12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мустафина Марина44

 

Предмет история России Класс 9

Методическая разработка урока.

Тема урока: «Сталинград в период социалистической индустриализации»

 

Цель урока: познакомить обучающихся с историей развития Сталинграда в период социалистической индустриализации.

Задачи:

создавать условия для формирования учебных компетенций: предметных умений и навыков, необходимых для объяснения результатов политики индустриализации, используя краеведческие материалы;

развивать познавательный интерес к истории края, понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений, способность приобретения знаний через использование различных источников информации;

развивать интеллектуальные и творческие способности, умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме, сотрудничать друг с другом, выполнять самоконтроль и самооценку;

воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и уважение к историческим традициям и демократическим принципам общественной жизни.

Личностные УУД:       проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых краеведческих знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:          уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение историческими терминами, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Регулятивные УУД:          учить  ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения, делать прогнозы и выводы, оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:  владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать учебную деятельность по повторению сведений о сталинской индустриализации, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Задачи:

- способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке;

- выявлять степень усвоения обучающимися предыдущего учебного материала и подготовленности к уроку.

Методы:

-словесные, объяснительно – иллюстративные;

- побуждающий от проблемной ситуации;

- диалог.

 

Личностные УУД: готовность к обучению, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Регулятивные УУД:

прогнозирование предстоящей деятельности, умение оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: владение культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса.

 

У: Здравствуйте, ребята. Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что для этого нужно сделать?

У: Тема урока непосредственно связана с освещением и осмыслением исторических событий, происходивших в нашей стране в период сталинской модернизации.

Я предлагаю вместе сформулировать тему нашего урока. Для этого необходимо решить исторический кроссворд, определить ключевое слово.

Решение заданий кроссворда (индивидуальная работа) (Приложение №1).

 

1с

т

а

х

а

н

о

в

 

 

 

 

 

 

 

2к

о

л

л

е

к

т

и

в

и

з

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

3к

о

м

а

н

д

н

а

я

 

 

 

 

 

 

 

 

4л

и

ш

е

н

ц

ы

 

 

 

 

 

 

 

5м

о

д

е

р

н

и

з

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

6и

н

д

у

с

т

р

и

а

л

и

з

а

ц

и

я

 

 

7г

у

л

а

г

 

 

 

 

 

 

 

8р

е

п

р

е

с

с

и

и

 

 

 

 

 

 

 

9т

о

т

а

л

и

т

а

р

и

з

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10п

р

о

д

н

а

л

о

г

 

 

 

 

 

 

 

 

У: Выполните самопроверку своей работы, используя алгоритм ответов на слайде-презентации. Проанализируем результаты вашей работы. Кто определил все слова?

Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

У: Назовите ключевое слово. (Сталинград)

 

2.

 

 

А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)

Изучение учебного материала.

 

Постановка учебной задачи.

Цель:

- обсудить учебную проблему, определение и формулирование цели деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- уметь ставить и решать учебную проблему, определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать свои действия.

 

Изучение учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

- показать (продемонстрировать) умение правильно и грамотно формулировать свою точку зрения, историческую грамотность, проявление сотрудничества

Цель, которую учитель хочет достичь:

- проверить умение учащихся правильно выполнять поиск необходимой информации, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы организации работы:

- словесные

- иллюстративные

- практические

Методы стимулирования:

- похвала

 

Открытие новых знаний:

 

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

 

- обсудить проект решения учебной задачи;

- составить общий алгоритм изучения периода социалистической реконструкции Сталинграда;

Цель, которую хочет достичь учитель:

- способствовать формированию у обучающихся научного представления о значимости периода индустриализации для развития Сталинграда;

-организовать работу по овладению навыками исследовательской деятельности, изучения краеведческих материалов.

 

Методы:

- учебный диалог

- презентации.

Личностные УУД:  заинтересованность в расширении и углублении получаемых исторических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний.

Познавательные УУД:       уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, совершенствовать владение историческими терминами.

Регулятивные УУД:           делать прогнозы и выводы.

Коммуникативные УУД:  владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У: Я предлагаю посмотреть слайд-шоу «Сталинград 30-х годов».

У: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

(О городе Сталинграде. О периоде социалистической индустриализации. О развитии Сталинграда в этот период).

У: Совершенно верно. Тема нашего урока - «Сталинград в период социалистической индустриализации».

У: Определите цель своей деятельности на уроке.

