Презентация. «Реализация системно – деятельностного подхода на уроках географии»

0
0
Материал опубликован 16 October 2021

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках географии Я слышу — и забываю, я вижу — и запоминаю, я делаю — и понимаю. Китайская мудрость

ФГОС ООО Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей.

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором школьник не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела. Деятельность Результат Научить учиться

Деятельностный подход к обучению ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ форма активного отношения к окружающему миру (изменение и преобразование действительности) Цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества <номер>

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Ученик - Учитель Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Какие факты на лицо»?, «Что вас удивило? Что интересного заметили ? Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.

Компоненты овладения знаниями при СДП: Восприятие информации Анализ полученной информации Запоминание (создание образа) Самооценка .

Механизмом реализации системно–деятельностного подхода  являются такие технологии, как:  информационные и коммуникативные технологии; технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира); технологии, основанные на реализации проектной деятельности; технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.

Основные требования к уроку Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий); Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия; Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия; Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся; Создание психологически комфортной обстановки на уроке; Минимализация и вариативность домашнего задания; Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

Структурирование уроков в рамках деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). 2) Актуализация и пробное учебное действие. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». • 1-2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) ФОС

Коллективная форма организации учебной деятельности «Обучение – это общение человека с человечеством» Академик А. Петровский

Схема размещения обучающихся на 1 этапе урока – Этапе ввода карточек консультантами 4 2 5 1 3 Стол учителя к к к к

На доске: Ваша цель сегодня на уроке: «Научись сам и обучи другого».

ВОПРОС задает Фернан Магеллан - мореплаватель, Португалия. Назовите открытия, сделанные мною в кругосветном путешествии, и почему они получили такие названия?

Многие, внимательно рассматривая карту, мечтают о далёком путешествии и сожалеют о том, что Америка давно открыта и полюсы достигнуты другими, что первые кругосветные плавания уже совершены, что времена Колумба и Магеллана, Пржевальского и Семёнова – Тянь – Шанского уже прошли, что на карте совсем не осталось «белых пятен» и что, к сожалению, теперь совсем нечего открывать, но мир, оказывается, можно познавать, путешествуя на уроках географии и первое путешествие, которое мы совершим, повторяя путь известного мореплавателя Ф. Магеллана это….

По волнам Мирового Океана

Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка.

Создание проблемной ситуации ? – страна наоборот. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами; Там на изнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды. Они в пустыни пропадают где – то. Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. ?– страна наоборот. Её исток – на Лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. ?– страна наоборот. Г. Усова

II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. ФГОС

Что мы называем Мировым океаном? Проблемный вопрос. Имеет ли границы Мировой океан?

III. Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Самый большой, глубокий, омывает Западные берега Северной и Южной Америки, Восточную часть Евразии и Австралии, а так же Антарктиду 1 Второй по величине, менее глубокий, чем Тихий, омывает Америку с Востока, Евразию, Африку с Запада, Антарктиду 2 Меньше, чем Тихий и Атлантический, омывает берега Африки, Евразии, Австралии, Антарктиды 3 Самый маленький, самый холодный, почти круглый год покрыт льдом, омывает Северную Америку, Евразию 4

Карта океанов 1 2 3 4 1

IV. «Открытие нового знания» Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. А какую бы вы поставили цель прежде чем отправиться в путешествие?

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие 60°с.ш.,31°в.д.

Части мирового океана Моря Заливы, проливы Полуострова Острова, архипелаги

Ваша цель сегодня на уроке: «Научись сам и обучи другого». А сегодня на уроке, в процессе общения в сменных парах, вы должны не только сами изучить свою карточку, но и обучить своих соседей по столу.

Схема размещения обучающихся на 2 этапе урока – Этапе работы в динамических парах 4 2 5 1 3 Стол учителя

Схема работы обучающихся друг с другом в динамических парах в пределах одного стола

Схема учётной таблицы 1 2 3 4 + 1 – номер карточки - условное обозначение карточки + - изучил - обучил + + + +

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ФГОС

Тестовые задания

№ вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вариант ответа 0 0 0 1 0 2 2 № вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вариант ответа 1 2 2 0 0 0 1 1 вариант 2 вариант 7 заданий – «5» 5,6 заданий – «4» 4 задания – «3»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.