Презентация на тему: "Методическая разработка. Требования к ней."
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Требования к ней Методическое пособие Выполнила: преподаватель высшей категории Шишкина Людмила Николаевна АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГБОУ ВО «ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Что такое методическая разработка? Требования, которые предъявляются к ней Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания по конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая Разработка может быть представлена в виде • разработки конкретного урока; • разработки серии уроков; • разработки темы программы: • разработки частной (авторской) методики преподавания предмета; • разработки общей методики преподавания предметов; • разработки новых форм, методов или средств обучения и воспитания; • методической разработки, связанной с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются серьезные требования Прежде чем приступить к ее написанию необходимо: Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальна, известна педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по избранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить направления будущей работы.
Структура методической разработки: 1. Аннотация. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Вывод. 6. Список использованных источников. 7. Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) - кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, -какие вопросы раскрывает, -кому может быть полезна Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, то есть автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Основная часть может состоять из следующих разделов: •характеристика темы; • планирование исследования темы; • рекомендации по организации и методике исследования темы. • Образовательные цели и задачи темы; • Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение; • знания и умения, которые учащиеся должны получить или усовершенствовать; • место и роль темы в курсе; • связь с предыдущим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; • дается дидактический анализ содержания материала; • выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; •возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике по той методике, которая применялась педагогом к использованию предлагаемой в методической разработке. В характеристике темы указываются:
При планировании темы необходимо: 1. Продумать методику преподавания темы. 2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д. 3. Выделить основные вопросы, которые обучающиеся должны прочно усвоить. 4. Проанализировать воспитательные способности учебного материала и применяемой методики. В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки. Структура методической разработки урока теоретического обучения В основной части можно выделить следующие разделы: 1. Методическое обоснование темы. 2. Методические рекомендации по проведению урока. 3. План урока (с технологической картой). 4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). 5. Список литературы (источников) для учащихся. 6. Список литературы для педагогов.
Рекомендованный план урока 1. Тема программы. 2. Тема урока. 3. Тип урока. 4. Вид урока. 5. Цель методическая. 6. Цели образователные (обучение, воспитание, развитие). 7. Материально-техническое обеспечение урока. 8. Межпредметные и внутрипредметные связи. Тип урока теоретического обучения (по Махмутову М.И.) • Урок изучения нового учебного материала. • Урок усовершенствования знаний, умений и навыков. • Урок обобщения и систематизации знаний. • Урок контроля знаний, умений и навыков. • Комбинированный урок.
Тип урока производственного обучения (по Махмутову М.И.) • Урок с первоначальным формированием умений и навыков. • Урок усовершенствования умений и навыков. • Урок по выполнению комплексных задач (работ). Вид урока определяется формой общей деятельности педагога и обучающихся, которая доминирует на уроке: 1. Лекция. 2. Беседа. 3. Самостоятельная работа. 4. Практическая работа. 5. Лабораторная работа. 6. Конференция. 7. Семинар. 8. Контрольная работа. 9. Зачет. 10.Деловая игра. 11. Экскурсия. 12.Комбинированный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает себя следующие дидактические задания: 1. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целевая установка, активизация необходимых знаний 2. Формирование новых знаний и способов действий 3. Применение новых знаний и способов действий Дидактические методы (по Легнер И.Я.) 1.Информационно-рецептивный. 2.Репродуктивный. 3.Проблемного изложения. 4.Эвристический. 5.Исследовательский. Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приёмов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и т.д.
Способы организации деятельности преподавателя и обучающихся (по Молчан Л. Л.): 1. Фронтальный. 2.Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный. Цели обучения подразделятся на цели: 1. Обучения (формирования знаний, умений и навыков). 2. Воспитания (формирования взглядов, убеждений и качеств личностей). 3. Развития (развития интересов, мышления, речи).
Как определить цель урока Учебная деятельность представляет собой систему мер, связующим звеном которых является понятие цели. Определенной цели подчинены структура, содержание, методика преподавания курса учебного предмета. Цель соотносится со средствами достижения результата и играет немаловажную роль в формировании психологической системы деятельности. От правильной постановки цели урока, от умения педагога сделать его личностно значимым для своих учеников зависит качество знаний обучающихся.
Инструкция 1. В общем представлении цель – это запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся. На уроке в качестве цели выступают усваиваемые знания, умственные и физические действия, которыми необходимо овладеть, формируемые у обучающихся нравственные категории. 2. Приступая к формулированию целей урока, изучите требования программы по предмету к системе знаний и умений по данной теме, определите приемы работы, которыми важно овладеть обучающимся, выявите ценностные ориентиры, обеспечивающие личную заинтересованность ученика в результатах обучения. 3. Исходя из общего целеполагания, «разложите» это понятие на составляющие триединой педагогической задачи: развивающие, образовательные и воспитательные цели. Помните, что все они реализуются на каждом уроке в том или ином объеме, однако, в зависимости от конкретной темы и типа урока, одна из составляющих становится главной.
4. Для определения образовательных целей урока используйте понятие формирования знаний, умений и навыков обучающихся. 5. Для определения развивающих целей урока выясните, какие навыки и умения необходимо развить на конкретном уроке при изучении данной темы. К примеру, развитие умения анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, систематизировать; развитие критического мышления, групповой самоорганизации, а также эстетических представлений, художественного вкуса, логического мышления и т.д. 6. Определение воспитательных целей должно включать понятие формирования нравственных ориентиров для каждой личности. Например, воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, гуманизму и любви к прекрасному и т.д. Тема урока: Цель:
Методическая цель для каждого урока предполагается создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развитию способностей; воспитание свойств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок. Общие требования к оформлению методической разработки Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов. 2. Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи. 3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). 4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. 5. Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. 6. Количество и объем разделов не лимитируется.