Презентация
на тему:
Роспись по стеклу
Художественные витражи или роспись по стеклу – это искусство, которое своими корнями уходит в эпоху Ренессанса и ассоциируется у нас со стеклянными картинами в соборах. Однако, современная художественная роспись стекла, заливной витраж, роспись бутылок стала одним из необыкновенных видов искусства. Она прекрасно сочетается с архитектурой. Декоративные стекла, витражи дополнят любой интерьер Вашей квартиры или офиса. Большую популярность в последнее время также набирает роспись стеклянной посуды, элементов мебели и т.д.
Роспись стекла – это необычайно интересное искусство, которое неподвластно веяньям моды. Художественная роспись стекла прекрасно смотрится в местах, где свет падает на роспись по стеклу, – свет преломляется, и краски «играют» яркими оттенками и цветами. Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов, добавляет в интерьер своеобразный стиль богатую и теплую атмосферу. Выбирая предметы интерьера можно сэкономить на фасаде, сделав любую роспись стекла. Художественные витражи принесут в Ваш дом неповторимость и новизну, создадут уют и комфорт.
Художественные витражи и просто роспись стекла могут выполняться на цветных или прозрачных стеклах, в виде композиций, картин, узоров. Рисунок может заполнять как всю поверхность стекла, так и отдельные его части. Стекла - витражи создают особую цветовую среду в помещении, гармонию, подчеркивают стиль своих хозяев. Даже такая простая вещь, как роспись бутылок, уже создает ощущение теплоты, притягивает взгляды людей.
Стекло - особый материал, поэтому работы, выполненные на нем, получаются очень красивыми и утонченными, что лишь добавляет любви и популярности работам. Роспись стекла крайне динамично развивается. В наше время расписывают стекло, мебель, предметы интерьера. Эффектный декор стекла или дерева великолепно дополнит абсолютно любой интерьер офиса, квартиры или коттеджа. Когда заказчик желает роспись по стеклу, то ему действительно есть, что предложить, так как роспись стекла может выполняться в разных техниках, можно воплотить любую мысль. Востребованность рынком изделий, которые выполнены из расписанного вручную стекла, постоянно растет. Роспись бутылок и роспись стекла может быть очень познавательной и для ребенка. В магазинах продаются наборы для рисования на стекле и трафареты. Все очень просто. Вы прикладываете трафарет, обрисовываете или переносите на стекло, разукрашиваете, как вам вздумается, и витраж готов. Роспись по стеклу может заинтересовать ребенка гораздо больше, чем рисование на бумаге. Конечно, профессиональная художественная роспись стекла – это сложная творческая и чрезвычайно кропотливая работа, которая требует художественных навыков и умения их воплощать в изготовлении витражей.
Художественные витражи, выполненные мастерами-профессионалами, притягивают своей магической силой. Можно часами рассматривать стекла-витражи и наслаждаться красками и линиями замечательных узоров. Художники, практикующие роспись стекла, выполняют очень кропотливую и сложную работу, поэтому такое искусство подвластно только мастерам высокого уровня.
Роспись по стеклу, заливной витраж и роспись бутылок выполняется профессиональными материалами. Если роспись стекла выполняется детально, то на картине появляется эффект свежести и неповторимости. Если рисунок состоит из мелких деталей, то работа будет выглядеть более утонченной. Стекла витражи, поверхность которых разделена на небольшие части, составляют мозаику, каждое звено которой – это восхитительные художественные витражи, сплетенные в узоры.
Каким же образом человек открыл для себя такой хрупкий и прозрачный материал как стекло? Одна из легенд, поведанная древнеримским историком Плинием Старшим (79-23 гг. до н.э.), гласит, что открытие стекла произошло случайно, когда финикийские купцы за неимением под рукой камней сложили очаг на песчаном берегу из перевозимой ими африканской соды. На следующее утро на месте костра они обнаружили несколько гладких блестящих пластин, через которые можно было смутно видеть свет. Это было исключительное стечение обстоятельств, ведь песок, из которого образуется стекло, плавится при температуре 1710°C, а при добавлении соды температура плавления снижается больше чем в 2 раза до 720°C. В те времена, ни о каких градусах понятия не имели, но, тем не менее, обратили внимание на высокотемпературное взаимодействие песка и щелочи (зола, сода).
Стеклоделием занимались в Древнем Египте и в Месопотамии около 5-4 тыс. лет тому назад. По структуре стекло представляет собой аморфное вещество. Именно отсутствие кристаллической решетки и делает его столь хрупким, из-за чего стекло может разламываться по непредсказуемому пути.
Однако в наши дни существуют технологии, придающие стеклу большую прочность. С другой стороны, именно благодаря аморфности изделия из стекла можно сделать настолько острыми, что ни один идеально заточенный металлический предмет не сравниться с ними по своей остроте. Человечество, осваивая стекло, накопило немалый опыт работы с ним.
Другим немаловажным элементом росписи по стеклу (помимо самого стекла) являются, конечно же, специальные «витражные» краски, а именно контурные краски и краски для заливки, для наполнения цветом. Они так же претерпели значительные изменения с древнейших времен до наших дней. И, благодаря достижениям в области химии, мы имеем возможность использовать при декорировании огромное разнообразие этого материала (красок).
Что такое витраж?
В классическом понимании – это любая композиция декоративного характера с использованием материалов, пропускающих свет. Чаще всего для ее создания используются стеклянные фрагменты, хотя это и не единственный вариант. По сути, это мозаика, собранная из цветных образцов, скрепленных друг с другом. Роспись отличается тем, что основой для нее служит цельное «полотно», а краски лишь наносятся на его поверхность. Но при соблюдении всех правил в итоге эффект получается тот же, хотя такая технология несколько проще. Например, если необходимо оформить какую-то основу, имеющую сложную, объемную конфигурацию. Ведь гораздо легче нанести краски, чем скрепить подобные элементы.
Виды росписи
Наиболее распространенная – оконная.
Перегородочная. Она используется для оформления не только временных (мобильных) внутренних стен, но и дверей с остеклением. Особенность в том, что краски накладываются с обеих сторон с соблюдением симметричности контуров росписи.
Потолочная. Стеклянные потолки монтируются не везде, но эффект, особенно при правильном расположении приборов подсветки, потрясающий.
Картинная. Ее используют при изготовлении отдельных элементов интерьера в виде панно, тех же картин и тому подобное, для чего образцы стекла обрабатываются соответствующими составами, а затем крепятся на стенах помещения.
Аксессуарная. Подразумевает роспись различных чашечек, ваз и так далее, то есть всего того, на что можно нанести рисунок. Именно она более всего подходит для тех, кто решил освоить азы этого искусства.
Роспись по стеклу (витражная роспись) берет свое начало в X веке, когда большой популярностью пользовалась разноцветная мозаика, которая была главным украшением многих храмов, но не могла передать все те детали, которые задумали художники. Именно поэтому и появился такой вид искусства, как витражная роспись, ознаменовав новое открытие в витражном деле.
История
Изначально роспись по стеклу использовалась для украшения храмов. Солнечные лучи, попадавшие на разрисованные окна, создавали в храме задумчивую и таинственную цветовую атмосферу. Это помогало прихожанам полностью забыть о земных проблемах и воссоединиться с Богом. Но во времена религиозных войн в XVI веке большая часть храмов была разрушена, а с ними и витражное искусство. К концу XVIII и началу XIX веков роспись по стеклу возродилась снова, но уже в более усовершенствованных формах. Листы стекла стали еще больше по размеру, что давало художнику простор для творчества.
Если в готическую эпоху витражную роспись использовали, прежде всего, для украшения храмов, то в настоящее время эта техника используется и для украшения жилых и общественных помещений. А всемирно известный и легендарный ювелир Луис Комфорт Тиффани применил технику витражной росписи для создания особой линии ювелирных украшений.
Стилистика цветных изображений на стекле эволюционировала так же стремительно, как и область их применения. Постепенно в витражную роспись вошли растительные орнаменты, изображения людей, животных и просто природных явлений – закат солнца, море, дождь, мороз. И сегодня оформление домашнего интерьера с использованием росписи по стеклу считается проявление хорошего вкуса и зажиточности хозяев.
Порядок работы
Независимо от материала основы, перед началом работы она должна быть обезжирена.
Сначала делается эскиз будущей композиции, для чего на сухую поверхность «накладывается» ее контур. Тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены каждый в свой цвет.
Нанесение краски. С первого раза может и не получиться, так как нужно буквально «чувствовать» оптимальную толщину слоя. Слишком тонко – после просыхания появятся разводы, пятна, поверхность будет иметь неоднородный оттенок. Слишком густо – краски с соседних участков «перейдут границу» и перемешаются. Но с опытом придет и понимание, сколько краски нужно брать кисточкой.
Просушка. Можно, конечно, этот процесс ускорить, используя фен или любой обогревательный прибор. Но более качественное покрытие получается, если сушка происходит естественным образом. Искусственное ускорение может привести к растрескиванию нанесенного слоя, даже потемнению отдельных участков, если термическое воздействие получится избыточным.
Покрытие лаком.
Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета.
Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники. Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света. В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков.
виды витражей:
Существует несколько различных видов витражей. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике.
Наборный витраж
Наборный витраж – тип классического витража. Части цветного стекла, вырезанные по контурам, в соответствии с эскизом соединяются воедино на наборном столе. Как правило, в наборный витраж входят цветные стекла без росписей и гравировок. Идеальный вариант для дорогого классического интерьера.
Расписной витраж
Расписной витраж – это витраж, который может быть изготовлен в любой из наборных техник, важно, что все или большинство стекол витража расписаны. Иногда для дополнительного декора в расписной витраж вносятся куски ограненных и фацетных стекол. Витраж относится к расписным, даже если роспись нанесена на единственное монолитное стекло витража.
Фацетный витраж
Фацетный витраж – витраж, собранный из особым образом ограненных стекол. По периметру каждого стекла снимается фаска (фацет, фасет), что усиливает светопреломляющие и отражающие свойства стекла. Вместо фацетных стекол могут использоваться объемные стекла, тщательно отшлифованные и отполированные, с особенной огранкой. Огранка стекол – очень ответственный этап производства витража, потому что он нее зависит будущая светопроницаемость витража и способность преломлять и отражать свет, создавая игру причудливых бликов. Для получения хорошей огранки или широкой фаски требуется широкое, а значит более тяжелое стекло, vitrail-45_0.jpgпоэтому для витража с такими стеклами требуется прочная оправа. Как правило, фацетированные или ограненные стекла соединяют с помощью укрепленного медного, латунного или другого жесткометаллического профиля. Свинец не способен выдерживать нагрузки большого веса и провисает, и поэтому его не используют. Когда витраж собран, его металлический каркас патинируют под серебро, золото, латунь или старую бронзу. Золотистые отсветы от патинированной оправы усиливаются преломлением толстых стекол и выглядят как настоящие драгоценности. Фацетные витражи хорошо использовать для оформления декоративных окон, дверец шкафов и других предметов мебели.
Паянный витраж
Паянный витраж – тип классического витража. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.
Комбинированный витраж
Комбинированный витраж – витраж, соединяющий в себе несколько стилей или техник изготовления. Например, стекла обработанные пескоструйным методом и соединенные в технике Тиффани. Этот вид витражей, как любое смешение стилей, подразумевает любые, подчас неожиданные применения привычных техник. Для этих витражей используются готовые детали, литые розетки, гравированное толстое стекло.
Силуэтные витражи (контурные витражи)
Силуэтные витражи (контурные витражи) – это витражи, собранные из одинаковых стеклянных элементов круглой формы («рюмочной» плитки) – чаще всего они прозрачные или зеленого цвета. Во втором случае круглые элементы напоминают бутылочные днища. Круглыми стеклянными дисками выкладывают форму будущего витража, а пространство между ними заполняют стеклами с вогнутыми гранями, как бы обнимающими края стеклянных дисков. Детали-заполнители могут быть того же цвета, что и диски, или иметь контрастную окраску. В конце работ стекла соединяются свинцовой или латунной оправой.
Узорчатые витражи
Узорчатые витражи – это витражи, в которых основной акцент сделан не на многоцветье стекол, а на их узоры. Стекла для таких витражей выбираются, как правило, бесцветные, либо пастельные. Главное – фактура и узор на стеклах. Основными мотивами для узорчатого витража являются геометрические орнаменты, рисунок «мороз на стеклах», или просто фактурное стекло, ориентированное в разных направлениях.
Пескоструйные витражи
Пескоструйные витражи изготавливаются, как правило, на основе бесцветного стекла или зеркала. Специальным аппаратом на поверхность толстого (минимум – 0,5см) стекла наносится матирующая или рельефная гравировка. Для создания рисунков применение пескоструйного аппарата контролируют специальными трафаретами. В результате получаются интересные флористические или геометрические сюжеты. В зависимости от формы трафарета это могут быть матовые узоры на прозрачном фоне или прозрачные на матовом, или те и другие, осложненные штриховой или зернистой гравировкой. Этот вид витражей идеально смотрится в классическом интерьере.
Мозаичные витражи
Мозаичные витражи собираются из цветных стекол, соединяющихся свинцовыми нитями, и характеризуются, как правило, повторяющимся геометрическим или цветочным рисунком. Геометрическое построение мозаичного витража может дополняться дополнительными элементами: стеклянными розетками, шлифованными вставками, кабошонами. Чаще всего мозаичный витраж использовался в качестве фона, однако в некоторых случаях мог служить самостоятельным элементом декора здания.
