Программа коррекции дисграфии и дислексии обучающихся 5–7 классов, имеющих нарушения познавательной сферы
Программа коррекции
дисграфии и дислексии
обущающихся в 5–7-х классах,
имеющих нарушения
познавательной сферы
учителя - логопеда
Ивановой Марии Александровны
Пояснительная записка
Структура речевого дефекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью сложна и многообразна по своим проявлениям: она может включать как звуковую (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза), так и смысловую (недоразвитие грамматического строя, бедный словарный запас) сторону речи.
1) Так, на первом месте преобладающим в структуре речевого дефекта умственно отсталых детей является семантический дефект, то и понимание речи у учащихся с системным недоразвитием речи легкой степени также недостаточно сформировано. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Дети часто не могут установить связи между серией картин, последовательно пересказать текст. Страдают операции анализа и синтеза. Учащиеся испытывают трудности при звукослоговом анализе слов, составлении слов из букв и слогов, данных в беспорядке.
2) Связная речь учащихся с системным недоразвитием речи легкой степени также характеризуется качественными особенностями. В процессе диалогической речи умственно отсталые дети часто не могут ясно и четко передать содержание какого-либо события, не ориентируются на собеседника. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. На основе случайных ассоциаций добавляется события, детали, которые отсутствуют в тексте.
3) При системном недоразвитии речи легкой степени наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется оно в аграмматизмах, трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксическая структура предложения. При составлении предложений по картине наблюдаются замены слов по смыслу. При повторении предложений дети также заменяют слова по смыслу, пропускают их. При составлении предложений из слов в начальной форме наблюдаются добавления слов, легкие аграмматизмы (нарушение согласования слов в роде, числе и падеже). Дети часто не знают предлогов.
4) Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Словарный запас беден, отмечается неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение слов абстрактного значения вызывает большие трудности. Часто слова заменяются по семантическому сходству. Длительное время слово так и не становятся истинными понятиями.
5) У детей с системным недоразвитием речи легкой степени отмечается недоразвитие речеслуховой дифференциации звуков речи, которая впоследствии приводит к большому количеству замен в письменной речи. Чаще всего умственно отсталые дети затрудняются в дифференциации твердых – мягких, звонких – глухих, шипящих – свистящих согласных, аффрикат и звуков, входящих в их состав.
6) Надо отметить, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью часто нарушения письма сопровождаются нарушениями чтения (дислексия):
недостаточность представлений о звуко-буквенном составе слова: возникший у ребенка в процессе чтения звуковой образ слога или слова не сразу узнается. Так возникает чтение по догадке с частой заменой одного слова другим. Этим объясняются – замены слова и смешение элементов слова, как ошибки восприятия, проявляющиеся в результате неправильного схватывания слова по его отдельным опознавательным признакам. В одних случаях одно слово может заменяться другим на основе фонетического сходства, а также неправильного произношения и различения звуков. В других случаях ошибки, связанные с заменой слов, обусловлены тем, что у детей слабо развито чувство языка, и они полностью пренебрегают формальными частицами, характеризующими части речи (богатырь – “богатый”, короткие – “которые”, унес – “у нас”…)
для понимания содержания прочитанного нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значения. В то же время словарный запас у детей с интеллектуальной недостаточностью ограничен. Многих слов дети не знают; значение других слов понимается лишь в определенной ситуации, а в другом контексте. Таким образом, чтение учащимися, как редактором, используется редко и неэффективно, в силу своей дефектности.
Учащиеся с такими нарушениями особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Основные направления работы
Коррекционная работа по преодолению дисграфии и дислексии проводится в 4 этапа: первый – диагностический, второй – подготовительный, третий – коррекционный и четвертый – оценочный.
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует подключать школьного психолога.
Общая характеристика коррекционной работы
Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.
Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ по опорным словам, серии сюжетных картинок.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой текстовой методики (письменно).
Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
Анализ результатов обследования. Комплектование групп.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие “страха письма”, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика коррекционной работы
Развитие общей и мелкой ручной моторики.
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
Развитие внимания: важно для нахождения “ошибкоопасных” мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объектов запоминания.
Развитие мышления.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, пробелов лексико-грамматических категорий, связной речи и чтения.
Общая характеристика коррекционной работы
Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.
Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.
Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные “ъ” и “ь”.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.
Глагол. Начальная форма глагола.
Дифференциация приставок и предлогов.
Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.
Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале.
К концу прохождения программы учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, с минимальными погрешностями применять правила проверки написания слов;
Разбирать слова по составу;
Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
Различать части речи;
Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
Оформлять деловые бумаги;
Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова);
Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
Названия частей речи, их значение;
Наиболее распространенные правила правописания слов.
