Урок биологии в 7 классе «Класс Птицы. Общая характеристика. Изучение внешнего строения птиц»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Общая характеристика птиц, происхождение птиц, особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полётом. Общая характеристика отрядов птиц, особенности строения в связи с образом жизни.
Ход урока
1 вариант
А. Выберите все правильные ответы.
1. Пресмыкающиеся:
А. дышат атмосферным воздухом Б. потомство развивается на суше
В. имеют сухую кожу Г. в развитии наблюдается личиночная стадия
2. Шея у пресмыкающихся:
А. определяет границу между головой и туловищем
Б. позволяет животному поворачивать голову В. придает животному изящный вид
Г. значительно увеличивает длину позвоночника
3. Анаконда относится к отряду:
А. крокодилы Б. черепахи В. чешуйчатые Г. хвостатые
4. Секрет ядовитых желез у змей:
А. способствует перевариванию пищи Б. является средством защиты от врага
В. убивает добычу Г. смачивает пищу
5. К классу пресмыкающихся относятся:
А. черепаха степная Б. тритон обыкновенный
В. ящерица прыткая Г. гадюка обыкновенная
6. Рост пресмыкающихся сопровождается линькой потому, что:
А. верхний слой клеток кожи быстро стареет Б. пресмыкающиеся очень быстро растут
В. верхний слой кожи роговой, мало растяжимый Г. кожа не имеет желез
7. У пресмыкающихся, как и у земноводных:
А. к органам поступает смешанная кровь Б. одинаковые условия жизни
В. пищеварительная система имеет единый план строения Г. только легочное дыхание
8. Условные рефлексы у пресмыкающихся по сравнению с рыбами и земноводными
вырабатываются быстрее потому, что:
А. температура их тела непостоянная Б. они быстро и ловко передвигаются
В. все отделы головного мозга усложнены и увеличены
Г. они отличаются сложным поведением
9. Немигающий взгляд змей объясняется тем, что у них:
А. отсутствуют веки Б. хорошее зрение
В. замедлены все движения Г. прозрачные, сросшиеся веки
10. Пресмыкающиеся дышат преимущественно:
А. с помощью мешковидных легких, нет воздухоносных путей
Б. с помощью легких, есть трахея и бронхи
В. с помощью кожи и легких, нет трахеи и бронхов
Г. в основном с помощью кожи
11. В скелете пресмыкающихся впервые у позвоночных появилась
А. грудина Б. грудная клетка В. пятипалая конечность
Г. крестцовый отдел позвоночника
12. Тело у пресмыкающихся невысоко поднято над землей, так как у них:
А. ноги расположены по бокам туловища Б. плохо развиты пояса конечностей
В. длинные туловище и хвост Г. слабо развиты мышцы ног
13. Особенностью строения кровеносной системы крокодилов является:
А. трехкамерное сердце Б. четырехкамерное сердце
В. отсутствие большого круга кровообращения
Г. отсутствие малого круга кровообращения
2 вариант
А. Выберите все правильные ответы.
1. Основная среда обитания пресмыкающихся:
А. водная Б. почвенная В. наземно-воздушная Г. организменная
2. Зубы пресмыкающихся:
А. захватывают добычу Б. убивают добычу
В. удерживают добычу Г. пережевывают пищу
3. Веретеница относится:
А. к отряду крокодилы Б. к подотряду ящерицы
В. к отряду черепахи Г. к подотряду змеи
4. Черепахи:
А. самая древняя группа пресмыкающихся Б. имеют ядовитые зубы
В. защищены костным панцирем Г. добывают пищу на суше и в воде
5. Ядовитые змеи:
А. уж Б. гадюка В. гюрза Г. кобра
6. Скелет пресмыкающихся, в отличие от скелета земноводных, имеет:
А. шейный отдел, состоящий из 7 – 10 позвонков Б. ребра
В. позвоночник Г. пояса конечностей
7. Дыхательные пути пресмыкающихся удлинены потому, что:
А. увеличились размеры тела Б. появился шейный отдел
В. усложнилось строение легких Г. возросла интенсивность дыхания
8. Пресмыкающиеся наиболее многочисленны в теплом климате потому, что там:
А. больше пищи Б. меньше врагов
В. более благоприятный температурный режим Г. больше кислорода
9. Приспособления к водному образу жизни у крокодила:
А. перепонки на лапах Б. расположения ноздрей и глаз на возвышениях
Б. острые зубы Г. крупные размеры тела
10. Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превышающую диаметр их тела, так как:
А. имеют уплощенную голову и широкую пасть
Б. имеют небольшое количество зубов и объемный желудок
В. не имеют замкнутой грудной клетки, так как нет грудины
Г. имеют большие размеры головы и тела
11. Пресмыкающиеся большинства видов по типу питания относятся к:
А. всеядным Б. растительноядным
В. хищникам и насекомоядным Г. всеядным и растительноядным
12. Пресноводные черепахи – это животные, которые:
А. живут на суше, но размножаются в воде Б. живут в воде, но размножаются на суше
В. живут и размножаются в воде Г. у разных видов могут быть разные варианты
13. Ребра у пресмыкающихся соединены с позвонками отдела:
А. грудного Б. шейного и грудного
В. грудного и поясничного Г. грудного, поясничного и крестцового
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
1.Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве?
