12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Роговая Наталья Анатольевна106
0

Презентация с описанием: "Дислексия. Упражнения, направленные на коррекцию дислексии".



Слайд №1

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Чтение - основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Но, к сожалению, увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в овладении навыком чтения. Чаще нам приходится употреблять такое понятие, как дислекия. Существуют разные формы дислекии. Каждой форме соответствует своя методика коррекционной работы. Но я постаралась выделить несколько общих причин, тормозящих развитие и совершенствование процесса чтения и подобрать упражнения и задания, которые помогут эти причины устранить.

Слайд №2

Основные причины: нарушение артикуляции, малое поле зрении, регрессии, отсутствие антиципаций, недоразвитие фонематических процессов, низкий уровень развития восприятии, внимания, памяти.

Слайд №3,4

Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь.

«Речевая зарядка»

Чтение гласных без остановки, пропевая на одном выдохе. Чтение ряда из 15 согласных букв (звуками).

Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения.

Слайд №5

Работа со слоговыми таблицами. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания:

1. Прочитать слоги, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы;

2. Найти и прочитать слоги, в которых есть мягкие согласные;

3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш;

4. Прочитать 3 строчку или столбик;

5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Слайд №6

Предлагаются таблица и слова, учащиеся отыскивают в таблице слоги, из которых состоит это слово.

Слайд №7

Малый угол зрения – большой недостаток у многих учащихся. Раз он мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь помогут приемы, помогающие расширить угол зрения.

«Пирамида». Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.



Слайд №8

«Ворота». Чтение первого и последнего слогов на строке.

Слайд №9

В ряде случаев дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют ее. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с «окошечком».

а) листком бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в «окошечке»; этот прием хорошо использовать на начальном этапе обучения чтению.

Слайд №10

б) второй вариант заключается в использовании «окошечка», открытого влево, и позволяет оградить ребенка от влияния непрочитанной части слова. Этот прием оставляет ребенку возможность при необходимости вернуться к прочитанной части слова;

Слайд №11

в) третий вариант «окошечка», открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти и ускоряя темп чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

Слайд №12

«Беспорядок». Чтение слов, написанных разным шрифтом.

Слайд №13

«Строитель». Чтение с наращиванием.

Слайд №14

Антипация-умение догадываться по смыслу (смысловая догадка), умение удерживать в памяти значения прочитанных слов до конца смыслового отрезка.

«Решетка» . на читаемую часть страницы накладывается решетка, которая перекрывает некоторые участки текста. Предлагается прочитать текст при помощи решетки. Повторно ребенок читает уже без решетки. Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Слайд №15

«Текст-вертушка». Планшет со сменными дисками, вращающимися на оси, на них записаны предложения, которые при вращении выступают из прорези. Диск вращается по часовой стрелке со скоростью соответствующей скорости чтения обучаемого, постепенно скорость можно увеличить.



Слайд №16

«Буквоежка». Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтобы нижняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по верхним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая нижнюю половину второй строчки, и т.д.

Слайд №17

Чтение слов наоборот по буквам. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание " привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального " чтения .

Поочередное чтение слов нормально и наоборот. Первое слово читается наоборот, второе обычно.

Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные штампы и на новые, неожиданные образы и гибко переходить от одной из них к другой. Кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребенка формируется установка на то, что обычное чтение это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

Слайд №18,19,20

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Профессор предлагает 18 наборов, каждый из которых содержит 6 предложений. Особенность предложений такова: первое предложение из 1 набора содержит 2 слова, 8 букв, последнее предложение 18 набора содержит 8 слов, 46 букв.

Работа начинается с первого набора. Детям демонстрируется предложение в течение определенного времени, дети молча читают и стараются его запомнить. По истечении времени предложение убирается и дети записывают его по памяти в тетрадь. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут времени. На работу с одним набором, как правило, уходит несколько дней. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения. Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.



























































презентация
PPTX / 785.1 Кб
Опубликовано


Комментарии (3)

Роговая Наталья Анатольевна, 20.04.20 в 14:37 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Уже добавила. (сразу не получилось)
Роговая Наталья Анатольевна
Комментарий был удалён пользователем 20 апр 2020 в 14:38
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.