Поурочный годовой план работы с группой учащихся
5 класса, имеющих речевое заключение:
«СНР, смешанная дисграфия»
Недели | Занятия | Темы и содержание коррекционной работы | Темы, используемые уроках русского языка | Развитие неречевых процессов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||
I | Фронтальное обследование | ||||||||||||||
II | |||||||||||||||
III | 1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие | |||||||||||||
2 | |||||||||||||||
I этап (диагностический) | |||||||||||||||
IV | 3 | Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения | |||||||||||||
4 | |||||||||||||||
II этап (подготовительный) Октябрь | |||||||||||||||
I | 5 | Состав слова Однокоренные слова. | . Состав слова. Корень. Однокоренные слова | Коррекция пространственных представлений (Занимательные приключения в космосе) | |||||||||||
6 | Сложные слова. Согласование существительных и прилагательных в числе, роде, падеже. «В мире животных» | Сложные слова. | Коррекция пространствен-ных представлений | ||||||||||||
II | 7 | Приставка. Суффикс. Окончание. Составление рассказа по вопросам учителя. | Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов | Коррекция временных представлений. Год. | |||||||||||
| 8 | Закрепление темы «Состав слова». Подбор слов к схемам. Составление рассказа по вопросам учителя. | Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов | Коррекция временных представлений. Времена года. | |||||||||||
III | 9 | Ударение в слове. Безударные гласные. Составление рассказа по опорным словам. | Безударные гласные в корне слова. | Коррекция временных представлений. Месяцы. | |||||||||||
10 | Безударные гласные в корне слова. Составление рассказа по опорным словам. | Безударные гласные в корне слова. | Коррекция временных представлений. Дни недели. | ||||||||||||
IV | 11 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и словах со стечением согласных. Работа с деформированным текстом. | Правописание звонких и глухих согласные в корне | Коррекция временных представлений. Сутки. | |||||||||||
12 | Приставка и предлог. Работа с деформированным текстом. | Правописание приставок | Коррекция временных представлений. Календарь. | ||||||||||||
III этап (коррекционный)Ноябрь | |||||||||||||||
I | Каникулы | ||||||||||||||
II | 13 | Дифференциация гласных и согласных букв и звуков. Составление рассказа-описания по данной схеме. | Общее понятие о частях речи. Существитель-ные, глаголы, прилагательные. | Коррекция слухового внимания и фонематического восприятия | |||||||||||
14 | Звуки и буквы. Гласные 1 ряда. | Общее понятие о частях речи. Существитель-ные, глаголы, прилагательные | Коррекция слухового внимания и фонематического восприятия | ||||||||||||
III | 15 | Звуки и буквы. Гласные 2 ряда. Буквы «е», «ё», «ю», «я» | Понятие об имени существитель-ного | Коррекция внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания Игра «Пуговица» | |||||||||||
16 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | Имена существительные. Имена собственные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленные. | Коррекция восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый», «левый». Игра «Водители» | ||||||||||||
IV | 17 | Изложение по предложенному плану на тему: «Поступок товарища» | Имена собственные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленные. | Коррекция внимания | |||||||||||
18 | Правописание букв е,ё,ю,я в начале слова и после гласных | Изменение существительных по числам. | Коррекция внимания | ||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||
I | 19 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости- мягкости. | Изменение имен существительных по родам | Коррекция словесно-логического внимания | |||||||||||
20 | Звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных буквой ь. | Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных ж.р. | Коррекция словесно-логического внимания | ||||||||||||
II | 21 | Звуки и буквы. Мини-сочинение | | Отработка понятий «правый», «левый». Упражнение «Разноцветные точки» | |||||||||||
22 | Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак | Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных ж.р. | Коррекция словесно-логического вниманиЯ | ||||||||||||
III | 23 | Правила написания предложения. Дифференциация согласных по глухости-звонкости (в-ф) | Изменение имен существительных по падежам | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.) Упражнение «Копирование точек | |||||||||||
| 24 | Заглавная буква в именах собственных Дифференциация согласных по глухости-звонкости (б-п) | Изменение имен существительных по падежам | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |||||||||||
IV | 25 | Коррекция связной речи. Письмо Деду Морозу. | Умение различать падежи по вопросам | Коррекция образного мышления | |||||||||||
26 | Диктант | Умение различать падежи по вопросам | Коррекция образного мышления | ||||||||||||
Январь | |||||||||||||||
I | Каникулы | ||||||||||||||
II | |||||||||||||||
III | 27 | Дифференциация согласных по глухости-звонкости (т-д) | Понятие о 1,2,3 склонениях имен существительных. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | |||||||||||