( Познакомиться с особенностями развития промышленности, строительства города

в 30-е годы XX века).

У: Следовательно, цель нашего урока – познакомиться с периодом индустриализации Сталинграда, особенностями развития города, его повседневной жизнью, используя краеведческие материалы.

У: Я предлагаю провести урок в форме исследования. Для этого вы располагаетесь по трем группам, которые получили опережающее задание – подготовить исследование по вопросам, вынесенным в пункты плана

(на доске «План урока»):

1. Развитие промышленности Сталинграда.

2. Особенности административно-территориального устройства города.

3. Развитие социальной инфраструктуры.

 

 

У: Итак, начинаем наше исследование. В истории каждого края, каждого большого города есть волнующие, незабываемые годы бурного роста, крупного взлета экономики и культуры. Нижнему Поволжью всегда отводилась важная роль в перспективах развития советской промышлености. Уже по плану ГОЭЛРО 1921 г. предусматривалось строительство в нашем городе одной из 30 государственных районных электростанций (ГРЭС) мощностью 40 тыс. квт, реконструкция порта и строительство судостроительного завода. Планировалось также построить один из пяти проектируемых тракторных заводов. Эти грандиозные планы стали воплощаться в жизнь в нашем городе, переименованным 10 апреля 1925 года в Сталинград, после XIVсъезда ВКП (б) в декабре 1925 г., когда было принято решение о начале индустриализации страны. Город вступает в новую полосу своего развития.

(Слово предоставляется ребятам первой группы)

- Знакомясь с различными источниками по вопросу развития промышленности в Сталинграде в период социалистической индустриализации, мы обозначили для себя проблему – узнать, почему именно наш город стал одним из крупнейших промышленных центров страны в 30-е г. XX века. Работая над ней, мы обратились к доступным нам источникам: ресурсы сети Интернета, литература, которая представлена на выставке. Внутри группы мы распределили между собой объекты исследования. Результаты оформили в презентацию, которую хотим предложить вашему вниманию.

(презентация об индустриализации в Сталинграде) (Приложение №2)

- Вот к каким выводам мы пришли, проводя свое исследование:

1) Годы первых пятилеток превратили Сталинград в индустриальный центр Нижнего Поволжья. Экономика региона из аграрной превратилась в индустриально-аграрную. Сталинград превратился в крупный центр производства мирной и военной продукции. Имея собственную металлургическую базу, при выгодном транспортном положении нашему городу была уготована судьба стать единым «военным арсеналом».

 

У: Для того, чтобы закрепить полученные знания, ребята подготовили ряд вопросов:

- Какой завод являлся основой промышленности Сталинграда? («Красный Октябрь»)

- Какое место было выбрано для сооружения СталГРЭС? (южнее станции Бекетовской) - Какую стратегическую задачу выполняла Судоверфь? (обеспечение реки Волги транспортными судами «река—море» для перевозки грузов из промышленных объектов, расположенных на Волге, в порты Чёрного, Каспийского, Балтийского и Средиземного морей) - Сколько заняли основные строительные работы тракторного завода? (11 месяцев)

(фронтальная работа с классом)

У: Хорошо! Я вижу, что вы были очень внимательны и поэтому многие правильно отвечали на вопросы. Наше исследование продолжается. Ребята второй группы узнали об особенностях административно-территориального устройства города, который в январе 1932 года стал центром Нижневолжского края.

(Сообщение по теме участниками второй группы)

- Ускоренное развитие промышленности привело к быстрому росту населения Сталинграда. С 148 тыс. в 1926 г. оно поднялось до 550 тыс. в 1941 г. Вокруг крупных предприятий – тракторного, «Красного Октября», СталГРЭС, Судоверфи возникали целые поселки с комплексной инфраструктурой – Домами культуры, банями, школами и стадионами. Город разрастался.

- На основании изученного материала, мы хотим представить результаты своего исследования по вопросу «Административно-территориальное устройство города».

( сообщение обучающихся, работа с картой) (Приложение №3)

- Вытянувшийся на 49 км вдоль Волги, он не был единым целым. Так, между центром города и Красноармейском долгое время не было автомобильной дороги, сообщение осуществлялось по Волге и железной дороге. Жилищное строительство происходило главным образом в поселках новых заводов. Старая же часть города, остававшаяся неизменной с дореволюционных времен, была крайне перенаселена.

У: Что предусматривал генеральный план Сталинграда, утвержденный в 1931 году Советом Народных Комиссаров РСФСР?

