Предварительный просмотр презентации
Литература периода Великой Отечественной войны
«Великая Отечественная война,— писал Г. К. Жуков,— явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей»
Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов. Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.
Отчизна, вера в победу — вот что под пером разных художников воплотилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Отчизна, вера в победу — вот что под пером разных художников воплотилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения А. Т. Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!». Стихотворение «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача передавало обобщённый образ времени, его суровое и мужественное дыхание А. Т. Твардовский В. И. Лебедев-Кумач
Поэты обращались к героическому прошлому Родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» М. В. Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Д. Б. Кедрина, «Поле русской славы» С. А. Васильева. Поэты обращались к героическому прошлому Родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» М. В. Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Д. Б. Кедрина, «Поле русской славы» С. А. Васильева. М. В. Исаковский Демьян Бедный Д. Б. Кедрин С. А. Васильева
Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность. Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность.
В ряде стихов передаётся чувство любви солдата к своей малой родине, к дому, в котором он родился. К тем трём березам, где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К. М. Симонова). В той же тональности звучат стихи М. В. Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» В ряде стихов передаётся чувство любви солдата к своей малой родине, к дому, в котором он родился. К тем трём березам, где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К. М. Симонова). В той же тональности звучат стихи М. В. Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А. В. Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А. Т. Твардовского («Баллада о товарище») Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А. В. Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А. Т. Твардовского («Баллада о товарище»)
Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Отечественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков воинов Советской армии. Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Отечественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков воинов Советской армии.
Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов — стали и выдающимися публицистами. Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов — стали и выдающимися публицистами. А. Н. Толстой Л. М. Леонов М. А. Шолохов
Искусство публицистики за четыре года прошло 3 основных этапа: Искусство публицистики за четыре года прошло 3 основных этапа: в первые месяцы войны ей была присуща обнажённо-рационалистическая манера, зачастую отвлечённо-схематические способы изображения врага в начале 1942 г. публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста — и митинговая нота, и обращение к душевному миру человека На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности
Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства. Важная особенность публицистики той поры — широкое использование листовки, плаката, карикатуры. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства. Важная особенность публицистики той поры — широкое использование листовки, плаката, карикатуры.
Драматургия
Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение пьесы А. Е. Корнейчука «Фронт» (1942) прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники.
Определённых достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А. Н. Толстого «Иван Грозный», трагедия В. А. Соловьёва «Великий государь» Определённых достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А. Н. Толстого «Иван Грозный», трагедия В. А. Соловьёва «Великий государь»