2.Как приспособлено тело птиц к полету?
Общая характеристика. Класс птиц самый многочисленный из всех классов наземных позвоночных. Он включает в себя высокоорганизованных животных, приспособленных к полетам, их передние конечности превращены в крылья.
Птицы – это класс животных, тело которых покрыто перьями. Они обладают постоянной и высокой температурой тела и активны в любое время года. Способность к полету свойственна большинству представителей этого класса. Внешнее и внутреннее строение птиц подчинено этой особенности. Пернатые могут легко менять место жительства в зависимости от условий. Благодаря способности летать класс широко распространен, встречается в самых разнообразных условиях по всей планете. Существует около 9000 видов птиц
Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать.
К признакам птиц, сближающим их с пресмыкающимися, можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.
В связи с тем что птицы передвигаются по земле на двух ногах и способны к полету, они обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующих у древних рептилий. Передвижение на задних конечностях отразилось на строении скелета птиц. Часть костей срослась, что придало им прочность. Скелет облегчен — кости тонкие, заполнены воздухом. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост — киль.
Тело птиц покрыто перьями. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при по лете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.
Внешнее строение птиц Тело птицы состоит из головы, подвижной шеи, каплевидного туловища и конечностей. Кожа - тонкая и сухая из-за отсутствия кожных желез. У большинства птиц существует железа, служащая для смазывания перьев – копчиковая. Особенно хорошо она развита у водоплавающих. Секрет, выделяемый железой, служит для сохранения эластичности перьев и предотвращает их намокание. У некоторых ( попугаев, голубей, дроф) функцию смазывания осуществляют специальные пудровые перья, при обламывании образующие порошок.
У пернатых могут присутствовать различные разрастания на клюве, ногах, голове. У некоторых видов птиц (например, хищных и попугаев) основание клюва закрыто мягкой восковицей. На ногах могут быть пластины, бахромки, перепонки.
Внешнее и внутреннее строение птиц напрямую зависит от образа жизни. Форма тела, головы, лап и хвоста, крыльев может быть самой разнообразной. Все это зависит от среды обитания и способа добывания пищи.
Костно-мышечная система. Особенности внутреннего строения птиц связаны с признаком, присущим только пернатым – способностью к полету.
Скелет защищает внутренние органы, легок, но при этом обладает большой прочностью, состоит из тонких полых костей. В него входит череп, позвоночник, пояса конечностей и кости конечностей.. Внутреннее строение птиц предполагает большой объем черепа. Глазницы увеличены, челюсти образуют клюв, зубы отсутствуют. Позвоночник разделяется на 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Позвонки шейного отдела имеют особое строение, благодаря которому птица может поворачивать голову на 180 градусов. Грудные позвонки срастаются и образуют единую кость, к которой прикреплены ребра. У летающих видов птиц на грудине имеется киль. Это крупный вырост, на который крепятся мощные мышцы крыла. Позвонки поясничного и крестцового отдела также срастаются, чтобы служить надежной опорой для таза, а хвостовые срастаются в единую копчиковую кость, чтобы стать опорой для рулевых перьев.
Три пары костей составляют плечевой пояс: ключицы, лопатки и вороньи кости. Крыло состоит из плечевой кости, предплечья и костей кисти. Кости таза срастаются с позвонками и служат опорой для нижних конечностей. Нога состоит из бедра, голени, цевки (несколько сросшихся костей стопы) и пальцев.