- По специальному постановлению предусматривалось комплексное развитие города, в котором все элементы производства, культуры и быта должны быть рационально увязаны между собой. Намечалось создание пяти социалистических городов, протянувшихся вдоль Волги, с населением по 50 тыс. человек. Каждый соцгород имел свое направление производственной деятельности, что закреплялось в его названии: Металлогород (район заводов «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторный), Центрогород (центральная и заполотновская часть города), Лесогород (район зацарицынских и ельшанских лесозаготовок), Энергогород (Бекетовка и СталГРЭС) и город транспортников (станция Сарепта и Судоверфь). Постановлением ВЦИК от 10 июля 1931 г. территория Сталинграда была расширена с 109,7 до 335,2 км2. В черту города включались Спартановка, Рынок, Верхняя Ельшанка, Купоросный, Старая Отрада, Сарепта-Дамба, Красноармейск и некоторые другие пригородные поселки и хутора: Алешкин, Купоросный и деревня Журковка.

У: Для каких целей эти социалистические города должны быть созданы?

-Они должны были обладать собственной законченной инфраструктурой для работы и отдыха горожан. Проектировшики В.Н. Семенов, В.С. Попов, Д.М. Соболев поддерживали идею того времени, что в «новых городах-коммунах должны поселиться новые люди, должен быть создан новый общий быт», т.к. «новые формы среды создают и новую психологию, новых людей».

У: А как обстояли дела на практике?

- Простые горожане все-таки мечтали о том, чтобы квартиры были изолированными друг от друга. Идея создания таких социалистических городов не была претворена в жизнь.

У: Какие административные районы были образованы в апреле 1935 года?

- Было образовано 4 административных района: Дзержинский, Ерманский, Ворошиловский, Кировский. В мае 1936 г. Дзержински район был разукрупнен. Появились три новых района – Тракторозаводский, Баррикадный и Краснооктябрьский.

Таким образом, за годы первых пятилеток территория города была значительно расширена.

У: Ребята приготовили задание – обозначить на контурной карте красным карандашом границы 5 «социалистических городов», подписать названия городов. Эту работу я предлагаю провести в парах.

( работа с картами в парах).

- Сверьте результаты своей работы с образцом.

(самопроверка)

- У кого все получилось правильно? Кто сделал ошибки? Что нужно сделать для их исправления? (работа с первоисточниками)

У: Итак, мы продолжаем свою исследовательскую деятельность. За годы первых пятилеток значительно изменился и внешний облик Сталинграда. Ребята третьей группы познакомились с развитием социальной инфраструктуры города и сейчас представят результаты своей работы.

- Мы предлагаем материалы своего исследования.

(презентация) (Приложение № 4).

- Т.о., город Сталинград находился на подъеме, перспективы дальнейшего роста были очень благоприятными.

- Мы приготовили задание: Определите, какие объекты гражданского строительства изображены на карточках. Для этого вам надо будет соотнести изображение с названиями объектов.

(обучающиеся работают в группах по карточкам).

У: Давайте сверим ответы, используя алгоритм ответов на слайде-презентации. Проанализируем результаты вашей работы. Кто определил все слова? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

- Сделайте вывод по результатам выполненной работы.

(Необходимо изучение новой темы по краеведческому материалу).

 

У: Сделайте общий вывод о роли индустриализации в развитии города Сталинграда.

- В эти годы Сталинград переживал настоящий бум обновления: заурядный провинциальный городок превращался в один из крупнейших индустриальных и культурных центров Нижнего Поволжья. Вместо старых деревянных домов возводились современные многоэтажные жилые дома и административные здания, благодаря расширению территории увеличилась протяженность улиц, активно развивалось озеленение города.

- В городе были созданы крупные военно-промышленные предприятия, образующие единый комплекс с энергетическим хозяйством, металлургическим и металлообрабатывающим производством.

Вывод по теме учителем.

У: Таким образом, Сталинград имел целый ряд экономических предпосылок для того, чтобы стать крупным промышленным центром:

- во-первых, здесь располагался крупный металлургический завод «Красный Октябрь», снабжавший металлом все заводы города;

- во-вторых, Сталинград выгодно располагался на пересечении железнодорожных и водных транспортных артерий, что позволяло беспрепятственно снабжать предприятия города сырьем и вывозить готовую продукцию;

- в-третьих, с 1931г. по 1934 г. Сталинград был краевым центром, что послужило поводом к бурному развитию сферы бытового обслуживания.

