Презентация к уроку МХК на тему «Русский театр» (10–11 классы)
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Русский театр. Первые шаги.
Драматическое искусство родилось на площади - для народного увеселения. Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали её чучело, встречали весну, задабривали языческих богов. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Они появились в X-XI вв. "Весёлые люди", как их называли, выступали везде. Драматическое искусство родилось на площади - для народного увеселения. Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали её чучело, встречали весну, задабривали языческих богов. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Они появились в X-XI вв. "Весёлые люди", как их называли, выступали везде. Шут и шутиха. Лубок. Вторая половина XVIII в.
Сцена им не требовалась. Актёры играли без написанного текста, потешая городской и деревенский люд. Церковь считала, что эти потешники навлекают на народ "казни Божий", их действа задуманы самим бесом и по тому те, кто даёт такие представления, подлежат строгому наказанию. На Руси, глядя на игру скоморохов, никто об особенностях актёрского искусства не рассуждал, хотя, конечно, это были самые настоящие актёры - недаром само слово "скоморох", вероятно, происходит и от славянского "скомати" - "шуметь", и от греческого "скомарх" - "мастер смехотворства". Некоторые исследователи считают, что в его основе -слово "шкура", так как скоморохи рядились в шкуры животных и из кожи делали маски. Сцена им не требовалась. Актёры играли без написанного текста, потешая городской и деревенский люд. Церковь считала, что эти потешники навлекают на народ "казни Божий", их действа задуманы самим бесом и по тому те, кто даёт такие представления, подлежат строгому наказанию. На Руси, глядя на игру скоморохов, никто об особенностях актёрского искусства не рассуждал, хотя, конечно, это были самые настоящие актёры - недаром само слово "скоморох", вероятно, происходит и от славянского "скомати" - "шуметь", и от греческого "скомарх" - "мастер смехотворства". Некоторые исследователи считают, что в его основе -слово "шкура", так как скоморохи рядились в шкуры животных и из кожи делали маски.
Первые упоминания о скоморохах есть в старинных сказаниях и летописях. Скоморохи путешествовали между городами, развлекая народ смешными представлениями, плясками, песнями. Тексты выступлений не сохранились, и вряд ли их кто-то записывал. Вероятно, скоморохи импровизировали, а если тексты и существовали, то они передавались из уст в уста. Первые упоминания о скоморохах есть в старинных сказаниях и летописях. Скоморохи путешествовали между городами, развлекая народ смешными представлениями, плясками, песнями. Тексты выступлений не сохранились, и вряд ли их кто-то записывал. Вероятно, скоморохи импровизировали, а если тексты и существовали, то они передавались из уст в уста.
Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами, но долго не решались запретить их совсем. В середине XVIв. был проведён Стоглавый собор, который обсуждал многие вопросы церковной жизни. В их числе был и вопрос о скоморохах на свадебном торжестве. Собор принял компромиссное решение - запретил скоморохам петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил делать это на самой свадьбе. Скоморохи участвовали и в поминальном обряде. Специальным указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами, но долго не решались запретить их совсем. В середине XVIв. был проведён Стоглавый собор, который обсуждал многие вопросы церковной жизни. В их числе был и вопрос о скоморохах на свадебном торжестве. Собор принял компромиссное решение - запретил скоморохам петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил делать это на самой свадьбе. Скоморохи участвовали и в поминальном обряде. Специальным указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.
Особой формой театра была народная драма. Представления напоминали коллективную игру, в которую каждый участник вносил что-то своё. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, которые дошли до наших дней в записях, сделанных в XIX в. К наиболее известным относятся народные драмы "Царь Максимилиан", "Лодка", "Комедия о барине". Ещё одной формой театральных действ был церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось "Пещное действо". Особой формой театра была народная драма. Представления напоминали коллективную игру, в которую каждый участник вносил что-то своё. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, которые дошли до наших дней в записях, сделанных в XIX в. К наиболее известным относятся народные драмы "Царь Максимилиан", "Лодка", "Комедия о барине". Ещё одной формой театральных действ был церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось "Пещное действо".
Можно сказать, что Алексей Михайлович, отец Петра I кое в чём предвосхитил своего сына реформатора. В середине XVII в. началось бурное развитие образования и культуры. Возник у царя интерес к театральному искусству. Алексей Михайлович запретил искусство скоморохов, и он же учредил театр. Вряд ли, создавая театр, царь исходил из глубоких культурных побуждений, просто он знал от послов, что при каждом европейском дворе есть театры, и не хотел отставать. Можно сказать, что Алексей Михайлович, отец Петра I кое в чём предвосхитил своего сына реформатора. В середине XVII в. началось бурное развитие образования и культуры. Возник у царя интерес к театральному искусству. Алексей Михайлович запретил искусство скоморохов, и он же учредил театр. Вряд ли, создавая театр, царь исходил из глубоких культурных побуждений, просто он знал от послов, что при каждом европейском дворе есть театры, и не хотел отставать.
Гравюра Н.И. Пискатора «Есфирь у Артаксеркса»
История русского профессионального театра насчитывает более трёх веков. До XVII в. (если говорить точно - до 17 октября 1672 г.) в России не было театра в тех формах, которые привычны для сегодняшнего зрителя. Именно 17 октября в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра.
Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме "Артаксерксова действа" играли пьесы "Иудифь", "Жалобная комедия об Адаме и Еве". Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме "Артаксерксова действа" играли пьесы "Иудифь", "Жалобная комедия об Адаме и Еве". Конечно, круг зрителей придворного театра был не очень широк. Театральное искусство не оказывало на жизнь общества почти ни какого воздействия, но тем не менее культурное значение первого театра нельзя недооценивать. Его опыт утвердил саму идею театра, которая многим казалась греховной, заложил основы драматургии, подготовил первое поколение профессиональных актёров.
На развитие театрального искусства повлиял и школьный театр - представления играли в духовных и светских школах. Пьесы школьных театров опирались на библейские сюжеты, но наряду с героями Библии в них действовали и аллегорические персонажи. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов - Димитрия Ростовского и Симеона Полоцкого. На развитие театрального искусства повлиял и школьный театр - представления играли в духовных и светских школах. Пьесы школьных театров опирались на библейские сюжеты, но наряду с героями Библии в них действовали и аллегорические персонажи. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов - Димитрия Ростовского и Симеона Полоцкого.
Конечно, круг зрителей придворного театра был не очень широк. Театральное искусство не оказывало на жизнь общества почти ни какого воздействия, но тем не менее культурное значение первого театра нельзя недооценивать. Его опыт утвердил саму идею театра, которая многим казалась греховной, заложил основы драматургии, подготовил первое поколение профессиональных актёров. Конечно, круг зрителей придворного театра был не очень широк. Театральное искусство не оказывало на жизнь общества почти ни какого воздействия, но тем не менее культурное значение первого театра нельзя недооценивать. Его опыт утвердил саму идею театра, которая многим казалась греховной, заложил основы драматургии, подготовил первое поколение профессиональных актёров. После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.
Русский театр 18 века Русско-европейская жизнь – сама «театральность»: русские люди, разодетые по французской моде и говорящие на не правильном иностранном языке; «Потешные» петровские полки; красочные «маскерады»; огненные забавы; «комедийные хоромины» (публичный театр на Красной площади 1702-1706г.); школьный театр (спектакли на нравоучительные религиозные темы) – пьеса Д.С. Туптало (Дмитрий Ростовский)
На развитие театрального искусства повлиял и школьный театр - представления играли в духовных и светских школах. Пьесы школьных театров опирались на библейские сюжеты, но наряду с героями Библии в них действовали и аллегорические персонажи. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов - Димитрия Ростовского и Симеона Полоцкого. На развитие театрального искусства повлиял и школьный театр - представления играли в духовных и светских школах. Пьесы школьных театров опирались на библейские сюжеты, но наряду с героями Библии в них действовали и аллегорические персонажи. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов - Димитрия Ростовского и Симеона Полоцкого.
Русский театр ХVIII века. Русский театр ХVIII века. Елизавета Петровна (1741-1761) «указать соизволила», чтобы «по прошениям здешних обывателей, которые похотят… русские комедии иметь, в том позволение им давать и воспрещения не чинить».
Первый драматический театр: прошлое и настоящее Первый самодеятельный театр, организованный в Ярославле был создан в 1750. Волков, Федор Григорьевич (1729 – 1763), русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра
Ф.Г.Волков родился в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр.
В 1750 году, Федор Григорьевич Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова “Хорев” и комедии Мольера “Лекарь” поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Дмитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова. Становление русского национального театра стремительно набирало силу.
Иван Афанасьевич Дмитриевский (1736-1781). Входил в труппу Ярославцев.
Славу Волкову принесли, главным образом, три роли драматических произведений Сумарокова: “Оскольд” в трагедии Семира, “Американец” в балете со сценами “Прибежище добродетели”, “Марс” в прологе “Новые лавры”. Все эти произведения, написанные в разных жанрах.
Указ Елизаветы Петровны о прибытии в Петербург труппы из Ярославля. В 1751 году последовал императорский указ о переезде ярославского театра в Санкт-Петербург: «Ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова с братьями, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург». Государыня узнала о «невиданном доселе нигде» театре от сенатского экзекутора Игнатьева. Направленный в Ярославль для расследования злоупотреблений по винным и соляным откупам Игнатьев повадился смотреть пьесы Мольера и Сумарокова в Ярославском кожевенном сарае». 3 февраля 1752 г. Ярославцы приехали в столицу. 6 февраля играли трагедию в присутствии «Её Императорского Величества». 9 февраля указ «Оставить труппу Волкова в Петербурге и зачислить их для обучения в Шляхетский корпус». 30 августа 1756 г. исторический для русской сцены указ « учредить русский театр для представления трагедий и комедий».
Ф. Волков, И. Дмитриевский, Я. Шумский, А.Сумароков
В 1761 году Ф.Волков становится директором театра. В начале 1763 г. Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада “Торжествующая Минерва”, организованного в Москве в честь коронации Екатерины II.
Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как «Торжествующей Минервы» (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел).
Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска.
При рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего культурно-исторического процесса.
1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, прежнее здание обветшало, и Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н.А.Спирину (1882 – 1938).
В ноябре 2014 года музею театра имени Федора Волкова исполнилось 80 лет. Музей театра был создан в 1930-е годы. Не сохранилось никаких официальных документов об открытии музея, лишь в «Северном крае» от 15 ноября 1934 года в заметке говорится о том, что «В театре им. Волкова с 11 ноября открыт для осмотра музей по истории первого русского театра». Первые экспонаты были связаны с созданием спектаклей: фотографии, макеты, эскизы, программы и афиши, негативы фотографий, благо, фотомастерская находилась в здании театра. Создавался музей по инициативе художника театра — А. Ипполитова и директора П. Нечаева. Располагался музей в зрительском фойе второго этажа.
В XIX веке ярославский театр был знаменит не только как старейший, но и как один из лучших, на его сцене выступали Щепкин, Стрепетова, Москвин, Качалов, Савина, Станиславский… За два с половиной века своей истории театр сменил несколько помещений; в нынешнем здании он располагается с 1911 года. Постройка здания Первого русского театра в 1909-1911 годах стала событием всероссийского масштаба: средства на строительство собирали по подписке, проекты проходили жесткий отбор. Победителем архитектурного конкурса стал проект Николая Спирина. Здание Волковского театра выстроено в духе неоклассицизма и славится роскошными, почти дворцовыми интерьерами. Это одна из главных архитектурных доминант Ярославля. В настоящее время театр является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе. Коллектив возглавляют художественный руководитель Евгений Марчелли и директор Юрий Итин..
В афише «Первого русского» — имена ведущих российских и европейских режиссеров. Театр — постоянный участник международных фестивалей и конкурсов, обладатель множества престижных наград, в том числе четырех национальных театральных премий «Золотая Маска», Премии Станиславского с формулировкой "За вклад в развитие сценического искусства и театрального дела в России". Ежегодно театр организует два форума: Международный Волковский фестиваль под девизом «Русская драматургия на языках мира», вошедший в пятерку крупнейших театральных форумов страны, и молодежный фестиваль «Будущее театральной России». В Волковском театре несколько площадок: помимо Основной и Камерной сцен (около 900 и 100 мест соответственно) здесь действуют Средняя сцена, расположенная непосредственно в пределах сценической коробки большого зала, и арт-кафе
ХVIII столетие: богатое театральное наследство Организованы профессиональные театры Открылись театральные школы Появились национальные драматурги Театр приобрёл уважение Возникла потребность ходить в театр и читать пьесы Выходит первый журнал «Русский театр» В 1781 году Эрмитажный театр становится не частным, а императорским Развиваются крепостные театры
Крепостной театр (до 1861 г.) - частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности. 1762г. – освобождение дворян от обязательной гос.службы (меняется образ жизни: путешествуют по Европе, собирают книги, картины, окружают себя творческими людьми, создают крепостные театры). Более 170 крепостных театров (из них 53 в Москве): Театр графа А.Р. Воронцова; Театр князя Н.Б. Юсупова (позднее становится директор Императорских театров)
Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива
Одним из самых известных крепостных театров был во владении семьи графов Шереметевых
Прасковья Ивановна Жемчугова Русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Родилась31 июля 1768 г., Ярославская губерния Умерла7 марта 1803 г. (34 года), Санкт-Петербург В браке с Николай Петрович Шереметевым Дети Дмитрий Николаевич Шереметев
Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер в театре Шереметьевых.
ХIХ век – театр создан, сцена живёт Дворцовый переворот Расцвет поэзии и прозы Рождение психологического реализма в русском театре (Н.А. Островский) Сложилась сеть Императорских театров: В Петербурге – Александринский, Мариинский и Михайловский В Москве – Большой и Малый
1824 год – построено здание Малого театра 1825 год – построено здание большого театра (архитектор О.И. Бове). 1853г. – пожар (реконструкция – А.К. Кавос) 1832 год – открылось здание Александринского театра (К.И. Росси) 1835 год – новое здание Михайловского театра (А.П. Брюллов) 1859 год – новое здание Мариинского театра (А. Кавос) в честь жены Адександра II (Мария) Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1883—1886 годах здание перестраивалось архитектором В. А. Шретером под наблюдением Н. Л. Бенуа.
Театр в первой половине XIX века XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, (сохранившиеся по нынешний день), писаться пьесы, которые актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Театральное искусство этого времени прощалось «с екатерининской эпохой, с ранним русским классицизмом». XIX век в первую очередь ознаменован годами Отечественной Войны с армией Наполеона. В театре с огромным успехом идут пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев. Наибольшей популярностью пользовались трагедии В. А. Озерова. В его произведениях раскрылось дарование замечательных трагических актеров Алексея Семёновича Яковлева и Екатерины Семёновны Семёновой.
Влияние декабристов на театр XIX века Вторым по значимости историческим событием, оказавшим влияние на становление театра в XIX веке стало восстание декабристов. Декабристы требовали от театра правдивого изображения жизни, обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе . Театр постепенно становится в центре внимания общественной жизни России. Огромное значение искусству сцены придавала передовая революционно-демократическая интеллигенция во главе с В. Г. Белинским, считавшим, что театр есть «...исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всех обстоятельствах возбуждать и волновать их».
Цензурный надзор Силу влияния театра понимало и царское правительство. Над театром устанавливается строгий цензурный надзор. Особенно был тяжел гнет цензуры во время царствования Николая I, после поражения восстания декабристов в 1825 г. с большим трудом, исковерканные цензурой попадают на сцену пьесы Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Этапное значение для судеб русской сцены имела постановка «Ревизора» Гоголя в 1836 г. Впервые театр с такой остротой и смелостью вмешивался в жизнь, стремился оказывать влияние на решение злободневных социальных проблем.
Статьи о театре … Почти во всех периодических изданиях той поры начинают появляться статьи о театре, в некоторых из них существовал специальный театральный раздел, как например, в «Вестнике Европы» и в «Сыне отечества». Театральную жизнь регулярно освещали «Московский курьер», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал драматический», «Северный вестник», «Журнал российской словесности», «Санкт-Петербургский вестник» и др.
Русский театр во второй половине XIX века Театр Островского
Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство. Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство. Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма.
Александр Николаевич Островский (1823-1886
Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись». Малый театр приобретает большое общественное значение в 50-70-е годы XIX в. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Именно он утвердил на сцене драматургию Островского. Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись». Малый театр приобретает большое общественное значение в 50-70-е годы XIX в. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Именно он утвердил на сцене драматургию Островского.
Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Садовского. Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Садовского.
Актер-гуманист А.Е. Мартынов Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова , создателя целого ряда образов «маленьких людей», защищавшего их право на счастье, было исключением для Александрийского театра тех лет. Он играл Подколесина в «Женитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, Мошкина в «Холостяке» Тургенева, много ролей из репертуара Островского. Одним из высочайших достижений артиста был образ Тихона в «Грозе» Островского. Мартынов был одинок в театре, ранняя смерть унесла его в расцвете творческих сил.
Театральные костюмы …
Актера на сцене встречают по костюму Театральный костюм - это средство преображения актера и один из элементов игры. Прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения.
Важно, чтобы костюм не просто был хорош сам по себе, но и вписывался в общую визуальную концепцию спектакля. Все должно быть органично и гармонично. Этот этап может затянуться, и только сроки выпуска спектакля способны как-то ускорить процесс. Вообще, создание костюма, как правило, происходит в постоянном цейтноте. Так что все творческие порывы приходится умещать в жесткие временные рамки. Важно, чтобы костюм не просто был хорош сам по себе, но и вписывался в общую визуальную концепцию спектакля. Все должно быть органично и гармонично. Этот этап может затянуться, и только сроки выпуска спектакля способны как-то ускорить процесс. Вообще, создание костюма, как правило, происходит в постоянном цейтноте. Так что все творческие порывы приходится умещать в жесткие временные рамки.
