Предварительный просмотр презентации
Индустриализация
План разработка и принятие плана первой пятилетки «Великий перелом» ход и особенности советской индустриализации издержки индустриализации итоги курса на индустриальное развитие
Разработка и принятие плана первой пятилетки Причины индустриализации отставание по многим экономическим показателям от стран Запада, хотя к 1928 году страна достигла уровня развития экономики 1913 года 2. необходимость увеличения военно-технической мощи страны СССР к началу 1930-х гг. находился в положении «осаждённой крепости». Страна в любой момент могла подвергнуться агрессии из-за рубежа.
Разработка и принятие плана первой пятилетки Декабрь 1925 г. – XIV съезд ВКПб взял курс на индустриализацию. Цель: обеспечение экономической независимости СССР путём первоочередного развития тяжёлой и оборонной промышленности «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР» Сталин И.В.
Разработка и принятие плана первой пятилетки Индустриализация (от лат. industria — усердие, деятельность) – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности.
Разработка и принятие плана первой пятилетки Группа Н. Бухарина, А. Рыкова, М. Томского 1. сбалансированное развитие тяжёлой и лёгкой промышленности 2. максимальное использование рыночных механизмов, товарно денежных отношений 3. развитие частного предпринимательства 4. не допустить резкого падения уровня жизни рабочего класса и крестьянства Такой подход требовал длительного периода спокойного развития, что в свете угрозы войны представляло смертельные риски Н. Бухарин А. Рыков М. Томский
Разработка и принятие плана первой пятилетки И.В.Сталин и его сторонники ограничение, а затем и вытеснение из экономики частной торговли и предпринимательства ускоренные темпы развития развитие тяжелой промышленности коллективизация крестьянских хозяйств ликвидация кулачества как класса централизованное планирование
Разработка и принятие плана первой пятилетки Источники индустриализации доходы от внешней торговли (экспорт зерна, леса, пушнины, золота) продажа уникальных художественных ценностей, в.ч. и из Эрмитажа (сегодня признана ошибочной и постыдной) переплавка церковных колоколов на бронзу и медь («Колокола на трактора») увеличение налогообложения займы у населения Облигация государственного займа 1927 г. Синайский Кодекс. 4 век нашей эры (Британский музей) Свадебный венец императрицы Александры Фёдоровны (музей Хиллвуд, США)
Разработка и принятие плана первой пятилетки Разработаны два варианта первой пятилетки – оптимальный и отправной. Апрель 1929 г. – XVI партконференция из двух вариантов плана приняла первый вариант (задания выше на 20%). был выбран последний, задания по которому оказались на 20% выше. Сторонники Н. Бухарина обвинены в стремлении сохранить Капиталистические элементы в СССР («правый уклон») и сняты с занимаемых должностей.
«Великий перелом» К концу 1920-х гг. потенциал развития СССР в рамках нэпа исчерпан. Руководство ВКПб взяло курс на создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства. В своей статье «Год великого перелома: к XII годовщине Октября» Сталин провозгласил переход к ускоренному развитию промышленности и сельского хозяйства. «Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства» И.В. Сталин, «Год великого перелома: к XII годовщине Октября»
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Лозунг «Техника решает всё!» Построены более 500 заводов Саратовский завод сельскохозяйственного машиностроения Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты Завода комбайнов Саратов 1930 г Кузнецкстрой 1930-е гг. Магнитка 1930-е гг.
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Продолжалось строительство Туркестано-сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс) В 1929 г. свою первую продукцию выпустил Ростовский завод Сельскохозяйственного машиностроения Укл Укладка рельс Турксиб, 1929 г. Строительство Днепрогэс 1930 г. Ростсельмаш 1931 г.
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Сталинградский тракторный завод Харьковский тракторный завод Горьковский автомобильный завод завод им. Сталина
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Гигантские масштабы строительства необходимость квалифицированной рабочей силы ликвидация рост безработицы числа высших (закрыта и средних последняя технических биржа труда) учебных заведений
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Создавались: вечерние отделения при институтах промышленные академии заводы-ВТУЗы (высшие технические учебные заведения). Лучшие молодые рабочие направлялись на учёбу по путёвкам партийных и комсомольских организаций. Всего за годы первой пятилетки было подготовлено 128 тысяч специалистов с высшим и средним образованием.
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Лозунги первой пятилетки: «Большевики должны овладеть техникой!» «Техника в период реконструкции решает всё!»
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Стахановское движение Широко применялось социалистическое соревнование. С 1929 г. началось массовое движение ударников производства. Федоров и Ермаков, формовщики ударники встречного промфинплана, на заводе "Серп и Молот". Сентябрь 1930 г.
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Стахановское движение В 1935 г. появляется стахановское движение. В августе 1935 г. донецкий шахтёр А. Стаханов, которому помогали двое крепильщиков, вырубил 102 т. угля, превысив норму в 14 раз. А. Стаханов (1906 – 1977 гг.) – шахтёр, рекордсмен по добыче угля, Герой Социалистического Труда, новатор угольной промышленности
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Стахановское движение По указанию ЦК ВКПб стахановское движение было поддержано в печати и распространено на другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Н. Изотов 1932 г. вырубил за смену 240 т. угля П. Кривонос вдвое увеличил скорость движения грузового состава П Ангелина создала первую женскую тракторную бригаду. Выдвинула лозунг «Сто тысяч подруг – на трактор!»
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Стахановское движение Сверхнормативный труд стахановцев поощрялся и морально, и материально. Они получали общесоюзную известность, признание, возможность продвинуться по карьерной лестнице. В то же время исходя их достижений нормы выработки повышались для всех. Рассадка в советской столовой Алексей Стаханов с подарком от Сталина
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) При сверхбыстром развитии промышленности срывы плановых заданий и аварии были неизбежны. Причину этого видели в преднамеренном саботаже. 1928 г. – «Шахтинское дело» (суд по делу об экономической контрреволюции на Донбассе) 1930 г. – «Дело Промпартии» (суд по делу представителей научно-технической интеллигенции, занятых в управленческой сфере) 1930 – 1932 гг. – «Дело Трудовой крестьянской партии» ( направлено против представителей «аграрно-экономической оппозиции в СССР») 1931 г. – «Дело Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)»
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) В конце 1920-хгг. началось освоение природных богатств в районах с суровым климатом, т.е. в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. 1929 г. – создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ), наиболее мощным подразделением которого был Дальлаг. Именно здесь добывалась основная доля золота, никеля и редкоземельных металлов.
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) 1931-1933 – строительство Беломоро-Балтийского канала (Беломорканал), первая масштабная стройка и использованием труда заключённых
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) Задания первой пятилетки выполнить до конца не удалось, однако был сделан значительный шаг вперёд. Чугун (млн. тонн) Тракторы (тыс.) Автомо- били (тыс.) Электро- энергия (млрд. кВт/ч) Уголь (млн. тонн) Сталь (млн.тонн) Произведено в 1928 г. 3,5 1,8 0,8 5 35 4,5 План на 1932 г. 10 53 100 22 75 10 Поправки Сталина к плану 17 170 200 - - - Фактически произведено 6,5 50,8 21,9 13 65 6
Ход и особенности советской индустриализации I пятилетка (1928/1929 – 1932/1933) - построено более 1500 предприятий - национальный доход увеличился в 2 раза ликвидирована безработица введён 7-часовой рабочий день. - 2 –е место в мире по выплавке чугуна, добыче нефти, по машиностроению 3-е место по производству электроэнергии Пятилетка выполнена досрочно (за 4 года)
Ход и особенности советской индустриализации II пятилетка (1933 – 1937) План II пятилетки оказался более реалистичным. строятся заводы, фабрики, электростанции (4,5 тыс. промышленных предприятий) Первая продукция ЧТЗ Общий вид строительства Уралмашзавода. 1930 г.
Ход и особенности советской индустриализации II пятилетка (1933 – 1937) 2. инвестирование на развитие союзных республик 3. возникновение новых индустриальных центров и новых отраслей промышленности 4. преодоление научно-технической отсталости 5. смещение промышленной базы на восток 6. рост производительности труда в два раза 7. сокращение импорта зарубежной техники в два раза 8. открытие навигации по Северному морскому пути
Ход и особенности советской индустриализации II пятилетка (1933 – 1937) 1935 г. – в Москве запущена первая линия метро 1937 г. – открыт канал Москва-Волга Строительство Карамышевская плотина московского метро канал Москва-Волга, 1937 г.
Ход и особенности советской индустриализации II пятилетка (1933 – 1937) Середина 1930-х гг. – формирование советского военно-промышленного комплекса. Создан народный комиссариат оборонной промышленности. Ему подчинялось большое количество промышленных предприятий, научно исследовательские организации и конструкторские бюро.