Стеклянная мозаика
Стеклянная мозаика – это в первую очередь облицовочный материал. Она не годится для заполнения светопропускающих проемов, однако сохраняет все свойства просвечивающего стекла – создает красивую игру цветных бликов в помещении. Ее часто используют для дизайнерской облицовки кухонь, ванных комнат, панно над камином и прочих элементов интерьера. Стеклянной мозаикой может быть выложено многоцветное панно, орнамент, или она может служить однотонным мерцающим фоном для предметов интерьера.
Смальта
Смальта – стекло, обработанное по старинной технологии, по своим свойствам схожее со стеклянной мозаикой. Кусочки стекла и окисей металлов (красителей) выкладываются в соответствии с рисунком и обжигаются в специальной печи в течение долгого времени (иногда даже в течение суток). Результат получается очень прочным и красивым: получившаяся почти vitrail-100as.jpgнепрозрачная смальта имеет особый, глубинный, как бы внутренний свет. Богатство и глубина оттенков, а также необычные способности смальты по-разному реагировать на разное освещение делают ее прекрасным декоративным материалом. Панно из смальты смотрится неодинаково в разное время суток и при разном освещении.
Витражи Тиффани
Ни одна витражная техника и стиль исполнения, пожалуй, не известны настолько, насколько известны витражи Тиффани. Изделия американского дизайнера из стекла узнаваемы даже людьми, абсолютно далекими от декоративно-прикладного искусства. Самобытные оконные витражи, ювелирные украшения, абажуры, вазы и картины более ста лет задают тон в витражном деле. Большие и маленькие, плоские и объемные витражи Тиффани способны стать изысканным украшением практически любого интерьера.
Особенности витражей Тиффани
Технология
Классическая технология создания наборного витража, применявшаяся веками, предусматривала использование свинцового прута для соединения отдельных стекол. Масштабные витражи таким образом можно было изготовить, а вот небольшие изделия тонкой работы – нет. Кроме того, изготовление свинцово-паечных витражей – достаточно вредная работа из-за испарений. Поэтому Луис Тиффани предложил использовать вместо свинца медную ленту.
Авторская технология предусматривала оклеивание каждого стеклянного элемента медной фольгой и спаивание их между собой при помощи олова. Витраж Тиффани может быть изготовлен и при помощи комбинирования свинца и меди.
Материалы
В создании витражей веками применялись различные виды стекла, но для того, чтобы воплощать сложные многоцветные сюжеты, требовалось использовать более мелкие детали или роспись красками. Тиффани задался целью повысить декоративные способности самого стекла, и его эксперименты с различными добавками увенчались успехом.
Иризирующее стекло отличается радужным металлическим блеском, получается благодаря присыпке остывающего стекла крошкой из металла.
Эскизы
Витражи и витражные изделия Тиффани отличаются своим собственным стилем, сформировавшимся в рамках арт-нуво. Ему присущи природные мотивы и яркие краски, живописность без применения росписи и пограничность сюжетов между реальностью и стилизацией, современностью и прошлыми веками.
Картинки витражей Тиффани стали классикой, вдохновляющей на новые работы в стиле модерн. В то же время, следует различать витраж «в стиле» и витраж «в технике» Тиффани. Стиль Тиффани, передающийся сюжетом, линией, формой, цветом, фактурой, может быть реализован и в других витражных техниках, к примеру фальш-витраж. Так же, как и техника Тиффани может применяться для изготовления витража в других стилях.
Витражное искусcтво
Луиса Комфорта Тиффани (1848-1933)
Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время, в последней трети XIX столетия, стекла не соответствовали его требованиям.
Луис Комфорт Тиффани- американский художник и дизайнер, представитель модерна.
Витраж "Образование". Искусство (левая часть)
Витраж "Образование". Наука (центр)
Витраж "Образование". Музыка (правая часть)
Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа.
Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы.
Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей.
Христос и Апостолы. 1890г.
Ангелы Святого Духа.1890г.
Витраж "Два Ангела".
Осенний пейзаж. 1923-1924. Музей Метрополитен (Манхэттен, Нью-Йорк, США)
Неповторимые витражи, украшающих соборы, часовни и мечети всего света
Витражи создают особую атмосферу и соответствующее настроение. Проникающий сквозь них свет, способен добавить человеку особого чувства, которое может повлиять не только на внешнее восприятие, но и на внутреннее переживание туриста или паломника.
"Окно славы", Часовня благодарения, Даллас, Техас
Часовня Королевского колледжа, Кембридж, Великобритания
Церковь Нотр-Дам-дю-Саблон, Брюссель, Бельгия
Капелла Сент-Шапель, Париж, Франция