Презентация к уроку МХК по теме «Сказание о Мамаевом побоище в миниатюрах» (10 класс)

17
0
Материал опубликован 4 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Пояснительная записка к презентации

урока по мировой художественной культуре в 10 классе

Тема урока: «Сказание о Мамаевом побоище в миниатюрах»

Цель: сформировать у учащихся целостные представ­ления о книжной миниатюре как культурно-историческом феномене художествен­ной культуры Древней Руси.

Задачи:

Образовательная – выяснить, каковы особенности отражения «исторического пространства», связанного с походом Дмитрия Ивановича на Куликово поле; определить, как художниками осмысляются сами события и действия персонажей.

Воспитательная – формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины, расширение культурно-художественного кругозора.

Развивающая – развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской миниатюры и размышлению о ее особенностях; развитие умения работать с информацией.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, ноутбук на группу с информацией по теме, раздаточный материал.

Методы обучения: 

а) эмоционально-художественное «погружение»;

б) комплексное воздействие искусств; 

в) метод сравнения и сопоставления исторического текста и миниатюры.

Формы работы: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Предполагаемый результат: 

а) развитие навыков групповой творческой деятельности, групповой дискуссии;
б) выход на рассуждения об изобразительном искусстве Древней Руси XIII – XVвв., о духовно-нравственном идеале того времени.

Тип урока: изучение нового материала с элементами проблемного обучения (приемы развития критического мышления).

Автор: Шарандина В.В., учитель истории и МХК высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 53 имени А.А. Шараборина» г. Кургана.

Раздаточный материал:

Расставьте миниатюры в последовательности событий:

Сказание о Мамаевом побоище (краткое содержание)

Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев православное христианство – Русскую землю бог возвысил, а безбожных агарян посрамил.

Князь восточной страны Мамай, язычник и злой преследователь христиан, решает по наущению дьявола идти на Русскую землю. Князь Олег Рязанский, ставленник Мамая, и князь Ольгерд Литовский, также присягавший Мамаю, узнав об этом, отправляют к Мамаю послов с богатыми дарами и заявляют о своей готовности присоединиться к его войску, ибо они надеются, что Мамай отдаст Ольгерду Москву и близлежащие города, а Олегу Рязанскому Коломну, Владимир и Муром. Олег и Ольгерд уверены в том, что князь Дмитрий Иванович Московский не решится выступить против Мамая и убежит из Москвы, оставив свои земли неприятелю. Прослышав о том, что Мамай с бесчисленным войском надвигается на Русь, князь Дмитрий посылает в Боровск за своим братом, князем Владимиром Андреевичем, а также за всеми русскими князьями, воеводами и служилыми людьми. Князь Дмитрий рассказывает митрополиту Киприану, что ни в чем не провинился перед Мамаем и выплатил ему дань, как следовало по уговору и даже сверх того. Киприан же советует князю смириться и послать Мамаю столько золота, сколько есть, а если Мамай и после этого пойдёт на Русь войной, то его поразит сам Господь, который дерзким противится, а смиренным помогает.

Князь Дмитрий слушается совета и посылает навстречу Мамаю Захария Тютчева, дав ему много золота. Однако Захарий, добравшись до Рязани, узнает, что князья Олег Рязанский и Ольгерд Литовский присоединились к Мамаю, и тайно посылает к Дмитрию гонца с этой вестью. Князь сообщает обо всём митрополиту Киприану и призывает к себе на службу воинов со всей Русской земли, чтобы они прибыли в Коломну на Успение святой Богородицы. Сам же князь Дмитрий вместе с братом и всеми русскими князьями отправляется к живоначальной Троице, к своему духовному отцу преподобному старцу Сергию. Тот окропляет его водой, освящённой с мощей святых мучеников Флора и Лавра, и говорит ему так, чтобы никто не слышал, что князь победит врага. По просьбе князя игумен Сергий дает ему двух воинов из монашеской братии – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Князь возвращается в Москву и, представ перед митрополитом Киприаном, тайно сообщает ему, что старец Сергий предрек ему победу над врагом и благословил все православное воинство. Благословив князя на поход против татар, митрополит посылает богосвященный собор с крестами, святыми иконами и освященной водой во Фроловские, Никольские и Константино-Еленинские ворота, чтобы каждый воин вышел из них благословенным и окропленным святой водой.

