Презентация с описанием «Дислексия. Упражнения, направленные на коррекцию дислексии»

0
3
Материал опубликован 20 April 2020

Пояснительная записка к презентации

Слайд №1

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Чтение - основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Но, к сожалению, увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в овладении навыком чтения. Чаще нам приходится употреблять такое понятие, как дислекия. Существуют разные формы дислекии. Каждой форме соответствует своя методика коррекционной работы. Но я постаралась выделить несколько общих причин, тормозящих развитие и совершенствование процесса чтения и подобрать упражнения и задания, которые помогут эти причины устранить.

Слайд №2

Основные причины: нарушение артикуляции, малое поле зрении, регрессии, отсутствие антиципаций, недоразвитие фонематических процессов, низкий уровень развития восприятии, внимания, памяти.

Слайд №3,4

Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь.

«Речевая зарядка»

Чтение гласных без остановки, пропевая на одном выдохе. Чтение ряда из 15 согласных букв (звуками).

Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения.

Слайд №5

Работа со слоговыми таблицами. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания:

1. Прочитать слоги, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы;

2. Найти и прочитать слоги, в которых есть мягкие согласные;

3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш;

4. Прочитать 3 строчку или столбик;

5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Слайд №6

Предлагаются таблица и слова, учащиеся отыскивают в таблице слоги, из которых состоит это слово.

Слайд №7

Малый угол зрения – большой недостаток у многих учащихся. Раз он мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь помогут приемы, помогающие расширить угол зрения.

«Пирамида». Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.



Слайд №8

«Ворота». Чтение первого и последнего слогов на строке.

Слайд №9

В ряде случаев дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют ее. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с «окошечком».

а) листком бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в «окошечке»; этот прием хорошо использовать на начальном этапе обучения чтению.

Слайд №10

б) второй вариант заключается в использовании «окошечка», открытого влево, и позволяет оградить ребенка от влияния непрочитанной части слова. Этот прием оставляет ребенку возможность при необходимости вернуться к прочитанной части слова;

Слайд №11

в) третий вариант «окошечка», открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти и ускоряя темп чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

Слайд №12

«Беспорядок». Чтение слов, написанных разным шрифтом.

Слайд №13

«Строитель». Чтение с наращиванием.

Слайд №14

Антипация-умение догадываться по смыслу (смысловая догадка), умение удерживать в памяти значения прочитанных слов до конца смыслового отрезка.

«Решетка» . на читаемую часть страницы накладывается решетка, которая перекрывает некоторые участки текста. Предлагается прочитать текст при помощи решетки. Повторно ребенок читает уже без решетки. Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Слайд №15

«Текст-вертушка». Планшет со сменными дисками, вращающимися на оси, на них записаны предложения, которые при вращении выступают из прорези. Диск вращается по часовой стрелке со скоростью соответствующей скорости чтения обучаемого, постепенно скорость можно увеличить.



Слайд №16

«Буквоежка». Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтобы нижняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по верхним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая нижнюю половину второй строчки, и т.д.

Слайд №17

Чтение слов наоборот по буквам. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание " привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального " чтения .

Поочередное чтение слов нормально и наоборот. Первое слово читается наоборот, второе обычно.

Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные штампы и на новые, неожиданные образы и гибко переходить от одной из них к другой. Кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребенка формируется установка на то, что обычное чтение это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

Слайд №18,19,20

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Профессор предлагает 18 наборов, каждый из которых содержит 6 предложений. Особенность предложений такова: первое предложение из 1 набора содержит 2 слова, 8 букв, последнее предложение 18 набора содержит 8 слов, 46 букв.

Работа начинается с первого набора. Детям демонстрируется предложение в течение определенного времени, дети молча читают и стараются его запомнить. По истечении времени предложение убирается и дети записывают его по памяти в тетрадь. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут времени. На работу с одним набором, как правило, уходит несколько дней. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения. Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.



























































презентация
PPTX / 785.1 Кб

Предварительный просмотр презентации

Дислексия Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Причины нарушения чтения: Нарушение артикуляции Малое поле зрения Регрессии Отсутствие антиципаций Низкий уровень развития восприятия, внимания, памяти

Упражнения для работы над артикуляцией Смотрим внимательно, читаем быстро ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ ЕАОЕУЫИЭ ЕОИЭАОЕЯ Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками) БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

скороговорки Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. Чтение глазами без артикуляции Чтение глазами с артикуляцией Чтение громко, но медленно Чтение громко и быстро 3 раза, с каждым разом увеличивая темп чтения.

