Индустриализация и коллективизация в СССР (особенности процесса в Красноярском крае)
Веб-квест «Индустриализация и коллективизация в СССР (особенности процесса в Красноярском крае)»
Предметная область: История;
Участники: студенты 2 курса.
Аннотация
Конкурсный материал представлен тремя видами работ – это методическая разработка занятия, описание собственных методических находок в текстовом содержании. В методической разработке – представлен сценарий проведения веб-квеста, в описании собственных методических находок представлено объяснение, почему используется именно это технология при изучении данной темы.
Методические находки
В методической разработке урока на конкурс используется технология веб-квест. Данную технологию не целесообразно использовать на каждом занятии. Вебквест (webquest) в педагогике – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест может быть долгосрочным, а может быть краткосрочным и использоваться в рамках одного занятия. Так как тема «Индустриализация и коллективизация в СССР» содержит в себе большие пласты информации, то эта технология позволяет наиболее удачно проработать все вопросы в рамках одной «ленты», учитывая и вопросы региона, в данном случае используются сайты по истории Красноярского края.
Работа в данной технологии сражу же снимает проблему отсутствия мотивации, так как это работа с новыми технологиями – интерес проявляется у 100% обучающихся. Технология решает многие педагогические вопросы. Если задаться вопросом зачем использовать технологию веб-квест то ответ будет таким: это сотрудничество, развитие мышления, мотивация, проектное обучение, проблемное обучение, использование современных технологий.
По своей структуре веб-квест отличен от урока в классическом понимании. Структура веб-квеста:
1.Введение
2. Задания
3. Процедура выполнения
4. Источники информации
5. Оценивание
6. Выводы.
Одной из преимущественных характеристик веб-квеста является самостоятельность обучающихся, теперь они сами становятся добытчиками нужной информации, а не просто потребителями, где главный добытчик информации учитель. Одновременно технология веб-квест позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся и организовывать работу в группах, тем самым устанавливается нужная для этого возраста коммуникация.
Технология веб-квест позволяет использовать почти неограниченные виды заданий: в его рамках можно организовать научное исследование (долгосрочный веб-квест), это может быть просто пересказ найденной информации, проектирование, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, журналистское расследование. В методической разработке, представленной на конкурс как раз используются элементы журналистского расследования.
В каждой технологии есть свои минусы, технология веб-квест не исключение, если не брать чисто технический характер недостатков – отсутствие Сети интернет, то это трудоёмкость разработки веб-квеста для преподавателя. Необходимо наличие чёткой системы оценивания.
Технология веб-квест – это современная, отвечающая последним вызовам времени технология. Она приносит свои результаты – обучающие уже более ответственно относятся к работе, стараются как можно интереснее представить полученный результат – решить задачу веб-квеста оригинальнее, чем другая группа. И формируется навык который необходим в любой профессии, это умение работать с информацией.
Список использованной литературы
Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы интернет-образования. — 2002. — № 7.
Интернет-ресурсы
http://www.ug.ru/archive/28204
http://www.proshkolu.ru/user/miharina/file/4037967/
http://iyazyki.ru/2013/04/webquest-activity/
Методическая разработка занятия
Введение
Тема: «Индустриализация и коллективизация в СССР (особенности процесса в Красноярском крае)»
Цель занятия:
В результате проведения занятия обучающиеся смогут:
-составить представление о целях, основных этапах, результатах процесса индустриализации, коллективизации;
- сопоставлять общесоюзный процесс индустриализации и коллективизации с процессом в Красноярском крае;
-выделять главное в тексте, сравнивать – выделять общее и различия процессов в стране и крае;
-высказывать своё мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу.
Задачи:
1. Дать определения основным понятиям по теме;
2. Охарактеризовать основные причины, цели, результаты индустриализации, коллективизации;
3. Сопоставить общесоюзный процесс индустриализации и коллективизации с процессом в Красноярском крае;
3. Высказать своё мнение по вопросу, почему индустриализацию и коллективизацию относят к «Эпохе великого перелома»?
