Презентация к уроку-игре по биологии «День птиц» (7 класс)

2
1
Материал опубликован 23 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок – игра (КВН) по теме: День птиц

Цель: создание условий для развития обучаемых использованием игровой ситуации при обобщении и контроле знаний по теме «Птицы».

Организация учебной деятельности

Презентация к уроку

Часть урока

Слайд

Время

(минуты)

1

Приветствие. Тема урока, форма, содержание –+ щебетанье

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют – посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

1, 2

4

2

Целеполагание, обсуждение

3

3

Состав жюри

4

4

Конкурс 1. «Разрешите представиться»

Визитка команды (название, состав, девиз и эмблема команды).

На «доводку» 3 минуты и столько же на самопрезентацию.

5

10

5

Конкурс 2. Разминка. «По полету узнай меня»

Как называются птицы из просмотренных видеосюжетов фильма Д. Аттенборо «Жизнь птиц. Искусство полета»? Команде на размышление 30 секунд

1 фрагмент (время беззвучного просмотра 6.10 – 7.20). Вы правы – это скопа.

2 фрагмент (время беззвучного просмотра 22.10 – 23.05). И откуда вы все знаете. Это действительно он – символ нашего района – краснокнижный сокол-сапсан.

Коротко о нем расскажет член нашего жюри –

6-9

8

6

Физкультминутка «Полет»

10

2

7

Конкурс 3. «Мы вас знаем, птицы»

В течение 8 минут каждый из вас решает тестовые задания. Внимательно и вдумчиво читайте текст, думайте и решайте - и удача всегда будет с вами.

11

8

8

Конкурс 4. Биолимп

Вас ждет групповая работа по решению задачи, аналогичной задачам международной олимпиады PIZA. Предстоит мысленное путешествие в Антарктиду.

Прочитайте текст, во время мозгового штурма внимательно слушайте друг друга, после размышления и обсуждения информации в команде дайте ответы на вопросы.

12

12

9 -

10

Конкурс 5. «Капитаны, капитаны…»

Вам необходимо распутать буквенную неразбериху, определить и записать названия птиц (ответы сдать жюри через 3 минуты). Бонус – за краткую (одно-два предложение) характеристику птицы (устно)

Свиристель ТЕРСИИЛВЬС

Поползень ОНПЕПОЗЛЬ

Мухоловка КМОУЛХВАКО

Стервятник ВСЕРНСЯКТИ

13

5

Конкурс 6. Темная лошадка

Обе команды работают без капитана. Дать ответ, обсудив возможное решение в команде в течение 2 минут. Бонус – в случае ответа за другую команду при отсутствии ее ответа

14-18

11

Физкультминутка «Страус на охране гнезда»

19

2

12

Конкурс 7. Домашнее задание. «Самая обаятельная и привлекательная» - слайд 18.

Ваша цель: используя подготовленный дома материал, составить мини-проект по избранной вами птице и презентовать его.

( 10 минут – на «доведение» продукта, по 5 минут на защиту)

20

20

13

Рефлексия. Как поработали? Подумай, собирая птицу, и выскажись - + многоголосье

2-23

5

14

Подведение итогов

24

3

15

Прощание

25-27

1

     

80 минут

Урок традиционен при завершении изучения темы «Птицы», в разных, но близких вариантах проходит в течение нескольких лет. Проводится в течение двух академических часов (обычно – урок + внеурочное время). Если задания выполняются быстрее, использую:

- «Восхищение совершенством формы» - Гауди о яйце + практическая работа;

- Слово о пере с лабораторной работой;

- Занимательные задачи о птица (Агеева).

Приложение

1. Биологические задачи

Внимательно прочитать каждую задачу, обсудить в команде возможное решение, написать ответ на флажке и поднять его по сигналу. Не расслабляться – на решение одной задаче – 2 минуты, но и помнить – оценивается не скорость, а правильность ответа в рамках отведенного времени.

Дружной работы и успехов!


 

Рассказ – загадка 1

В этот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Она дергала коротким хвостиком и заливалась на все лады веселой песней. Чтобы лучше рассмотреть её, я сделал несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка; мне потом объяснили, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появилась на краю проруби. Ну и птица ! Настоящий водолаз! Позже я узнал, как называется эта птица. Это-…

Рассказ – загадка 2

Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго они ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят к себе и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?»

Но тут вперёд выступила юннатка Оля и сказала: «А я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только названия её я вам не скажу, сами вспомните».

Учитель поддержал предложение Оли, добавив: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они откочевывают каждый год с места на место. С урожаем их связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только к осени, а то и зимой, то птицы начинают гнездиться в самое, казалось бы, неподходящее для этого время, как вы сейчас видели. Но для них оно самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. А весной чешуйки еловых шишек поднимаются ежиками и семена из них высыпаются».


 2. Текст задачи «Пингвины»


Виктор Иванович – отец одноклассницы Марины вернулся из антарктической экспедиции. Он принес ребятам фотографии пингвинов и посоветовал всему классу прочитать замечательную книгу «На куполах Земли». Автор этого сборника очерков и статей – известный полярник, исследователь Арктики и Антарктики, руководитель 1 советской антарктической экспедиции Михаил Михайлович Сомов.

