Презентация опыта работы учителя-логопеда с балансиром для развития речи детей

7
0
Материал опубликован 14 March

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории ГДОУ ЛНР № 2 «Мечта» г. Алчевска Лисовой Виктории Викторовны Owl school Sowa Li 2 0 2 4 г. Балансировочная доска / БАЛАНСИР / - один из способов инновационных здоровьесберегающих технологий для всестороннего развития детей

В последнее время стали считать, что мозжечок – это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д. Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу. Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией.

Что такое БАЛАНСИР? Балансир — это тренажёр, который учит ребёнка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность и сделан из дерева. Актуальность использования балансира: * Упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцированно работают мышцы и вырабатывается координация движения. * Умение держать равновесие — важный навык для каждого ребёнка. С его помощью малыш легко научится кататься на велосипеде, роликах, скейте. Цель балансира: * совершенствование равновесия и координации движений, * укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, * развитие двигательной и эмоциональной активности.

В чем же польза балансира ? Доска представляет собой плоскую доску с округлыми ножками. При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении. Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию взаимодействий полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

Как начинать работу с балансиром? И Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения. Это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук. Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений отрабатывается на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений. Блок «Тело». Сначала выполняются простейшие упражнения на балансировочной доске: упражнение «Прокати машину, паровозик, мяч» Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие, со страховкой ребенка.

Упражнения с предметами /гимнастическая палка/ l

Упражнения с движением рук /кулачковая гимнастика/

Упражнения с мешочками, мячом, речевой нагрузкой

Упражнения с мешочками Ребенок, стоя на доске, ощупывает мешочек. Пробует положить мешочки на доску, на голову, сохраняя равновесие. Ребенок держит мешочек в правой руке, подкидывает и ловит его левой рукой. Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками. Ребенок держит мешочки на плечах и произносит слог с автоматизируемым звуком. Затем поднимает руку вверх и произносит следующий слог. Мешочек кидают ребенку. Он принимает их от взрослого или ребенка правой , левой или обеими руками.

Упражнения с мячами

Упражнения с мячами Сначала легкие задания: - ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук. ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши После задания усложняются: перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч. забрасывание мяча в корзину с речевой нагрузкой забрасывание в две корзины двух мячей одновременно упражнения с дополнительными предметами /розовая змейка/ и мячом параллельная передача мяча напарнику прямо и руками накрест

Упражнения с мячами <номер>

Упражнения с мячами 6 * K <номер>

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle <номер>

Упражнения с мячами

Упражнения с мячами Ребенок с ударом мяча об пол, доску, стену называет слово делит его на слоги ловит мяч одной-двумя руками. Ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, называя слова или слоги на автоматизируемый звук. * Ребенок одновременно выполняет артикуляционные упражнения и раскачивается на доске. * Ребенок рассказывает стихотворный текст или чистоговорку, одновременно ловит мяч. * Ребенку бросают мяч левой рукой в направлении его левой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении правой руки, с проговариванием речевого материала.

«Мяч – маятник» Ребенок отбивает мяч ладошкой, ребром ладони, кулаком, локтем называет слово с закрепляемым звуком изменяет слово согласовывает существительное с числительным «Цветная планка – маятник» Ребенок отбивает мяч - маятник определенным цветом по сигналу педагога. Ребенок отбивает мяч серединой планки, правым , левым концом планки.

Логопедические задания на балансире: * Артикуляционная гимнастика Отработка звуков, слогов, слов, предложений Звуковой анализ слов Грамматические задания Словарь по лексическим темам Словоизменение Согласование существительных с числительными Дифференциация звуков Проговаривание чистоговорок РЕЗУЛЬТАТ Дети во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать крупные и мелкие мышцы тела, включая мышцы артикуляционного аппарата. Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.

ВЫВОДЫ При постоянной работе с балансиром нужно отметить положительные изменения. С образованием новых нейронных связей ускоряется процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка. Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве, хорошо держит равновесие. Ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. И что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий и эффективный.

ГДОУ ЛНР № 2 «Мечта» г. Алчевск <номер> 2 0 2 4 г. +79591578228 klubnika131168@gmail.com vikalisa88@mail.ru Owl school Sowa Li Контакты учителя - логопеда Лисовой В.В. ГДОУ ЛНР №2 «Мечта» г. Алчевск

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации