Презентация к уроку «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке» (Русский язык, 6 класс)

2
0
Материал опубликован 16 December 2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение Раменская средняя общеобразовательная школа №19 «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». Вольтер Выполнили: ученицы 6»А» класса Агапова А. Кошелева С. Руководитель проекта: учитель русского языка Вознесенская Е.Н. г. Раменское 2018

Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словами Как людьми населена. Правит ими государь По прозванию Словарь, И относится он к ним, Словно к подданным своим. Я. А. Козловский

В море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов. Но кроме слов, в русском языке есть еще устойчивые словосочетания – фразеологизмы, Значение которых сейчас многим бывает непонятно. Тема «Фразеология. Культура речи» для нас была интересна. На уроках мы узнали источники возникновения фразеологизмов, их толкование, находили примеры употребления их в русском языке.

Цель нашего проекта: организовать эксперимент составления собственных словарей фразеологизмов Задачи: Ознакомиться с особенностями фразеологических словарей Тренироваться в правильном использовании фразеологизмов в речи Стремиться к расширению словарного запаса и речевому самосовершенствованию Показать, как живопись помогает понимать переносное значение фразеологизмов Уметь трудиться в коллективе Использовать в жизни полученные сведения Мы предположили, что собственный фразеологический словарь можем назвать «внутренней историей народа».

Объединившись в группы, приступили к выполнению проекта. Каждая группа получила инструкцию: Подобрать не менее 10 фразеологизмов. Дать их толкование, опираясь на словарь фразеологизмов. Оформить книжку с иллюстрациями. А также критерии оценивания: Обложка 0,5 балла Вступление от автора (теория) 0,5 балла Иллюстрации 1 балл Объем 1 балл Страница-содержание книги 1 балл Эстетика 1 балл

В группах были выбраны лингвисты, редакторы, художники, верстальщики, Которые собирали словари. В них были представлены самые интересные фразеологизмы. Группы по очереди знакомили друг друга с составленными сборниками. Было проведено оценивание. Участники успешно справились с заданием, освоили практический опыт работы с фразеологическими словарями, развивали способность говорить от первого лица с первоисточниками.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например: золотые руки, бить баклуши; отношение к другим людям, например: закадычный друг, медвежья услуга; личные достоинства и недостатки, например: не теряет головы, водить за нос.

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие – заимствованными. Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями, например: бить челом, бить в набат. Многие возникли из пословиц, например: гоняться за двумя зайцами, садиться не в свои сани; из художественных произведений, например: А судьи кто? (А. Грибоедов), мертвые души (Н. Гоголь), живой труп (Л.Толстой), человек в футляре (А. Чехов).

Фразеологизмы заимствовались из древнецерковнославянского языка (ложь во спасение, святая святых, нести свой крест), из мифов разных народов (дамоклов меч, яблоко раздора). Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.