 

 

Закрепление учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

-закрепить знания и навыки с помощью тестового задания по вопросам о периоде социалистической реконструкции в Сталинграде.

 

Цель, которую ставит перед собой учитель:

- создать условия для формирования умения выполнять письменные работы на основе изученного материала.

 

Задачи:

- развитие умений применение знаний при работе с тестами;

- развивать способность давать адекватную самооценку.

 

Методы:

- репродуктивные

У: Для закрепления изученного учебного материала предлагаю вам проверить себя, выполнив тестовые задания.

(Индивидуальная работа на карточках)

Тест:

1. Сколько строителей было направлено по комсомольским путевкам на строительство СТЗ?

а) 5000 человек;

б) 7000 человек;

в) 10000 человек.

 

2. Когда вышел номер «Поволжской правды» с заметкой о закладке репера № 1 с надписью: «Тракторный завод имени Феликса Дзержинского»?

а) 15 июля 1928 г.;

б) 17 июня 1930 г.;

в) 23 марта 1929 г.

 

3. Какой завод был главным поставщиком качественных сталей для нашей авиа- и автотракторной промышленности?

а) СТЗ;

б) «Красный Октябрь»;

в) «Судоверфь».

 

Когда было опубликовано в газете «Борьба» решение президиума Госплана РСФСР и ВСНХ СССР о развертывании строительства Сталинградской ГРЭС?

а) 15 июля 1928 г.;

б) 17 июня 1930 г.;

в) 23 марта 1929 г.

 

Когда бюро окружкома партии обсудило вопрос о реконструкции завода «Баррикады»?

а) 15 июля 1928 г.;

б) 19 марта 1930 г.;

в) 17 июня 1930 г.

 

Когда заработала первая очередь судоверфи?

а) 19 марта 1930 г.;

б) 1 октября 1930 г.;

в) 23 марта 1929 г.

 

На сколько километров вдоль Волги вытянулся Сталинград?

а) 39 км;

б) 49 км;

в) 59 км.

 

Когда вступила в строй автодорога, связавшая центр города с Красноармейском?

 

а) в 1935 г.;

б) в 1936 г.;

в) в 1937 г.

 

Когда было образовано 4 административных района?

 

а) март 1935 г.;

б) апрель 1935 г.;

в) май 1935 г.

 

Когда был открыт памятник известному летчику В.С. Хользунову?

 

а) в 1938 г.;

б) в 1939 г.;

в) в 1940 г.

У: Сверьте свои ответы с образцом на доске (на слайде).

У: Проанализируем результаты. Кто справился со всеми заданиями? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

У: Сделайте вывод по результатам выполненной работы.

(Необходимо изучение новой темы по дополнительным материалам).

 

Рефлексия.

Подведение итогов.

Цель: содействие осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценки результатов деятельности своей и класса.

Коммуникативные УУД:

проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности, строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.

У: Подведем итоги урока. Удалось ли нам решить учебную задачу? Каким образом?

- Какие знания вы открыли для себя?

- Что не получилось в деятельности на уроке?

- Какие знания и практические умения помогли вам в формулировании ответа?

(- умение делать выводы на основе логического рассуждения по плану урока;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения;

- поиск закономерностей исторических процессов;

-оценка своей деятельности и одноклассников).

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью результатов проверочных и самостоятельных работ.

 

Оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

 

 

Домашнее задание

Цель, которую ставит учитель перед учениками:

- закрепить умение использовать полученную информацию для практического применения.

 

Цель, которую хочет достичь учитель:

- развивать умение определять практическую значимость изученного материала;

- развивать умение аргументировано

формулировать свою точку зрения;

- способствовать развитию творчества.

 

У: Цель вашей домашней работы – закрепить знания об особенностях развития Сталинграда в период социалистической индустриализации.

1. Найти информацию о развитии образования, культуры в Сталинграде в 30 годы.

2. Составить вопросы письменно по теме «Индустриализация в Сталинграде».

3. Составить хронологическую таблицу «Сталинград в период индустриализации».

( задания по выбору)

- Желаю успеха.

 


 


 


Приложение 5
DOCX / 17.18 Кб

Приложение 4
DOCX / 17.74 Кб

Приложение 3
DOCX / 18.33 Кб

Приложение 2
DOCX / 19.61 Кб

Прилоение 1
DOCX / 22.53 Кб


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.