28 | Дифференциация согласных по глухости-звонкости (ть-дь). | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имени существитель-ного | Коррекция восприятия и ориентирования в пространстве. Игра «Водители» | ||||||||||||
IV | 29 | Дифференциация согласных по глухости-звонкости (с-з). Ударение | Окончания -ы, -и в р.п. | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений. Предлоги «на», «над», «под», «за» | |||||||||||
30 | Дифференциация согласных по глухости-звонкости (к-г). Схемы слого-ритмической структуры слова | Окончания –е в д.п. и предл. п | |||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||
I | 31 | Дифференциация согласных по глухости-звонкости (ш-ж). Схемы слого-ритмической структуры слова. | Окончания –ей, -ой в творит. п. | Упражнения, направленные на увеличение объема внимания «Пуговицы» | |||||||||||
| 32 | Мини-сочинение | | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» | |||||||||||
II | 33 | Оглушение звонких согласных | Второе склонение существительных единственного числа | Упражнения, направленные на увеличение распределение внимания | |||||||||||
34 | Оглушение звонких согласных. Составление рассказа по сюжетной картине | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2 склонения | |||||||||||||
III | 35 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных (с-ш) | Окончания –а, -я в р. п. | Усиление концентрации слухового внимания | |||||||||||
36 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных (з-ж) | Окончания –а, -я в р. п. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | ||||||||||||
IV | 37 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных (з-ж) | Окончания –у, -ю в д. п. | | |||||||||||
38 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных (с-ц). Составление рассказа-описания по предложенному плану-схеме | Окончания –у, -ю в д. п. | | ||||||||||||
Март | |||||||||||||||
I | 39 | Дифференциация согласных-аффрикат (ч-ть). Слова-синонимы. | Окончание –е в предл. п. | Усиление концентрации слухового внимания | |||||||||||
40 | Дифференциация аффрикат (ч-щ) Мини-сочинение | ||||||||||||||
II | 41 | Дифференциация аффрикат (ч-ц). Слова-антонимы. | Окончание –ом, -ем в тв.п. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания Упражнение «Красно-черные пары» | |||||||||||
42 | Дифференциация к-г-х. Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||||||||||||||
III | 43 | Дифференциация соноров (р-л) Слова-омонимы. | 3 склонение существительных | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания | |||||||||||
44 | Диктант | | |||||||||||||
IV | Каникулы | ||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||
I | 45 | Словосочетания. Согласование слов в числе. Составление предложений и словосочетаний. | Правописание падежных окончаний существительного 3 склонения | Коррекция памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» | |||||||||||
| 46 | Словосочетания. Согласование слов в роде. Составление предложений и словосочетаний. | |||||||||||||
II | 47 | Словосочетания. Управление (В. п). Составление предложений. | Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к различным склонениям | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов Упражнение «Мысленные образы и эмоции » | |||||||||||
48 | Словосочетания Управление (р.п.). Составление рассказа по серии сюжетных картин | | |||||||||||||
III | 49 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Составление схем предложений. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | |||||||||||
50 | Простые нераспространенные предложения. Распространенные предложения путем включения прилагательных | Упражнение на осознанное восприятие Упражнение «Осознание визуального материала» | |||||||||||||
IV | 51 | Однородные члены предложения.. Составление схем предложений | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения | Упражнение на осознанное восприятие Упражнение «Осознание словесного материала» | |||||||||||
52 | Знаки препинания при однородных членах предложения Составление схем предложений | ||||||||||||||
МАЙ | |||||||||||||||
I | 53 | Повторение пройденного за год | | | |||||||||||
54 | Диктант | | | ||||||||||||
IVэтап (оценочный) | |||||||||||||||
II | 55 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||||||||||||
56 | |||||||||||||||
III | Фронтальное обследование | ||||||||||||||
IV |
Поурочный годовой план работы для 6 класса, имеющих речевое заключение
« СНР, смешанная дисграфия»
Недели | Занятия | Темы и содержание коррекционной работы | Темы, используемые на уроках русского языка | Коррекция связной речи | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
Сентябрь | ||||||||||||
I | Фронтальное обследование | |||||||||||
II | ||||||||||||
I-II этапы (диагностико-подготовительные) | ||||||||||||
III | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности. Динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи | |||||||||||
IV | 1 | Слово и его лексическое значение | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. | Подбор слов к схемам | ||||||||
III этап (коррекционный) Октябрь | ||||||||||||
I | 2 | Однозначные и многозначные слова. | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | Подбор слов к схемам | ||||||||