Добравшись до Коломны, князь распределяет полки, назначает им воевод и, взяв благословение от архиепископа коломенского Геронтия, переходит через Оку со всем войском, в молитве призывая на помощь своих родственников, святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Князья же Олег Рязанский и Ольгерд Литовский, узнав о том, что князь Дмитрий с большим войском идёт к Дону против Мамая, начинают сомневаться в успехе похода Мамая: они не спешат присоединиться к его войску и выжидают исхода сражения. В то же время князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский, Ольгердовичи, нелюбимые своим отцом из-за их мачехи и принявшие святое крещение, узнают о том, что татары идут на Русь и решают присоединиться к православному воинству князя Дмитрия.

Князь, возрадовавшись, посылает в Москву митрополиту Киприану весть о том, что Ольгердовичи пришли к нему со своими войсками, а отца своего оставили. Князь Дмитрий советуется с братом Владимиром и с Ольгердовичами, переходить ли ему Дон или нет. Те убеждают его, что если он хочет твёрдого войска, то необходимо перейти Дон, ибо тогда ни у кого не будет мысли об отступлении. Русское войско переправляется через Дон, а разведчики сообщают, что татары уже близко и знают о том, что князь Дмитрий собрал против них большие силы. Князь ездит по полкам с воеводами и призывает воинов постоять за Русь и православную веру, не щадя жизни.

В ночь светоносного праздника Рождества пресвятой Богородицы Фома Кацибей, разбойник, которого князь Дмитрий за мужество отличил и поставил на реке Чурове для охраны от татар, удостаивается дивного видения. Бог, желая исправить Фому, показывает ему, как с востока движется большое облако, словно какие-то войска идут на запад, а с юга приходят двое юношей в светлых багряницах, с сияющими ликами и держат в руках острые мечи. Юноши грозно требуют ответа от предводителей войска, спрашивая их, кто позволил им нападать на их отечество, и всех их рубят мечами, так что ни один недруг не спасается. Фома наутро рассказывает о своём видении князю и с тех пор становится благоразумным и верует в Бога.

Князь Дмитрий отсылает своего брата князя Владимира вместе с Дмитрием Волынцем вверх по Дону в дубраву, чтобы они затаились там со своими полками. А в восьмой день сентября, в праздник Рождества пресвятой Богородицы, на рассвете, оба войска, русское и татарское, встают друг против друга на поле Куликовом. Земля страшно стонет, предрекая грозу, и поле Куликово прогибается, а реки выступают из берегов, ибо никогда не было в том месте такого несметного числа людей. Посланник от преподобного старца Сергия передаёт князю грамоты с благословением и хлебец пречистой Богородицы, и князь громогласно возносит молитву ко святой Троице и к Богородице и просит их помощи и заступничества. Потом князь, вопреки всем уговорам, садится на коня и встаёт впереди своих ратников, чтобы биться в первых рядах. Наступает третий час дня.

Из татарского войска выезжает злой печенег пяти сажен ростом, а с русской стороны, по велению игумена Сергия, выходит монах Александр Пересвет, вооруженный схимой. Они бросаются друг на друга, ударяются копьями и оба падают с коней замертво. Князь Дмитрий призывает своих воинов показать свою храбрость, и оба войска сходятся и начинается битва.

В седьмом часу татары начинают одолевать. Князь Владимир, затаившийся со своими воинами в дубраве, порывается выйти брату на подмогу, но Дмитрий Волынец удерживает его, говоря, что ещё не время. Когда же наступает восьмой час, их свежие силы нападают на татар, и те не выдерживают натиска и бегут с поля боя. Мамай призывает своих богов: Перуна, Салавата, Раклия, Хорса и своего пособника Магомета, но нет ему от них помощи. Он убегает, и ему удается уйти от погони.

Так победил татар князь Дмитрий милостью Бога и пречистой Божьей матери и помощью святых Бориса и Глеба, которых видел Фома Кацибей. Князя Дмитрия находят в дубраве, избитого и израненного, и он повелевает воинам похоронить товарищей, чтобы тела христианские не стали добычей диких зверей.