Мышцы птицы, расположенные от киля к плечу, обеспечивают работу крыльев. У летающих пернатых мускулатура в этой части особенно хорошо развита. Мышцы шеи обеспечивают движение головы. Интересно внутреннее строение птиц .Через суставы ног тянутся сухожилия, которые оканчиваются в пальцах. Когда птица садится на дерево и сгибает ноги, сухожилия натягиваются и пальцы обхватывают ветку. Благодаря этой особенности птицы могут спать на ветках, их пальцы не разжимаются. -
Пищеварительная система. Продолжаем изучать внутреннее строение птиц. Общая характеристика начинается с первого отдела пищеварительной системы – клюва. Он представляет собой кости челюстей, покрытые роговыми чехлами. Форма клюва зависит от способа добывания пищи. Зубов у пернатых нет. Пища проглатывается целиком, от крупного куска с помощью клюва птица может отрывать подходящие кусочки. Пищевод пернатых способен значительно растягиваться. Некоторые виды птиц могут заполнять его едой и не испытывать дискомфорта. В конце пищевода может иметься зоб – специальное расширение, приспособленное для запаса пищи. Желудок птицы состоит из железистого и мускульного отдела. В первом происходит выделение желудочного сока, который размягчает пищу, а во втором идет ее перетирание. Этому процессу способствуют камешки, которые глотают пернатые. За желудком следует кишечник, оканчивающийся клоакой. В клоаку также открываются мочеточники и выводные пути органов размножения.
Дыхательная система Продолжаем изучать внутренние органы птиц. Внутреннее строение птиц подчинено необходимости обеспечивать полет. Касается это и дыхательной системы, которая представлена не только легкими, но и воздушными мешками, расположенными в свободном пространстве между внутренними органами. Эти мешки соединены с легкими, и на них возложена важная функция обеспечения дыхания во время полета. В покое птица дышит легкими, работая грудной клеткой.
В полете, благодаря работе крыльев, воздушные мешки увеличиваются и сокращаются, подавая воздух в легкие. Чем быстрее птица машет крыльями, тем чаще происходит сокращение воздушных мешков. Например, голубь в покое делает 26 вдохов, а в полете – до 400. Благодаря активной циркуляции воздуха, организм птицы охлаждается. Обогащенный кислородом воздух из дыхательных мешков поступает в легкие, что не позволяет птице задохнуться.
Кровеносная система птиц. Особенности внутреннего строения птиц можно найти и изучая кровеносную систему, которая представлена двумя кругами кровообращения и четырехкамерным сердцем. Большой и малый круги кровообращения полностью разобщены, то есть артериальная и венозная кровь не смешиваются. Сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков. Сердечная мышца способна ускорять свою работу в десятки раз, например в покое сердце голубя сокращается 165 раз в минуту, а во время полета – 550 раз. Особенности строения кровеносной системы пернатых вызваны высоким уровнем метаболизма. Сердце имеет большой объем, пульс частый, кровь насыщена кислородом и сахарами – все это обеспечивает как интенсивное снабжение всех органов необходимыми веществами, так и быстрое удаление продуктов метаболизма.
Органы чувств. Органы обоняния у пернатых развиты слабо. Большинство птиц лишено возможности различать запахи. Внутреннее строение птиц, особенно органов слуха, более развито, чем у пресмыкающихся. Органы слуха представлены внутренним, средним и наружным ухом. Последнее состоит из глубокого наружного слухового прохода, обрамленного кожными складками и специальными перьями.
У птиц хорошо развиты органы зрения. Глаза большого размера и сложного строения, хорошей чувствительности. Цветное зрение развито лучше, чем у многих других животных. Птицы различают большое количество оттенков. При высокой скорости движения во время полета зрение позволяет оценить обстановку с большого расстояния, но и предметы, находящие в нескольких сантиметрах, птица видит отчетливо.
Нервная система. В полете птицы совершают сложные движения, поэтому мозжечок, отвечающий за координацию, имеет большой размер. Зрительные бугры также хорошо развиты. Полушария переднего мозга увеличены. Внутреннее строение птиц, их мозга и нервной системы связано со сложным поведением птиц. Большинство действий инстинктивно - постройка гнезда, образование пар, забота о потомстве. Но с возрастом птицы способны обучаться. Если птенцы не испытывают страха перед человеком, то взрослые особи людей опасаются. Они могут отличать охотника от безоружного, а вороны могут понять, что именно в руке у человека – палка или ружьё. Некоторые виды птиц узнают людей, которые их часто кормят, поддаются дрессировке и способны имитировать различные звуки, в том числе и человеческую речь.
