Конспект урока истории «Сталинград в период социалистической индустриализации» (9 класс)
Предмет история России Класс 9
Методическая разработка урока.
Тема урока: «Сталинград в период социалистической индустриализации»
Цель урока: познакомить обучающихся с историей развития Сталинграда в период социалистической индустриализации.
Задачи:
создавать условия для формирования учебных компетенций: предметных умений и навыков, необходимых для объяснения результатов политики индустриализации, используя краеведческие материалы;
развивать познавательный интерес к истории края, понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений, способность приобретения знаний через использование различных источников информации;
развивать интеллектуальные и творческие способности, умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме, сотрудничать друг с другом, выполнять самоконтроль и самооценку;
воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и уважение к историческим традициям и демократическим принципам общественной жизни.
Личностные УУД: проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых краеведческих знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.
Познавательные УУД: уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение историческими терминами, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Регулятивные УУД: учить ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения, делать прогнозы и выводы, оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать учебную деятельность по повторению сведений о сталинской индустриализации, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Задачи: - способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; - выявлять степень усвоения обучающимися предыдущего учебного материала и подготовленности к уроку. Методы: -словесные, объяснительно – иллюстративные; - побуждающий от проблемной ситуации; - диалог.
Личностные УУД: готовность к обучению, высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей деятельности, умение оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: владение культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса. |
У: Здравствуйте, ребята. Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что для этого нужно сделать? У: Тема урока непосредственно связана с освещением и осмыслением исторических событий, происходивших в нашей стране в период сталинской модернизации. Я предлагаю вместе сформулировать тему нашего урока. Для этого необходимо решить исторический кроссворд, определить ключевое слово. Решение заданий кроссворда (индивидуальная работа) (Приложение №1).
У: Выполните самопроверку своей работы, используя алгоритм ответов на слайде-презентации. Проанализируем результаты вашей работы. Кто определил все слова? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок? У: Назовите ключевое слово. (Сталинград)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
А)
Б) |
Изучение учебного материала.
Постановка учебной задачи. Цель: - обсудить учебную проблему, определение и формулирование цели деятельности на уроке. Познавательные УУД: - уметь ставить и решать учебную проблему, определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать свои действия.
Изучение учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: - показать (продемонстрировать) умение правильно и грамотно формулировать свою точку зрения, историческую грамотность, проявление сотрудничества Цель, которую учитель хочет достичь: - проверить умение учащихся правильно выполнять поиск необходимой информации, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы, выявить затруднения в деятельности учащихся. Методы организации работы: - словесные - иллюстративные - практические Методы стимулирования: - похвала
Открытие новых знаний:
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
- обсудить проект решения учебной задачи; - составить общий алгоритм изучения периода социалистической реконструкции Сталинграда; Цель, которую хочет достичь учитель: - способствовать формированию у обучающихся научного представления о значимости периода индустриализации для развития Сталинграда; -организовать работу по овладению навыками исследовательской деятельности, изучения краеведческих материалов.
Методы: - учебный диалог - презентации. Личностные УУД: заинтересованность в расширении и углублении получаемых исторических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний. Познавательные УУД: уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, совершенствовать владение историческими терминами. Регулятивные УУД: делать прогнозы и выводы. Коммуникативные УУД: владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.
