Урок литературного чтения «Былина "Садко"» (4 класс)
Тема: Былина «Садко».
Планируемые результаты:
Предметные: научить выделять отличительные особенности былины (наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины, присутствие черт сказочного жанра); читать былины.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД: научить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,
пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.
Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного
Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.
Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний. Мотивация.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
- О чем идет речь в стихотворении? О каких преданиях говорится? (о фольклоре)
- Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре).
- На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
- Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).
(слайд № 2)
- Какой вывод можно сделать ? Докажите это примерами из учебника. (Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, село Карачарово, Муром, реальные события.
Преувеличение – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица).
- Какое домашнее задание вам было задано?
- Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?
Целеполагание.
- Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что былины раньше пели, их надо читать распевно, в них непривычные сочетания слов).
- Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; совершенствовать умение читать текст былины; научиться выделять отличительные особенности былины).
Действия для достижения поставленной цели.
- Внимательно прочитайте стихотворение на доске.
Сели в ряд богатыри на честном пиру,
Ай один стоит-то на приступочке.
Для кого взял во крепки руки гусельки?
Кому славу петь? Кого величать?
Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде.
- Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)
(слайд № 4)
- Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).
- Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена славных подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)
- Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.
- Какой вывод можно сделать? (Былины о ратных подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Эти былины создавались не простым народом, а дружинниками, поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминание исторических мест.
- Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).
- Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)
- В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.
(слайд № 5)
Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.
- Поделитесь вашими впечатлениями. Какие картины вы представили ярче всего?
Физкультминутка
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Тонут в воде корабли.
Русалки по волнам плывут.
Танцуют, кружат и поют.
- Прочитайте вторую часть басни самостоятельно, используя прием «птичьего базара».
Чтение детьми второй части – прием «птичий базар».
- Назовите характерные черты волшебной сказки (Морской царь – герой волшебных сказок. Он предсказал Садко будущий пир и события на нем. Волшебный дар от Морского царя – рыбина с золотыми перьями. Магическое число «3»).
- Получилось у вас читать былину нараспев?
Чтение детьми вслух «по цепочке» по одному предложению третьей части былины.
Подведение итогов урока.
- На какую из известных нам сказок похожа былина «Садко»? («Морской царь и Василиса Премудрая»)
- В чем вы увидели сходство былины «Илья Мурмец и Соловей разбойник» от былины «Садко»? (указываются географические объекты – города).
- В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)
- Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).
- Дома вы прочитаете былину «Садко» целиком и узнаете о чудесном пребывании Садко в подводном царстве, где он и женился. Узнаете, как ему удалось выбраться, и кто ему помог.
Рефлексия.
- Какие умения сегодня мы отрабатывались на уроке?
- Где они вам могут пригодиться в жизни?
- Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.
- Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?
- Оцените свои умения, полученным сегодня на уроке по шкале в Дневнике читателя: насколько вы научились находить отличия былины от волшебных сказок, научились читать их.
7. Домашнее задание:
стр. 66-70 читать, нарисовать рисунок к одной из прочитанных былин,
придумать интересный вопрос для игры «Ты –мне, я – тебе» по былинам.
Евдакименко Виктория Викторовна