Перед тобой наиболее понравившиеся ребятам отрывки – из главы, посвященной первым исследователям Антарктиды:

«…Древнейшие обитатели Антарктиды – императорские пингвины откладывали яйца и выводили птенцов не летом, как остальные птицы, а в самое неподходящее время года – зимой, в злейший мороз, при почти не прекращающихся снежных бурях, ураганах и вьюгах…

В августе, когда морозы достигли 30 градусов ниже нуля, началась повсеместная кладка яиц. Каждая пинвиниха откладывала только одно яйцо, вкатывала его себе на большие широкие лапы и покрывала толстой складкой своего живота. Чтобы яйцо не разбилось и не скатилось, концы лап у них были приподняты, и казалось, птица стоит на пятках, приподняв пальцы лап. Они стояли день и ночь, как часовые, можно сказать, босиком на голом льду, при ужасающих морозах, почти не прекращающихся снежных бурях и ураганах, в течение более чем месяца, пока не вылуплялись птенцы, уже при сорока градусах мороза. Само собой разумеется, что ни одно животное не выдержало бы такой пытки в одиночестве. Отцы и матери регулярно сменяли друг друга на этом посту.

Ближайшие места пропитания огромной колонии птиц – открытые воды во льду – находились примерно в 15 километрах. Пингвины должны были преодолевать эти длинные расстояния, чтобы погрузиться в воду и ловить там рыбешку и рачков. Так они путешествовали всю зиму гуськом, один за другим, из заснеженных, избранных ими мест к местам кормежки и обратно на непрерывное дежурство по охране потомства.

…Маленькие пингвинята были покрыты таким легким пухом, что немедленно замерзли бы, если бы их оставили на морозе. Родители опять сажали малышей на свои лапы, прикрывая их складкой живота… Лишь к лету птенцы…теряли пух и приобретали шикарное оперение, которое давало им возможность самим нырять в море.

Наряду с императорскими пингвинами вблизи Мирного водился другой, широко распространенный вид птиц – так называемые пингвины Адели. Эти были меньше, но значительно энергичнее, подвижнее и любопытнее…Мы постоянно убеждались в том, что пингвины Адели гораздо умнее императорских. Чтобы произвести потомство, они выбирали более подходящее время года. Зимой они пропадали в море, вблизи открытой воды, где легко добывали корм, и только в начале лета возвращались на землю, чтобы произвести потомство. Они сбивались в небольшие колонии на островах и каменистых склонах, строили из маленьких камушков нечто гнездоподобное и откладывали по одному или по два яйца.

Летать пингвины вообще не умеют…. Зато они отличные ныряльщики и могут оставаться под водой несколько минут. С помощью коротких подобных плавникам крыльев, употребляемых как весла, они молниеносно продвигаются в воде.

В воде им приходиться остерегаться опасных разбойников – кашалотов и морских леопардов, их злейших противников. Людей они подпускали совсем близко…Часами стояли они с любопытством возле нас и напряженно следили за каждым движением .

…Однажды, один из наших самолетов пролетел над птичьей колонией на высоте 200-300 метров. Началась паника, и в толчее много яиц было разбито. Позднее мы установили, что пингвины, не имеющие никаких врагов на земле, очень боятся нападения с воздуха… Наших больших, громыхающих вездеходов и тракторов они нисколько не боялись. Если же над ними пролетал самолет или вертолет, даже на большой высоте, они тотчас в страхе разбегались в разные стороны».

Задание 1. Посмотрев на фотографии пингвинов, Марина воскликнула: «Какой симпатичный зверь!» Саша поправил ее: «Пингвин – птица, а не животное!». Виктор Иванович сказал, что слова Марины неверны, а Саша прав, но в утверждении мальчика есть ошибка.

В чем прав Саша, а в чем ошибается каждый из ребят? Какие биологические доказательства вы можете привести?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выскажите предположение, почему императорские пингвины, в отличие от большинства других птиц, не строят гнезд.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Самки большинства птиц откладывают по 3–10 яиц. Как вы думаете, почему же у императорских пингвинов самки откладывают всего по 1 яйцу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Как вы можете доказать, что обтекаемая форма тела пингвинов – это результат адаптации к факторам среды обитания?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте последний абзац текста. На основе наблюдений ученые экспедиции выдвинули гипотезу, объясняющую такое странное поведение пингвинов. Отметьте гипотезу, которая, на ваш взгляд, наиболее правдоподобна.

Пингвины пугаются непривычных громких звуков работающей техники.

В древности у пингвинов были враги – крупные птицы, которые нападали с воздуха. Оставшаяся боязнь нападения с воздуха при отсутствии врагов – проявление древнего инстинкта.

Пингвины принимают самолеты за большие грозовые тучи и разбегаются, опасаясь ухудшения погоды.

Приведите аргументы, объясняющие, что в других гипотезах показалось вам менее убедительным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания по теме «Птицы»

Ответы заносите в поле вопросов. Время на решение – 7 минут

В заданиях 1-3 ыберите и обведите верный ответ.