|
У: Я предлагаю посмотреть слайд-шоу «Сталинград 30-х годов». У: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О городе Сталинграде. О периоде социалистической индустриализации. О развитии Сталинграда в этот период). У: Совершенно верно. Тема нашего урока - «Сталинград в период социалистической индустриализации». У: Определите цель своей деятельности на уроке. ( Познакомиться с особенностями развития промышленности, строительства города в 30-е годы XX века). У: Следовательно, цель нашего урока – познакомиться с периодом индустриализации Сталинграда, особенностями развития города, его повседневной жизнью, используя краеведческие материалы. У: Я предлагаю провести урок в форме исследования. Для этого вы располагаетесь по трем группам, которые получили опережающее задание – подготовить исследование по вопросам, вынесенным в пункты плана (на доске «План урока»): 1. Развитие промышленности Сталинграда. 2. Особенности административно-территориального устройства города. 3. Развитие социальной инфраструктуры.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У: Итак, начинаем наше исследование. В истории каждого края, каждого большого города есть волнующие, незабываемые годы бурного роста, крупного взлета экономики и культуры. Нижнему Поволжью всегда отводилась важная роль в перспективах развития советской промышлености. Уже по плану ГОЭЛРО 1921 г. предусматривалось строительство в нашем городе одной из 30 государственных районных электростанций (ГРЭС) мощностью 40 тыс. квт, реконструкция порта и строительство судостроительного завода. Планировалось также построить один из пяти проектируемых тракторных заводов. Эти грандиозные планы стали воплощаться в жизнь в нашем городе, переименованным 10 апреля 1925 года в Сталинград, после XIVсъезда ВКП (б) в декабре 1925 г., когда было принято решение о начале индустриализации страны. Город вступает в новую полосу своего развития. (Слово предоставляется ребятам первой группы) - Знакомясь с различными источниками по вопросу развития промышленности в Сталинграде в период социалистической индустриализации, мы обозначили для себя проблему – узнать, почему именно наш город стал одним из крупнейших промышленных центров страны в 30-е г. XX века. Работая над ней, мы обратились к доступным нам источникам: ресурсы сети Интернета, литература, которая представлена на выставке. Внутри группы мы распределили между собой объекты исследования. Результаты оформили в презентацию, которую хотим предложить вашему вниманию. (презентация об индустриализации в Сталинграде) (Приложение №2) - Вот к каким выводам мы пришли, проводя свое исследование: 1) Годы первых пятилеток превратили Сталинград в индустриальный центр Нижнего Поволжья. Экономика региона из аграрной превратилась в индустриально-аграрную. Сталинград превратился в крупный центр производства мирной и военной продукции. Имея собственную металлургическую базу, при выгодном транспортном положении нашему городу была уготована судьба стать единым «военным арсеналом».
У: Для того, чтобы закрепить полученные знания, ребята подготовили ряд вопросов: - Какой завод являлся основой промышленности Сталинграда? («Красный Октябрь») - Какое место было выбрано для сооружения СталГРЭС? (южнее станции Бекетовской) - Какую стратегическую задачу выполняла Судоверфь? (обеспечение реки Волги транспортными судами «река—море» для перевозки грузов из промышленных объектов, расположенных на Волге, в порты Чёрного, Каспийского, Балтийского и Средиземного морей) - Сколько заняли основные строительные работы тракторного завода? (11 месяцев) (фронтальная работа с классом) У: Хорошо! Я вижу, что вы были очень внимательны и поэтому многие правильно отвечали на вопросы. Наше исследование продолжается. Ребята второй группы узнали об особенностях административно-территориального устройства города, который в январе 1932 года стал центром Нижневолжского края. (Сообщение по теме участниками второй группы) - Ускоренное развитие промышленности привело к быстрому росту населения Сталинграда. С 148 тыс. в 1926 г. оно поднялось до 550 тыс. в 1941 г. Вокруг крупных предприятий – тракторного, «Красного Октября», СталГРЭС, Судоверфи возникали целые поселки с комплексной инфраструктурой – Домами культуры, банями, школами и стадионами. Город разрастался. - На основании изученного материала, мы хотим представить результаты своего исследования по вопросу «Административно-территориальное устройство города». ( сообщение обучающихся, работа с картой) (Приложение №3) - Вытянувшийся на 49 км вдоль Волги, он не был единым целым. Так, между центром города и Красноармейском долгое время не было автомобильной дороги, сообщение осуществлялось по Волге и железной дороге. Жилищное строительство происходило главным образом в поселках новых заводов. Старая же часть города, остававшаяся неизменной с дореволюционных времен, была крайне перенаселена. У: Что предусматривал генеральный план Сталинграда, утвержденный