Выделительная и половая системы. Рассмотрим выделительную и половую системы, их внутреннее строение и размножение птиц. Так как обмен веществ у птиц ускоренный, почки крупные. Эти парные метанефрические органы разделены на три лопасти и находятся под спинными стенками таза. Отходящие от них мочеточники открываются в клоаке. Мочевого пузыря у пернатых нет. Отходы жизнедеятельности, состоящие преимущественно из мочевой кислоты, быстро выводятся из организма.
Копулятивного органа у большинства пернатых нет. Семенники, увеличивающиеся в размерах в период размножения, выводят содержимое через канал в семенной пузырек, расположенный в клоаке. Внутреннее строение птиц, а точнее, органов размножения самок, имеет интересные особенности. У них развиты только левые яичник и яйцевод, правые обычно рудиментарны. Скорей всего это связано с недостатком места для одновременного формирования крупных яиц. От яичника отходит яйцевод, который разделяется на несколько отделов: длинную фаллопиеву трубу, тонкостенную и широкую матку и узкое влагалище, которое открывается в клоаку. Чтобы провести оплодотворение, самец прижимает свою клоаку к клоаке самки.
Размножение и забота о потомстве Мы рассмотрели внутреннее строение птиц. Биология не только изучает анатомию, но и анализирует поведение животных. Поговорим о таком сложном процессе, как размножение и забота о потомстве у птиц. Период размножения наступает, когда появляется достаточно корма. У наших пернатых – весной и летом. А вот размножение у пернатых, содержащихся в неволе, например декоративных, стимулируют в любое время года, увеличивая количество и питательность корма. Большинство мелких и средних птиц образуют пары на сезон, у крупных нередки длительные союзы. Могут образовывать стайки, где образуются временные пары. Выбор партнера не случаен. Самцы токуют, чтобы привлечь внимание самок: распускают перья, издают особые звуки, вступают в схватки. Большинство видов откладывают яйца в гнездо, которое может располагаться на земле, на деревьях, кустах, в дуплах, норках. Яйца защищает прочная скорлупа, часто имеющая маскирующую окраску.
У выводковых видов (домашних птиц, уток, гусей, тетеревов, лебедей) птенцы появляются из яйца с открытыми глазами и покрытые пухом. Очень быстро они начинают есть самостоятельно и выходить из гнезда.
У гнездовых птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, грачи, попугаи, хищные птицы) детеныши появляются слепыми и голыми, полностью беспомощными. Для птиц характерна длительная забота о потомстве. Пернатые обогревают и выкармливают своих птенцов, защищают их.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц
Оборудование:
чучела птиц, наборы перьев (пуховые, контурные), лупы, препаровальные иглы.
Ход работы
Рассмотрите чучело птицы.
Отметьте, чем покрыто тело птицы; какие отделы тела лишены оперения; как налегает перо одно на другое; все ли перья на теле одинаковые (по размерам, окраске, строению); как расположены на голове глаза; какую форму имеет клюв; чем покрыты ноги птицы; как расположены пальцы на ногах.
Рассмотрите наборы перьев птицы. Выясните, как устроено перо; в чем разница между контурным и пуховым перьями (для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев).
3. Пользуясь раздаточным материалом, , изучите особенности скелета птиц. Впиши те в кружхи цифры, указывающие названия частей скелета: 1 — череп; 2 —шея; 3 —киль; 4 — кисть; 5 — предплечье; 6 — плечо; 7 — таз; 8 — бедро; 9 — голень; 10 цевка; 11—стопа; 12 — грудина; 13 —ключица.
4.Рассмотрите скелет птицы. Из каких частей он состоит? Найдите позвоночник, пояса передних и задних конечностей, грудную клетку, передние конечности, череп.
5.Из каких отделов .составлен позвоночник? Какие части позвоночника подвижны, а какие неподвижны
6.Из каких костей состоит грудная клетка? Найдите киль. Как прикрепляются ребра к позвоночнику и к грудной кости? Каково значение киля и грудной клетки в организме?
7.Найдите пояс передних конечностей — вороньи кости, лопатки, ключицы. Каково их строение по сравнению с соответствующими частями земноводных?
Общая характеристика птиц
Класс Птицы
Класс Птицы. Урок биологии.
Презентация Птицы
ПТИЦЫ - ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
FB .ru - http://fb.ru/article/219413/vneshnee-i-vnutrennee-stroenie-ptits-vnutrennie-organyi-ptits
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций