План-конспект урока с технологической картой и презентацией по литературе на тему "Былина «Садко». Особенности былинного эпоса новгородского цикла. Образ Садко в искусстве".
Составитель | Басина Светлана Павловна |
Предмет | Литература |
Класс | 6 класс. 25.09.2024г. |
Время урока | 35 минут |
Раздел | Фольклор |
Тема | Былина «Садко». Особенность былинного эпоса новгородского цикла. Образ Садко в искусстве. |
Тип | Комбинированный |
Форма | Традиционная. |
Цель | Познакомиться с особенностями эпоса новгородского цикла, обобщить знания о жанре и героях на примере произведений искусства, созданных на основе былины, понять, что привлекает авторов в герое, что их вдохновляет на создание образа. |
Задачи | Осознание обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. Формирование представления о нравственности, нравственном идеале. |
Планируемые результаты | Личностные: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений. Метапредметные: 1) Базовые логические действия: • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования. 3) Работа с информацией: • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта). 2) Совместная деятельность: • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей; • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды, в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой), делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения, оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы. 4) Принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев. Предметные: • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика); • понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития. |
Основные понятия | Былина, эпос, герои, образ, жанр, род, фольклор, сказка, виды и произведения искусства. |
Межпредметные связи | МХК, история. |
Оборудование | Проектор, компьютер, наглядный материал (кейсы для групп). |
Организация пространства | Групповая и индивидуальная работа, фронтальная работа. |
План урока
Этап урока | Время | Методы и приёмы |
1. Орг. этап. | 1 минута | Слово учителя. |
2. Актуализация + изучение новых знаний | 15 минут | Слово учителя, формулирование проблемных вопросов, беседа, работа с кейсами. |
3. Обобщение и систематизация | 15 минут | Выступление групп с использованием иллюстративного материала. |
4. Рефлексия | 2 минуты | Беседа. |
5. Д.з + оценки | 2 минуты | Слово учителя. |
1 Обоснование применения методических подходов, приемов и технологий в соответствии с заявленной темой и целевыми ориентирами урока (до 5 минут). Определяем, какой результат мы хотим получить Моя задача – научить детей мыслить широко, масштабно, находить и извлекать информацию, интерпретировать ее и использовать, чтобы научиться оформлять свои мысли, свою точку зрения, формировать устные и письменные высказывания, задействовать коммуникативные и творческие способности обучающихся. приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения; выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки. Что дети должны узнать, понять, чему научиться: у детей должен сформироваться закрепленный образ героя и его отражение в произведениях искусства Какая деятельность им нужна, чтобы прийти к запланированному результату: метод проблемного обучения направлен в первую очередь на стимулирование интереса обучающихся к овладению знаниями. Как создаем ситуацию для деятельности: Кейс-метод является одним из инновационных методов проблемного обучения. Почему я уверена, что ситуация приведет к результату: Кейс–метод позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества. Кейс-технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности обучающихся. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Сущность кейс-метода заключается в следующем: Подбор заданий для возможности использования разных путей решения. Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ответу, при работе с кейсом. Общение, обмен ответами между обучающимися. Концентрация всех видов деятельности по этапам работы. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения обучающимися. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое. Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой им пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию. Принципы организации самостоятельной совместной работы обучающихся в малых группах: Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии). Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не преподавателю, а всем обучающимся). Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей). Принцип ответственности: (отвечает материал урока обучающийся не преподавателю, а одногруппникам; контроль гласный; обучаем обучающихся методам самоконтроля и самооценки). Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила: общность проблемы для всех; общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей); количество человек в группе – не более 6–ти (для эффективной работы каждого); выделение лидера (формального или неформального); гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение; учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными). Ряд умений, которыми обязательно должен владеть обучающийся: - умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста; - презентационные умения: умение грамотно и доказательно представить свою точку зрения; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение применять логические универсальные учебные действия 2 Проведение урока по родному языку или родной литературе на конкурсной площадке (продолжительность – 35 минут). 3 Самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри (продолжительность – до 10 минут). |
Приложения
1 группа. Кейс Новгород. ГДЕ И КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ? КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ?
Особенности цикла тесно связаны с жизнью самого города Новгорода, который вел торговлю со многими странами.
Новгоро́дская респу́блика (Господи́н Вели́кий Но́вгород) — севернорусское средневековое государство, существовавшее с 1136 по 1478 год. В период наибольшего расцвета, кроме Новгородской земли в узком смысле, включала также территории от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.
Особенности новгородских былин:
События в былинах разворачиваются на фоне Великого Новгорода — вольного города-республики, где князь не центральный герой, его приглашали на княжение, а главную роль в решении городских вопросов играли бояре и купцы.