в 1931 году Советом Народных Комиссаров РСФСР? - По специальному постановлению предусматривалось комплексное развитие города, в котором все элементы производства, культуры и быта должны быть рационально увязаны между собой. Намечалось создание пяти социалистических городов, протянувшихся вдоль Волги, с населением по 50 тыс. человек. Каждый соцгород имел свое направление производственной деятельности, что закреплялось в его названии: Металлогород (район заводов «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторный), Центрогород (центральная и заполотновская часть города), Лесогород (район зацарицынских и ельшанских лесозаготовок), Энергогород (Бекетовка и СталГРЭС) и город транспортников (станция Сарепта и Судоверфь). Постановлением ВЦИК от 10 июля 1931 г. территория Сталинграда была расширена с 109,7 до 335,2 км2. В черту города включались Спартановка, Рынок, Верхняя Ельшанка, Купоросный, Старая Отрада, Сарепта-Дамба, Красноармейск и некоторые другие пригородные поселки и хутора: Алешкин, Купоросный и деревня Журковка. У: Для каких целей эти социалистические города должны быть созданы? -Они должны были обладать собственной законченной инфраструктурой для работы и отдыха горожан. Проектировшики В.Н. Семенов, В.С. Попов, Д.М. Соболев поддерживали идею того времени, что в «новых городах-коммунах должны поселиться новые люди, должен быть создан новый общий быт», т.к. «новые формы среды создают и новую психологию, новых людей». У: А как обстояли дела на практике? - Простые горожане все-таки мечтали о том, чтобы квартиры были изолированными друг от друга. Идея создания таких социалистических городов не была претворена в жизнь. У: Какие административные районы были образованы в апреле 1935 года? - Было образовано 4 административных района: Дзержинский, Ерманский, Ворошиловский, Кировский. В мае 1936 г. Дзержински район был разукрупнен. Появились три новых района – Тракторозаводский, Баррикадный и Краснооктябрьский. Таким образом, за годы первых пятилеток территория города была значительно расширена. У: Ребята приготовили задание – обозначить на контурной карте красным карандашом границы 5 «социалистических городов», подписать названия городов. Эту работу я предлагаю провести в парах. ( работа с картами в парах). - Сверьте результаты своей работы с образцом. (самопроверка) - У кого все получилось правильно? Кто сделал ошибки? Что нужно сделать для их исправления? (работа с первоисточниками) У: Итак, мы продолжаем свою исследовательскую деятельность. За годы первых пятилеток значительно изменился и внешний облик Сталинграда. Ребята третьей группы познакомились с развитием социальной инфраструктуры города и сейчас представят результаты своей работы. - Мы предлагаем материалы своего исследования. (презентация) (Приложение № 4). - Т.о., город Сталинград находился на подъеме, перспективы дальнейшего роста были очень благоприятными. - Мы приготовили задание: Определите, какие объекты гражданского строительства изображены на карточках. Для этого вам надо будет соотнести изображение с названиями объектов. (обучающиеся работают в группах по карточкам). У: Давайте сверим ответы, используя алгоритм ответов на слайде-презентации. Проанализируем результаты вашей работы. Кто определил все слова? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок? - Сделайте вывод по результатам выполненной работы. (Необходимо изучение новой темы по краеведческому материалу).
У: Сделайте общий вывод о роли индустриализации в развитии города Сталинграда. - В эти годы Сталинград переживал настоящий бум обновления: заурядный провинциальный городок превращался в один из крупнейших индустриальных и культурных центров Нижнего Поволжья. Вместо старых деревянных домов возводились современные многоэтажные жилые дома и административные здания, благодаря расширению территории увеличилась протяженность улиц, активно развивалось озеленение города. - В городе были созданы крупные военно-промышленные предприятия, образующие единый комплекс с энергетическим хозяйством, металлургическим и металлообрабатывающим производством. Вывод по теме учителем. У: Таким образом, Сталинград имел целый ряд экономических предпосылок для того, чтобы стать крупным промышленным центром: - во-первых, здесь располагался крупный металлургический завод «Красный Октябрь», снабжавший металлом все заводы города; - во-вторых, Сталинград выгодно располагался на пересечении железнодорожных и водных транспортных артерий, что позволяло беспрепятственно снабжать предприятия города сырьем и вывозить готовую продукцию; - в-третьих, с 1931г. по 1934 г. Сталинград был краевым центром, что послужило поводом к бурному развитию сферы бытового обслуживания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Закрепление учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: -закрепить знания и навыки с помощью тестового задания по вопросам о периоде социалистической реконструкции в Сталинграде.