II | 3 | Прямое и переносное значение слов | Правописание приставок. Приставка и предлог | Работа с деформирован-ным текстом | ||||||||
III | 4 | Синонимы | Имя существительное и его основные грамматические признаки: род, число, падеж | Составление рассказа по плану | ||||||||
IV | 5 | Диктант | | | ||||||||
Ноябрь | ||||||||||||
I | Каникулы | |||||||||||
II | 6 | Синонимы | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном множественном числе | Продолжение рассказа по данному началу | ||||||||
III | 7 | Антонимы | Правописание имен существительных р.п. с основой на шипящий | Составление рассказа по опорным словам | ||||||||
IV | 8 | Антонимы | Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. | Распространение текста путем включения в него прилагатель-ного | ||||||||
Декабрь | ||||||||||||
I | 9 | Омонимы (Различное значение при одинаковом звучании) | Умение различать род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного | Мини-сочинение (по пословице) | ||||||||
II | 10 | Омонимы | Умение различать род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного | Изложение | ||||||||
III | 11 | Омофоны (Одинаковое звучание, но различное написание в зависимости от значения) | Умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже | Распространение предложений однородными членами | ||||||||
IV | 12 | Диктант | | | ||||||||
Январь | ||||||||||||
I | Каникулы | |||||||||||
II | ||||||||||||
III | 13 | Слоговой анализ и синтез слов. Превращения 2х- сложных в 3х- сложные и 4х сложные | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Мини-сочинение «Как я провел зимние каникулы» | ||||||||
IV | 14 | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | | ||||||||
Февраль | ||||||||||||
I | 15 | Типы слогов. Фонетический разбор слов | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Распростране-ние текста однородными определения-ми | ||||||||
II | 16 | Типы слогов. Звуко-буквеный анализ слов. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Сочинение по коллективно составленному плану (Практическая деятельность) | ||||||||
III | 17 | Схемы слого-ритмической структуры слов. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Составление объявления о предстоящих внешкольных или внеклассных мероприятиях) | ||||||||
IV | 18 | Графическая запись текста с использованием схем слого-ритмической структуры слов. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Диктант | ||||||||
Март | ||||||||||||
I | 19 | Подбор слов к схемам слого-ритмической структуры слова | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Изложение с изменением времени «Кем я хочу быть» | ||||||||
II | 20 | Родственные слова | Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч. | Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ прилагатель-ных | ||||||||
III | 21 | Однокоренные и родственные слова | Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч. | Сочинение-описание по теме «Весна» | ||||||||
IV | Каникулы | |||||||||||
IV четверть | ||||||||||||
Апрель | ||||||||||||
I | 22 | Сложные слова | Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч. | Мини-сочинение по пословице | ||||||||
II | 23 | Составление схем предложения и предложения по схеме | Простое предложение с однородными членами | | ||||||||
III | 24 | Составление схем предложения и предложения по схеме | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | | ||||||||
IV | 25 | Сложное предложение с союзами а, но, и. Знаки препинания в сложных предложениях. | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | Сочинение по картине с дополнением предшествую-щих событий | ||||||||
Май | ||||||||||||
I | 26 | Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении | Главные и второстепенные члены предложения | | ||||||||
IV этап (оценочный) | ||||||||||||
II | 27 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | ||||||||||
III | Фронтальное обследование | |||||||||||
IV |
Поурочный годовой план работы
для 7 класса,
имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия»
Недели | Занятия | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические лексические темы, используемые на занятиях | Коррекция связной речи | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сентябрь | |||||
I | Фронтальное обследование | ||||
II | |||||
I-II этапы (диагностико-подготовительные) | |||||
III | 1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | |||
2 | |||||
IV | 3 | ||||
4 | Логопедическое заключение | ||||
III этап (коррекционный) Октябрь | |||||
I | 5 | Образование слов с помощью суффиксов и приставок | Состав слова | | |
6 | Единообразное написание гласных и согласных звуков в корнях слов, приставках | | Работа с деформированным текстом | ||
II | 7 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | Использование орфографического словаря | | |
8 | Сложные слова Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными О и Е | | Продолжение рассказа по данному началу | ||
III | 9 | Имя существительное Основные грамматические категории (род, число, падеж, склонение) | Существительное как часть речи | | |