В отличие от киевского цикла, героями новгородских былин становились не богатыри, сражавшиеся с тёмными силами и защищавшие родную землю, а обычный городской люд, идеалом которого было достижение купеческого богатства.
Сюжеты новгородских былин отражали события городской жизни, а предпочитаемыми чертами характера новгородцев назывались предприимчивость, удаль и отвага.
Хорошо известны два персонажа новгородских былин: купец Садко и «буйный молодец» Василий Буслаев.
История
По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде.
Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.
Центральный герой Садко в начале произведения изображен как простой и бедный музыкант, который играет на гуслях, когда его приглашают на пиры богатые бояре. По характеру основной персонаж – добродушный, отзывчивый, трудолюбивый, терпеливый и отважный. Это творческая и высоконравственная личность, он любит родную землю. Но, когда он разбогател, построил себе красивый и просторный дом, его натура быстро изменилась: Садко стал заносчивым и хвастливым купцом. При этом он не стал чувствовать себя счастливее, чем прежде. К отрицательным сторонам также относятся легкомысленность, стремление плыть по течению и появившаяся жажда наживы.
Садко – легендарный древнерусский купец и менестрель, известный своими музыкальными способностями и героическими подвигами.
2 группа. Кейс Картина И. Репина «Садко». Вид искусства - …. Жанр - ….
Почему автор выбрал именно Садко героем произведения?
История.
«Садко» — картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Художник получил за картину звание академика.
Описание.
На холсте изображено подводное царство морского царя. На дне лежит морские звезды, цветут кораллы и растут водоросли, а сверху проплывают гигантские рыбы.
Садко – почетный гость на морском дне. Перед ним по приказу царя проходят девицы, морской царь предлагает Садку выбрать своей невестой любую из его красавиц-дочерей. Но молодец даже не глядит на этих разряженных заморских девиц. Ему милее скромная русская красавица в простой одежде с длинной русой косой, которая стоит поодаль от всех. Именно от нее юноша не может оторвать глаз, именно ее выбирает себе в жены.
Детали.
Удивительные подводные рыбы, причудливые водоросли, губки и полипы, разнообразные морские звёзды — создаётся полное впечатление, что Садко находится на настоящем морском дне. На переднем плане слева мы видим целую вереницу невест. Те девушки, что стоят ближе всего к купцу, кажутся освящёнными ярким светом. Безусловно, все они красавицы.
Оттенки голубого и зеленого царственно преобладают на картинах, создавая атмосферу таинственности и мистики. Разнообразные оттенки этих цветов помогают передать глубину моря и сложность окружающих Садко существ. Волны и штормовые буруны подчеркивают величие океана, а парящие в воде фигуры Садко и других персонажей создают ощущение движения и драматического напряжения.
Садко – герой многочисленных русских народных былин, где он предстает как удачливый купец, любимец морского царя и герой, спасающий новгородцев от бедствий, как талантливый гусляр, покоривший сердце морского царя, но в то же время - как патриот, возвращающийся на родину, чтобы защитить ее от бедствий. Герой сказки посетил многие царства и государства, испытал множество приключений. В конце своих странствий он понимает: за границей счастья не найти. Счастье – оно здесь, на Родине.
Былина учит что в любой ситуации нужно сохранять свою любовь к Родине и не терять веры в себя, не сдаваться, идти к своей цели, несмотря на проблемы и препятствия.
3 группа. Кейс Опера Римского-Корсакова «Садко». Вид искусства - …. Жанр - ….
Почему автор выбрал именно Садко героем произведения?
История
«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве в 1897 году.
Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Ее путь к слушателю был непростым, ведь сам император вычеркнул «Садко» из репертуара Мариинского театра. И лишь благодаря частной опере Саввы Мамонтова она впервые была представлена слушателям, завоевав всеобщее признание как образец русского музыкального эпоса.
Содержание оперы заимствовано главным образом из различных вариантов былины «Садко богатый гость» в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки».
Слушая музыку и представляя себя в этом пейзаже, мы слышим шепот волн, плеск воды и мелодичное биение морского сердца. Звуки рождаются от множества созданий, населяющих океан - пение косяков, рыбий хор, шелест водорослей, скрип раковин и шлепанье плавников рыб.
Мы также слышим магическую музыку и голос Садко, распространяющиеся под водой.
Это песни и мелодии, вызывающие волнения в морском царстве, проникающие в сердца и разум всех, кто их слышит.
Центральный герой Садко
Садко — это не просто сказочный герой, а символ русской культуры, воплощающий в себе лучшие качества русского народа: мудрость, смелость, щедрость и любовь к родине.
Его история, переходящая из поколения в поколение, продолжает вдохновлять и очаровывать людей, напоминая о богатстве и красоте русской культуры.