Слоговые таблицы СГ ГС МЫ ОТ ДО СЮ ИК НУ ВЕ АХ УФ ЁШ РО БА ЛЁ ГА ЗЯ ЭС СГС ПОТ СЫР КАВ ЛЫЙ ДОЛ ЖИВ РУК ЧАН ВОЛ ДЁС ЗИЛ ШИН РИЖ ДЕЙ ПОД ТАК ССГ ГСС БРА ИЧР АРС ДЛЯ СТУ ПРЕ ЧТУ ЕВН КЧА ШКИ ЯВН ВРЕ ГТИ ЯЗГ ТРЮ ОВТ

Слоговые таблицы НАЙДИ СЛОВА БУК КА ДВО СЛО МА БА КИ МО ЛАН ГИ НОГ ЦА СЫ ЗИН СО ВИЛ КУ КРЫ РИ СА ДЫ ВЫ КРУ БРЮ ГИ НЫ РЫ ЗИ СА КА ЗЫ КИ ПО ГА РО ШИ БУКВЫ СЛОНЫ КУРИЦА МАГАЗИН ЗИМА МОРОЗЫ СОБАКА САПОГИ ВИЛКА КРЫСЫ САНОЧКИ КРУГИ ДВОРЫ БРЮКИ

Упражнения для работы над на увеличением поля зрения «Пирамида» КОС * ТЕР ПАТ * РОН ПЛА * КАТ ГНЕЗ * ДО ПАШ * ТЕТ ЛИ * ВЕНЬ ЛО * ШАДЬ МОР * КОВЬ ТЕТ РАДЬ

Упражнения для работы над на увеличением поля зрения «Ворота» Прилетели птицы. Дует холодный резкий ветер. Саша решил у доски сложную задачу. Барсучий нос Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности… (К. Паустовский)

Упражнения, направленные на преодоление регрессии «Окошечко» ВОКР

Упражнения, направленные на преодоление регрессии «Окошечко» кни любите

Упражнения, направленные на преодоление регрессии «Окошечко» сле урока

Упражнения, направленные на преодоление регрессии «Беспорядок» поСКАкаЛи взлеТЕЛ БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

Упражнения, направленные на преодоление регрессии «Строитель» Читай быстро, чётко А-ЗА-ОЗА –КОЗА- ЕКОЗА-РЕКОЗА-ТРЕКОЗА- СТРЕКОЗА И-ЛИ-УЛИ-НУЛИ-ХНУЛИ-ОХНУЛИ-ДОХНУЛИ-ЗДОХНУЛИ-ВЗДОХНУЛИ

Упражнения, направленные на развитие навыка антипации «Решетка» Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".

Упражнения, направленные на развитие навыка антипации

Майский снег Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать. (В.Приходько) Упражнения, направленные на развитие навыка антипации

Развитие восприятия текста, оперативной памяти, скорости чтения « Всё наоборот». Ьтсуп к егород еьнежаву Йикясв теувтсвуч адгесв, Окьлот мат, едг еьнешуран, Тидох мокшыдяр адеб… А енизар, и екавез – Ееньлетаминвоп быть! Ан дороге – ьтедив знаки, Хи значенье – ен забыть!

Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко) Предложения число букв Время экспозиции  набор №1 Тает снег. 8 4 Идет дождь. 9 4 Небо хмурое. 10 5 Коля заболел. 11 5 Запели птицы. 11 5 Поле опустело. 12 6      

Примеры наборов предложений (диктанты И.Т.Федоренко) набор №7         1 Небо покрылось серыми тучами. 25 4 2 Дети посадили во дворе акацию. 25 4 3 Бабушка купила внуку букварь. 25 4 4 Землю согрело теплое солнышко. 26 4 5 Моя сестра работает на фабрике. 26 4 6 Ласково грело весеннее солнце. 26 4

Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко) набор №15         1 Весенний ливень забарабанил по крышам домов. 38 5 2 На голых ветках рябины видны красные гроздья ягод. 42 5 3 В большом тенистом саду висят румяные налитые яблоки. 45 6 4 Барсуки зимой засыпают, как ежи и медведи. 34 6 5 У орла большой клюв, могучие крылья, острые когти. 40 6 6 Вышла луна, засверкали, заблестели снежинки на елках. 44 6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Где презентация?

20 April 2020

Здравствуйте. Уже добавила. (сразу не получилось)

20 April 2020

Ответ #300681 был удален 20 April 2020

Увидела! Спасибо!

20 April 2020