Цель, которую ставит перед собой учитель: - создать условия для формирования умения выполнять письменные работы на основе изученного материала.
Задачи: - развитие умений применение знаний при работе с тестами; - развивать способность давать адекватную самооценку.
Методы: - репродуктивные |
У: Для закрепления изученного учебного материала предлагаю вам проверить себя, выполнив тестовые задания. (Индивидуальная работа на карточках) Тест: 1. Сколько строителей было направлено по комсомольским путевкам на строительство СТЗ? а) 5000 человек; б) 7000 человек; в) 10000 человек.
2. Когда вышел номер «Поволжской правды» с заметкой о закладке репера № 1 с надписью: «Тракторный завод имени Феликса Дзержинского»? а) 15 июля 1928 г.; б) 17 июня 1930 г.; в) 23 марта 1929 г.
3. Какой завод был главным поставщиком качественных сталей для нашей авиа- и автотракторной промышленности? а) СТЗ; б) «Красный Октябрь»; в) «Судоверфь».
Когда было опубликовано в газете «Борьба» решение президиума Госплана РСФСР и ВСНХ СССР о развертывании строительства Сталинградской ГРЭС? а) 15 июля 1928 г.; б) 17 июня 1930 г.; в) 23 марта 1929 г.
Когда бюро окружкома партии обсудило вопрос о реконструкции завода «Баррикады»? а) 15 июля 1928 г.; б) 19 марта 1930 г.; в) 17 июня 1930 г.
Когда заработала первая очередь судоверфи? а) 19 марта 1930 г.; б) 1 октября 1930 г.; в) 23 марта 1929 г.
На сколько километров вдоль Волги вытянулся Сталинград? а) 39 км; б) 49 км; в) 59 км.
Когда вступила в строй автодорога, связавшая центр города с Красноармейском?
а) в 1935 г.; б) в 1936 г.; в) в 1937 г.
Когда было образовано 4 административных района?
а) март 1935 г.; б) апрель 1935 г.; в) май 1935 г.
Когда был открыт памятник известному летчику В.С. Хользунову?
а) в 1938 г.; б) в 1939 г.; в) в 1940 г. У: Сверьте свои ответы с образцом на доске (на слайде). У: Проанализируем результаты. Кто справился со всеми заданиями? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок? У: Сделайте вывод по результатам выполненной работы. (Необходимо изучение новой темы по дополнительным материалам). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия. Подведение итогов. Цель: содействие осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценки результатов деятельности своей и класса. Коммуникативные УУД: проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности, строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок. |
У: Подведем итоги урока. Удалось ли нам решить учебную задачу? Каким образом? - Какие знания вы открыли для себя? - Что не получилось в деятельности на уроке? - Какие знания и практические умения помогли вам в формулировании ответа? (- умение делать выводы на основе логического рассуждения по плану урока; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения; - поиск закономерностей исторических процессов; -оценка своей деятельности и одноклассников). - Оцените свою деятельность на уроке с помощью результатов проверочных и самостоятельных работ.
Оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Домашнее задание Цель, которую ставит учитель перед учениками: - закрепить умение использовать полученную информацию для практического применения.
Цель, которую хочет достичь учитель: - развивать умение определять практическую значимость изученного материала; - развивать умение аргументировано формулировать свою точку зрения; - способствовать развитию творчества.
|
У: Цель вашей домашней работы – закрепить знания об особенностях развития Сталинграда в период социалистической индустриализации. 1. Найти информацию о развитии образования, культуры в Сталинграде в 30 годы. 2. Составить вопросы письменно по теме «Индустриализация в Сталинграде». 3. Составить хронологическую таблицу «Сталинград в период индустриализации». ( задания по выбору) - Желаю успеха.
|
Приложение 5
DOCX / 17.18 Кб
Приложение 4
DOCX / 17.74 Кб
Приложение 3
DOCX / 18.33 Кб
Приложение 2
DOCX / 19.61 Кб
Прилоение 1
DOCX / 22.53 Кб