Московский Художественный театр Основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго. В 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Станиславский Константин Сергеевич 1863 - 1938 Цитата: Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям. Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Первый Народный артист СССР.
Владимир Иванович Немирович-Данченко 1858-1937 русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936).
Мария Николаевна Ермолова 1853-1928 Русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского - величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров. Первая Народная артистка Республики. Герой Труда.
Русские сезоны Одним из создателей объединения «Мир искусства» С. П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета в 1909-1911годах. В состав труппы вошли М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Неженский и другие. Фокин был балетмейстером и Художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники А. Бенуа, Н. Рерих. Были показаны Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка Стравинского) и так далее. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя.
ХХ век - становление режиссёрского театра, и прежде всего век гениальных театральных постановщиков. В 1898 году основали МХТ, который стал местом реализации новейших театральных идей как на стыке столетий, так и в последующие годы. Уже в первые годы существования новый театр громко заявил о себе, осуществив постановки пьес А.П. Чехова: «Чайка» (изображение которой впоследствии стало символом театра), «Вишнёвый сад», «Три сестры». Стоит заметить, что предыдущая постановка «Чайки» в Александринском театре провалилась, а премьера в МХТ принесла пьесе успех.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. Справа налево: (сидят) Е.М.Раевская, А.Р.Артем, А.П.Чехов, М.П.Лилина, И.А.Тихомиров, В.Э.Мейерхольд; (стоят) А.А.Вишневский,В.В.Лужский, В.И.Немирович-Данченко, О.Л.Книппер, К.С.Станиславский, М.Л.Роксанова, М.П.Николаева, А.А.Андреев. Фото 1899
Московский Художественный театр Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ), с 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году разделился на два театра, взявших себе официальные наименования — (сокращённо МХАТ имени М. Горького – Т. Доронина) и (МХАТ им. А. П. Чехова – О. Ефремов ). В 2004 году МХАТ им. А. П. Чехова убрал из афиш слово «академический» и с тех пор именуется Московский Художественный театр им. А. П. Чехова (МХТ имени А. П. Чехова) Официально театр продолжает носить звание «академический». Одинаково допустимо МХАТ им А.П.Чехова и МХТ им А.П.Чехова.
О.П. Табаков - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Руководит МХТ с 2000 года.
Театр Моссовета Появился в 1923 году Главный московский профсоюзный театр Этому театру много лет отдал один из наиболее выдающихся режиссёров эпохи – Ю. Завадский. Долго и плодотворно работали -Ф. Раневская; киноактеры - Р. Плятт, Л. Орлова и многие другие
Театр Е.Вахтангова В 1921 году был создан театр, который уже много лет носит имя мастера. В 1922 году на сцене только что созданного театра состоялась премьера «Принцессы Турандот». Это спектакль стал театральной легендой Москвы, и идёт до сих пор.
Связь Вахтангова со Студией была подобна любви — с ревностью, бесконечным выяснением отношений, нетерпимостью, трагическим разрывом и новым соединением. Самым страшным днем для него был тот, когда в 1919 году из Студии ушли двенадцать одаренных студийцев.
Театр им. Мейерхольда Основан в 1920 году. Театр открылся «Зорями» Верхарна— торжественным, ораториально-митинговым зрелищем. В 1938 театр был закрыт.
В.Э.Мейерхольд В.Э.Мейерхольд Реформатор театрального искусства. Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность.
Свободные театры Самыми удачными спектаклями стали таировские «Покрывало Пьеретты» и «Желтая кофта» Свободный театр распался, положив начало существованию Камерного.
Камерный театр Театр открылся 12(25) декабря 1914 года Таиров, вдохновитель, создатель и режиссер Камерного театра. 1949 год – Закрытие театра
А.Я.Таиров Камерный театр А. Я. Таирова к моменту отъезда Ф. Ф. Комиссаржевского остался единственным театром в Москве, искавшим новые театральные формы и, пожалуй, уже утвердившим себя еще до революции как театр сугубо эстетский, камерный, то есть театр для немногих избранных.
Государственный театр драмы С 1975 по 1991 художественным руководителем теат
Похожие публикации