Актуальность и важность:
Индустриализация и коллективизация имеет противоречивые результаты, но обучающимся по специальности дорожники и мастера сельхоз.производства важно понимать каким способом руководство страны предприняло попытку ликвидировать отставание в экономическом развитии страны. Также для обучающихся важно знать, что являлось источниками этих процессов. Изучение этой темы обращает внимание на трудовой энтузиазм и героизм советского народа, что очень важно для популяризации идеи труда для будущих рабочих.
План учебного занятия
Вид занятия: веб-квест. В педагогике технология веб-квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест может быть краткосрочным и долгострочным. В рамках учебного занятия используется краткосрочный тип веб-квестакоторый, направлен на приобретение и закрепление знаний, освоение больших пластов информации.
Место проведения занятия: кабинет информатики с возможностью выхода в Интернет.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 1 час 20 минут.
Ход занятия
Этап урока |
Учебные задачи (преподаватель) |
Учебные действия (обучающиеся) |
Ожидаемые результаты (умения) |
Критерии оценивания |
Актуализация По технологии веб-квест «Введение» |
Нэп позволил экономике СССР добиться возвращения к довоенному уровню развития. Однако войти в ряд экономически развитых стран Советский Союз так и не смог. Становилось очевидным, что без создания тяжелой промышленности, по уровню равной европейской, преждевременно мечтать о мировой революции. |
Смотрят документальную видеозапись |
Выделять главные признаки исторических явлений, событий. |
|
Проблематизация По технологии веб-квест «Введение» |
Что нужно было предпринять советскому руководству, чтобы войти в ряд экономически развитых стран? |
Высказывают своё мнение Необходимы реформы в промышленности и сельском хозяйстве. |
Высказывать свои суждения |
За ответ - 1 б. |
Постановка проблемы (задача веб-квеста) |
Почему индустриализацию и коллективизацию называют «Великим переломом»? |
|||
Организационный момент (Распределение ролей) |
1.Объясняем алгоритм действий, распределяем роли. 2.Даём ссылки на источники.(указаны в презентации) План: 1.Причины и цели; 2.Основные этапы (ход); 3. Результаты, итоги. |
Обучающиеся делятся на две группы: городские жители и сельские. Распределяют роли внутри группы. (Внутри группы одни рассматривают процесс в стране, отдельные обучающиеся процесс в крае) |
||
Открытие новых знаний (поиск решения проблемы) |
Как проходили индустриализация и коллективизация страны? Каковы их итоги в стране и крае? |
Работа в группах. Поиск ответов. |
Извлечение и структурирование информации согласно заданным параметрам. Высказывать своё мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу. Сопоставлять объяснение причин и следствий событий, представленное в разных текстах. |
Все вопросы плана раскрыты полностью – 3б. Названы частично – 2 б. |
Выражение проблемы (применение нового знания) |
Высказывают своё мнение. Презентуют результаты расследования,опираясь на выполненную в ходе занятия работу: карта с указанием крупнейших строек первых пятилеток и фоторепортаж. |
Следование критериям представления результата |
Выступление участников группы: Простота и ясность изложения; Уверенность, владение собой; Культура речи, поведения; Удержание внимания аудитории, Эмоциональная окрашенность речи. (2 б.) Представление карты – указано больше 5 крупнейших строек первых пятилеток – 2 б, фоторепортаж – более 5 фотографий, в том числе фотографии процесса коллективизации в Красноярском крае – 2 б. |
|
Рефлекция По технологии веб-квест «Вывод» |
Подведение итогов. Выставление оценок. |
Набрано 8-7 баллов – «5»; Набрано 6-5 баллов – «4»; Набрано 4-3 б – «3» |
Могут быть предложены универсальные критерии оценивания: (разработана не автором)
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
|
Понимание задания |
Работа демонстрирует точное понимание задания |
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. |
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания |
Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. |
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. |
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы |
Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. |
Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. |
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход |
Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. |
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. |
Обучающийсяпросто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Сомова Светлана Геннадьевна
Сомова Светлана Геннадьевна