Русское войско стоит на поле брани восемь дней, пока воины хоронят своих ближних. А Мамай возвращается в свою землю, собирает оставшиеся силы и хочет снова идти на Русь войной, но узнает, что царь Тохтамыш с востока идет на него. Тохтамыш разбивает войско Мамая на Калке, Мамай убегает в Кафу, утаив свое имя, но его опознают и убивают. Ольгерд, прослышав о славной победе князя Дмитрия, со стыдом возвращается в свои владения. Олег Рязанский, боясь, что князь Дмитрий пошлет на него свое войско, убегает из своей вотчины, а когда рязанцы бьют челом великому князю, тот сажает в Рязани своих наместников.


Сказание о Мамаевом побоище в миниатюрах
PPT / 55.1 Мб

Предварительный просмотр презентации

Определение темы урока Суровых предков властный зов Я чутким сердцем слышу снова; Сквозь пелену седых веков Вновь вижу поле Куликово. Там между княжеских дружин, Тревожно всматриваясь в лица, Скакун без всадника один Призывно ржет и горячится; Ремни удильные грызет, Нетерпеливо бьет копытом... А может быть, меня он ждет В рассветной дымке перед битвой? Не суждено мне быть с тобой, Легко вскочить на круп широкий И, вынув меч, помчаться в бой, Священный, трудный и жестокий. Я был бы счастлив в том бою Прибавить к тысячам усилий Еще одно. И кровь свою Пролить на жертвенник России.

Сказание о Мамаевом побоище в миниатюрах

Что такое миниатюра

На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле Русской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу… «Сказание о Мамаевом побоище»

Князь же великий пришел в Коломну в субботу, в день памяти святого отца Моисея Эфиопа. Тут уже были многие воеводы и воины и встретили его на речке Северке. «Сказание о Мамаевом побоище» Встреча московского войска у р. Северки близ Коломны

Князь же великий, выехав на возвышенное место с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, видя великое множество людей снаряженных, возрадовался и назначил каждому полку воеводу. «Сказание о Мамаевом побоище» Смотр русского войска в Коломне

И всем полкам князь дал такое распоряжение: «Когда пойдете по Рязанской земле, пусть никто не смеет ничего трогать. Ничего ни у кого не брать, не коснуться ни единого волоса ни у кого». «Сказание о Мамаевом побоище» Переправа через Оку

Продвижение по рязанской земле

Обращение великого князя Дмитрия Ивановича к войску: «Братья мои милые, сыны русские, все от мала до велика! Уже, братья, ночь наступила, и день грозный приблизился – в эту ночь бдите и молитесь и крепитесь, господь с нами, сильный в битвах». «Сказание о Мамаевом побоище» Переправа через Дон по наведенным мосткам

И вот приготовились к бою все христианские полки, надели свои доспехи и встали, на Куликовом поле около устья Непрядвы-реки. Было то поле большое и чистое, пологое к устью реки Непрядвы. И вступила татарская сила на холм, и стала сходить с холма. Так же и христианские полки спустились с холма и стали на чистом поле на твердом месте». Русский стан утром 8 сентября 1380 г.

И вот инок Пересвет, послушник преподобного Сергия, пошел против татарского богатыря Темир-мурзы, и ударились они крепко, так громко и сильно, что земля содрогнулась, а оба они замертво упали на землю и тут приняли конец; также и кони их погибли вместе с ними. Поединок Пересвета и Челубея

«И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове... И был треск и гром великий от преломленных копий и от уда ров мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть это свирепое побоище». Русская пехота гибнет под ударами татарской конницы

Бегство и гибель войска Мамая. Преследование бегущих до реки Красивой Мечи.

«Событие состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями». Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. – В кн.: Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., «Правда», 1990, с.71-72

Погребение убитых русских воинов на Куликовом поле Предполагаемое место погребения русских воинов – село Рождествено-Монастырщино лежит при соединении Непрядвы с Доном

«В Коломне великий князь провел четыре дня, отдохнув немного от труда. Oн ведь был очень утомлен. Затем он пошел в славный город Москву». Встреча русских войск в Коломне

«Куликовская битва получила широкий международный отклик. Всюду восхищались героизмом и мужеством русского народа, который нанес тяжелый удар завоевателям, наводившим ужас на всю Европу. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Победа над полчищами Мамая явилась важным шагом на пути к полному освобождению от татарского ига и созданию единой Российской державы». История СССР. М.: Наука, 1966. Т. II, с. 92-94. Встреча героев Куликовской битвы у стен московского Кремля

Расставьте миниатюры в последовательности событий 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.