10 | Изменение имени существительного по числам и падежам | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | Составление рассказа по опорным словам. | ||
IV | 11 | Изменение имени существительного по числам и падежам | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | | |
12 | Закрепление темы «Имя существительное» | | Диктант | ||
Ноябрь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | 13 | Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи. | Прилагательное как часть речи | Распространение предложений определениями | |
14 | Изменение имени прилагательного по родам и числам | | Сочинение по картине с дополнением предшествую-щих событий | ||
III | 15 | Согласование прилагательных с существительными | Окончания прилагательных | | |
16 | Закрепление темы «Имя прилагательное» | | Самостоятель- ная работа | ||
IV | 17 | Местоимение | Местоимение, как часть речи | | |
18 | Изменение местоимений по лицам и числам | | | ||
Декабрь | |||||
I | 19 | Изменение местоимений по лицам и числам | Склонение и правописание личных местоимений в единственном и множественном числе | Изложение с изменением лица и времени | |
20 | Согласование местоимений с существительными и глаголами | | РНО | ||
II | 21 | Закрепление темы «Местоимение» | | Самостоятельная работа | |
22 | Имя числительное | Числительное как часть речи | | ||
III | 23 | Изменение числительного по падежам | Согласование имени существительного с именем числительным | | |
24 | Изменение числительного по падежам | Согласование имени существительного с именем числительным | Составление рассказа по опорным словам | ||
IV | 25 | Предлог. Значение предлогов. | Правописание предлогов | | |
26 | Предлог. Союз. Местоимение. | | Диктант | ||
Январь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | |||||
III | 27 | Глагол. | Глагол как часть речи | | |
28 | Времена глагола | Прошедшее, настоящее и будущее время глагола | Сочинение по личным наблюдениям | ||
IV | 29 | Изменения глагола по лицам | Окончания глаголов 2 лица – -шь, -шься | | |
30 | Изменения глагола по родам и числам | Окончания на – -ся(-сь,) | | ||
Февраль | |||||
I | 31 | Изменения глагола по родам и числам | Окончания на – -ся (-сь) | | |
32 | Изменения глагола по лицам числам | Написание «не» и «ни» с глаголами | Изложение с изменением лица и времени | ||
II | 33 | Изменения глагола по лицам числам | Написание «не» и «ни» с глаголами | | |
34 | Закрепление темы «Глагол» | | Диктант | ||
III | 35 | Простое и сложное предложение. | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении | | |
36 | Простое предложение с однородными членами | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | Сочинение по картине с дополнением последующих событий | ||
IV | 37 | Простое предложение с однородными членами | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | | |
38 | Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночными союзами а, но, повторяющимся союзом и | Знаки препинания при однородных членах | Распространение предложений однородными членами предложений | ||
Март | |||||
I | 39 | Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночными союзами а, но, повторяющимся союзом и | Знаки препинания при однородных членах Составление схем предложений | | |
40 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов | Знаки препинания | Продолжение рассказа по данному началу | ||
II | 41 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов | Знаки препинания Составление схем | | |
42 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов | Знаки препинания Составление схем | Составление рассказа по опорным словам | ||
III | 43 | Закрепление темы «Предложение» | Знаки препинания Составление схем | | |
44 | Закрепление темы «Предложение | | Диктант | ||
IV | Каникулы | ||||
Апрель | |||||
I | 45 | Обращение | Знаки препинания при обращении | | |
46 | Обращение | Знаки препинания при обращении | Деловое письмо: Заявление о приеме на работу | ||
II | 47 | Словообразование Дифференциация приставок «по-», «под-», «у-», «от-», «за-», «к-» | Приставка. Лексическое значение приставки | | |
48 | Образование глаголов с помощью приставок | | Составление телеграммы | ||
III | 49 | Суффикс. Лексическое значение суффикса | Суффиксальный способ образования различных частей речи. Образование названий детенышей животных | | |
50 | Словообразователь-ная модель. От словообразователь-ной модели к лексическому значению слова | Овладение навыками анализа лексического значения слова на основе словобразователь-ной модели | Составление рассказа по опорным словам с последующим их изменением | ||
IV | 51 | От словообразователь-ной модели к определению грамматических свойств слова | Формирование навыков грамматико-словообразовательного анализа слов на основе словообразовательной модели | | |
52 | От словообразователь-ной модели к выбору написания | Анализ словобразователь-ных моделей как средство повышения орфографической грамотности | Самостоятельная работа | ||
IV этап (оценочный) Май | |||||
I | 53 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год | |||
54 | |||||
II | 55 | ||||
56 | |||||
III | Фронтальное обследование | ||||
IV |
19
Иванова Мария Александровна
Кузнецова Виктория Владимировна