Почему даже самые отъявленные модники, оказавшись у витрины с гжелью или хохломой, забывают напрочь о распродаже в магазинах одежды и замирают, очарованные этим невиданным, диковинным чудом? А как пройти равнодушно мимо этого яркого великолепия!? Хотя в традиционном гжельском рисунке вроде бы и нет особого изыска, он мгновенно приковывает взгляд, и сам того не замечая, начинаешь им самозабвенно любоваться. Скупая на цвет, она не выглядит монотонной. Синяя подглазурная роспись – это гармоничная игра формы и оттенка. Этот цвет завораживает и околдовывает. Прозрачная глазурь добавляет ему приятной насыщенности, а на идеальной белизне сюжеты, выполненные в технике «Гжель», смотрятся очень контрастно и выразительно. А хохлома? Что может быть ярче и изысканнее?! Хохлома – это праздник, это радужность чувств и эмоций, это та яркая сторона жизни, которой нам так не хватает в нашей повседневности».

-Так чем же для вас так привлекательны изделия народных промыслов?

Это тема вашего творческого домашнего задания.

Напишите развернутый ответ-размышление, используя сложноподчиненные предложения, графически выделите с придаточными обстоятельственными места и времени.

Стандартное домашнее задание: повторить теоретический материал стр.57, упр. 143

7. Подведение итогов:

О каких предложениях мы сегодня говорили?

Назовите части СПП.

Основная и независимая часть – это…

Как обозначается графически главное предложение?

Часть предложения, которая подчинена главной - это?

Как обозначается графически придаточное предложение?

Какие виды придаточных можете назвать?

На какие вопросы отвечают придаточные времени?

На какие вопросы отвечают придаточные места?

На что указывают придаточные времени?

На что указывают придаточные места?

какую роль играет народный промысел в нашей жизни?

Сохраняется древнее ремесло, питающее из далёкого прошлого духовную жизнь нашего народа, связывающее поколения друг с другом. А терять художественные традиции народа мы не имеем права. Ведь каждое изделие народного искусства — это своеобразный памятник духовной жизни народа, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство


ярмарка
PPTX / 4.34 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.