1..Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.

1.летающими насекомыми; 2.мышевидными грызунами;

3.твёрдыми плодами;

4.зелёными побегами

2. Укажите признак, по которому птиц можно отличить от млекопитающих

1) двойное дыхание; 2) развитие зародыша на суше

3) высокий уровень обмена веществ; 4) замкнутость кровеносной системы

3. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

1.птицами и млекопитающими; 2.пресмыкающимися и птицами

3.пресмыкающимися и млекопитающими; 4.земноводными и птицами

4. Выберите три эволюционно-прогрессивных черты летающих птиц, :

1.легкость и прочность скелета; 2.высокая интенсивность обмена веществ;

3.смешанная кровь в сердце; 4.костный череп;

5. клюв без зубов; 6. головной мозг из пяти отделов.

Ответ: __________________

5. Выстройте путь прохождения пищи у скворца в правильной последовательности. Полученную последовательность букв впишите в приведенную ниже таблицу.

А. глотка, Б. желудок, В. толстая кишка, Г. клоака, Д. тонкая кишка, Е. пищевод.

1

2

3

4

5

6

           

6. Вставьте в текст «Птицы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем полученную последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Птицы – высокоорганизованные __________________(А) животные. Кожа тонкая, сухая, лишенная __________________(Б). Перьевой покров способствует _____________(В), обтекаемости тела. Скелет легкий, так как полости _____________(Г) костей заполнены воздухом.

1.холоднокровные, 2. пух, 3. железы, 4.теплоизоляция, 5. все кости, 6. трубчатые, 7. водные , 8. теплокровные.

А

Б

В

Г

       


Презентация к уроку

Предварительный просмотр презентации

СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ МАОУ «БУГАЛЫШСКАЯ СОШ» НУРИСЛАМОВА Т.Р. ДЕНЬ ПТИЦ

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют – посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! (И.С. Никитин)

ЦЕЛЬ? ОБСУДИМ Обобщить материал и проверить, как знаем тему «Птицы». Развивать умение решать биологические задачи. Учиться слушать и слышать друг друга, работать в группе.

Состав нашего жюри Учитель биологии и химии – Члены родительского комитета – 2 Ученики вашего класса - 2

Конкурс № 1 Визитка «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ» Название, состав и девиз команды 10 минут

Конкурс № 2 Разминка «ПО ПОЛЕТУ УЗНАЙ МЕНЯ.. » Команде на размышление – 30 секунд

Скопа

Сокол-сапсан (символ Красноуфимского района)

Наш сапсан

Полет

Конкурс № 3 Мы вас знаем, птицы! Индивидуальное решение тестовых заданий 7 минут

Конкурс № 4. Биоолимп Олимпиада «ПИНГВИНЫ»

Конкурс №5 «КАПИТАНЫ, КАПИТАНЫ…» Распутать буквенную неразбериху, определить и записать названия птиц (ответы сдать жюри через 3 минуты)

Конкурс № 6 «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» Обе команды работают без капитана. Дать ответ, обсудив возможное решение в команде в течение 2 минут.

Рассказ-загадка №1 В этот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Она дергала коротким хвостиком и заливалась на все лады веселой песней. Чтобы лучше рассмотреть её, я сделал несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка; мне потом объяснили, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появилась на краю проруби. Ну и птица ! Настоящий водолаз! Позже я узнал, как называется эта птица. Это-… .    

Оляпка (водяной воробей, водяной дрозд)

Рассказ-загадка №2 Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго они ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят к себе и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?» Но тут вперёд выступила юннатка Оля и сказала: «А я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только названия её я вам не скажу, сами вспомните». Учитель поддержал предложение Оли, добавив: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они откочевывают каждый год с места на место. С урожаем их связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только к осени, а то и зимой, то птицы начинают гнездиться в самое, казалось бы, неподходящее для этого время, как вы сейчас видели. Но для них оно самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. А весной чешуйки еловых шишек поднимаются ежиками и семена из них высыпаются».

Клёст

«Страус на охране гнезда»

Конкурс № 7 Домашнее задание «САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ» Ваша цель: используя подготовленный дома материал, составить мини-проект о выбранной птице и презентовать его (8 минут – на «доведение» продукта, по 7 минут на защиту)

Рефлексия Все ли я сделал для команды, что мог Как работала моя команда Ценность мероприятия для меня

Собери правильно птицу

Я И МОИ ДРУЗЬЯ

Подведение итогов Наше жюри решило…

Поздравляем!

Спасибо за работу!

До новых встреч! Учитель биологии МАОУ «Бугалышская СОШ» Нурисламова Танзиля Ризаевна

Использованные ресурсы Сборник нормативных документов. Биология - М.: Дрофа, 2004. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение,2010 Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2011 Биология. Многообразие организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, учебник. – М: Дрофа, 2007 Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2001 Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. – Волгоград, Учитель, 2006 Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: 5 за знания, 2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

В конкурсной работе отсутствует презентация к данному занятию. Это является обязательным условием участия в конкурсе.

25 March 2017