Ход и особенности советской индустриализации II пятилетка (1933 – 1937) Лозунг II пятилетки – «Кадры решают всё!» За годы этой пятилетки рабочие специальности получили 1,5 млн. человек. Основная масса из них – выходцы из крестьян. «Самый ценный капитал – это люди. Кадры решают всё!» Из речи И.В. Сталина в кремлёвском дворце перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 г.
Ход и особенности советской индустриализации II пятилетка (1933 – 1937) II пятилетка, как и I была выполнена досрочно – за 4 года и 3 месяца. Общие итоги этой пятилетки оказались более успешными, чем первой. Улучшилось материальное обеспечение рабочих и служащих. Карточная система распределения была отменена.
Ход и особенности советской индустриализации III пятилетка (1938 – 1942) Приоритетное развитие оборонных отраслей промышленности. Их темпы роста были более чем в три раза выше по сравнению с другими отраслями.
Ход и особенности советской индустриализации III пятилетка (1938 – 1942) Абсолютный приоритет – оснащение Красной Армии. Доля расходов на военные нужды – 25% от общего бюджета страны. лёгкий танк БТ- 2 Штурмовик Ил-2
Ход и особенности советской индустриализации III пятилетка (1938 – 1942) На Урале, в Поволжье и в Сибири шло строительство заводов дублёров. Это позволило нашей стране сохранить военный потенциал и в начале Великой Отечественной войны эвакуировать вглубь страны многие предприятия, расположенные на западе. Нижнетагильский металлургический завод.1940 г.
Ход и особенности советской индустриализации III пятилетка (1938 – 1942) Конец 1939 гг. – ужесточение трудовой дисциплины на производстве. запрет перехода с одного предприятия на другое без разрешения дирекции (предусмотрена уголовная ответственность) июнь 1940 г. – увеличение рабочего дня до 8 часов рабочая неделя становится шестидневной
Ход и особенности советской индустриализации III пятилетка (1938 – 1942) До июня 1941 года введено более 3000 промышленных предприятий. Введены в строй: - Угличская, Рыбинская и Комсомольская гидроэлектростанции - Новотагильский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы - Среднеуральский и Балшахский медеплавильные заводы - Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Пятилетка прервана войной.
Издержки индустриализации недостаточное финансирование лёгкой и пищевой промышленности кризис снабжения низкий уровень потребления и материального благосостояния населения низкая зарплата, тяжёлые условия труда текучесть кадров принятие мер для закрепления рабочих на производстве
Издержки индустриализации 5. использование труда заключённых и спецпереселенцев 6. аресты руководителей наркоматов и предприятий за срывы плановых заданий 7. создание в системе ОГПУ – НКВД специальных технических бюро (шарашек) Шарашка – специальное техническое бюро, где осуждённые учёные и конструкторы продолжали свои разработки по важнейшим направлениям, связанным прежде всего с оборонной промышленностью.
Итоги индустриализации создание новых промышленных центров, развитие промышленности на востоке страны возникновение принципиально новых отраслей промышленности тракторостроение (Сталинградский, Харьковский, Челябинский заводы) авиастроение – Москва, Воронеж, Комсомольск-на-Амуре автомобилестроение – Москва, Горький моторостроение - Ярославль, Рыбинск возникновение крупнейших центров военного судостроения – Молотовск (совр. Северодвинск), Комсомольск-на-Амуре
Итоги индустриализации 3. высокий уровень развития химической промышленности - Березниковский комбинат - Воронежский и Ярославский заводы СК - Горловский азотно-туковый завод - Ярославский резино-асбестовый комбинат 4. строительство новых заводов станкостроительные заводы – Киев, Москва заводы тяжёлого машиностроения – Свердловск (Уралмаш) заводы сельхозмашиностроения (Ростов-на-Дону)
Итоги индустриализации 5. развитие транспорта строительство метро - Москва постепенная замена трамваев автобусами и троллейбусами строительство Турксиба 6. привлечение иностранных специалистов 7. изменения в социальном составе населения появление советской научно-технической интеллигенции (подготовлено свыше 2 млн. специалистов для различных отраслей народного хозяйства) - численность рабочего класса составила 29 млн. чел. 91940 г.) - городское население превысило 30%