Былина стремится донести читателям мысль о том, что, даже если человеку удается многого достичь и стать богатым и успешным, ему все равно стоит оставаться простым и добрым, а также помнить о тех, кто когда-то помогал и был рядом. Проверку на прочность богатством способен выдержать не каждый, а только тот, кто силен духом.
4 группа. Кейс Фильм А. Птушко «Садко». Вид искусства - …. Жанр - ….
Почему автор выбрал именно Садко героем произведения?
«Садко́» — советский фильм-сказка, поставленный в 1952 году режиссёром Александром Лукичем Птушко по мотивам русских онежских былин о новгородском торговом человеке Садко. В фильме использованы фрагменты из одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова.
Этот фильм представляет собой сказочную музыкальную комедию с элементами фэнтези.
Фильм Александра Птушко был представлен на Венецианском кинофестивале 1953 года и получил вторую по значимости награду – Серебряного льва.
Съёмки
На берегу Пестовского водохранилища Подмосковья были сооружены декорации Новгорода «с крепостью, домами, слободами, деревянными мостовыми и тротуарами, пристанью и тремя кораблями на плаву». Часть съёмок проходила на натуре в Крыму и павильоне Ялтинской киностудии, а также на натурной площадке Одесской киностудии — эпизод, где засыпают индийские слоны.
Сюжет
На пиру среди купцов Великого Новгорода гусляр Садко посетовал: будь у него золото и прочее богатство, то накупил бы красного товара, снарядил бы корабли и поехал бы искать пути к синему морю и далее… по далёким морям, по раздолью Земли пронёс бы он славу Великого Новгорода!
Подвернулся случай Садко: одна из дочерей морского царя помогла торговому человеку снарядить корабли и с молодецкой дружиной отправиться на Восток. Непросты приключения были у Садко на чужбине: сражался он с вероломными варягами, у самого Морского царя на дне побывал, гостил у коварного индийского магараджи. Но отовсюду живым выбирался — русская смекалка и гуслярское мастерство выручали молодца. Всё посмотрел он в странствиях и, вернувшись домой, понял, что нет краше земли родной и милей красавицы Любавы Буслаевны.
Центральный герой Садко
Образ Садко — это не просто сказочный герой, а символ русской культуры: мудрый, удачливый, талантливый, любящий свою родину.
Его история, переходящая из поколения в поколение, продолжает вдохновлять и очаровывать людей.
Образ Садко актуален и в наше время, напоминая о богатстве и красоте русской культуры.
Былина "Садко" учит верности своим убеждениям, учит быть благодарным за помощь, верить до самого конца. Если бы Садко опустил руки, у него не осталось был сил выбраться на землю. Без веры у человека нет стремления найти выход, с поддержкой всегда легче, поэтому еще былина "Садко" учит, что в мире всегда найдется добрый человек, который протянет руку помощи, всегда можно найти единомышленников и найти выход на правильную дорогу.
Критерии оценивания выступления (за каждый – 1 балл)
Критерии оценивания выступления | ||||
качество речи | ||||
простота и понятность высказываний | ||||
логичность | ||||
креативность | ||||
Интерактивность (взаимодействие со слушателями) |
Критерии оценивания выступления (за каждый – 1 балл)
Критерии оценивания выступления | ||||
качество речи | ||||
простота и понятность высказываний | ||||
логичность | ||||
креативность | ||||
Интерактивность (взаимодействие со слушателями) |
Критерии оценивания выступления (за каждый – 1 балл)
Критерии оценивания выступления | ||||
качество речи | ||||
простота и понятность высказываний | ||||
логичность | ||||
креативность | ||||
Интерактивность (взаимодействие со слушателями) |
Правила работы в группе:
1. Работают все, каждый член команды на общий результат.
2. Один говорит, все слушают.
3. Работай по плану, следи за временем.
4. Уважай чужое мнение.
Правила работы в группе:
1. Работают все, каждый член команды на общий результат.
2. Один говорит, все слушают.
3. Работай по плану, следи за временем.
4. Уважай чужое мнение.
Правила работы в группе:
1. Работают все, каждый член команды на общий результат.
2. Один говорит, все слушают.
3. Работай по плану, следи за временем.
4. Уважай чужое мнение.
Правила работы в группе:
1. Работают все, каждый член команды на общий результат.
2. Один говорит, все слушают.
3. Работай по плану, следи за временем.
4. Уважай чужое мнение.
Правила работы в группе:
1. Работают все, каждый член команды на общий результат.
2. Один говорит, все слушают.
3. Работай по плану, следи за временем.
4. Уважай чужое мнение.
Правила работы в группе:
1. Работают все, каждый член команды на общий результат.
2. Один говорит, все слушают.
3. Работай по плану, следи за временем.
4. Уважай чужое мнение.
17
Презентация по литературе на тему "Былина "Садко"PPTX / 17.09 Мб