Презентация на тему "Чувственное и рациональное познание"
Чувственное и рациональное познание Подготовил студент III курса, группы РМ-32 Минюков Юрий
Мышление как высшая форма познавательной деятельности Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Особенности мышления: связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»); связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе общения людей друг с другом). Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии: собственно человеческий мыслительный акт является социальным мышление возникает как процесс опосредствованный понятийное, логическое мышление является произвольным мышление как психическая функция обладает системным строением
Мышление и чувственное познание Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос, почему оно протекает именно так. Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отраж-е человеком существенных свойств и отношений вещей.
Единство мышления и речи Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи; логика - структуру мышления; они не тожественны. Между речью и мышлением существует не тожество, не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; В единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления; Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики. Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
Логические формы мышления В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключения по аналогии – это такие умозаключения, в которых вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Мышление как деятельность и решение мыслительных задач
Мыслительные операции как основные механизмы мышления Мышление как психическая деятельность, включает ряд операций. К основным мыслительным операциям относят: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.
Виды мышления
Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности
Возникновение образов воображения Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.
Виды воображения
Мечта как особый вид воображения Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.