12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44178
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Прием «Лови ошибку» на уроке русского языка при изучении темы «Синтаксис»



Пояснительная записка

Данный педагогический прием может активно использоваться на всех этапах урока во всех классах при изучении практически любой темы в курсе русского языка. Суть его проста: учитель раздает учащимся карточки (или выводит материал на экран проектора) и предлагает учащимся указать номера утверждений, в которых допущены ошибки. В тетрадь записывают только номера ответов, при проверке устно объясняют суть ошибки или предлагают исправленный вариант. Это позволяет сэкономить время урока, ведь всего за несколько минут можно обсудить много понятий, вспомнить правила, освежить знания.

Задачи, решаемые на уроке при помощи приема «Лови ошибку»:

-актуализировать знания учащихся по теме «Синтаксис»;

- развивать аналитические способности учащихся - анализировать и информацию, применять ее в нестандартной ситуации и критически оценивать.​​​​​​​

Материал представляется в виде текстовой информации, выведенной на экран проектора, или на карточках, представляемых  каждому учащемуся.

Выпишите цифры, соответствующие ошибочным утверждениям. Подготовьтесь устно объяснить суть ошибки, отредактируйте утверждение.

1. Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части.

2. Порядок слов, при котором несогласованное определение стоит перед определяемым словом, называется прямым.

3. Самостоятельные слова, входящие в подчинительные словосочетания, выполняют в предложении роль отдельных членов предложения

4. В предложении Я еще долго буду собирать грибы составное глагольное сказуемое.

5. В начале повествовательных восклицательных предложений часто употребляются частицы как, какой, что за и др. и междометия.

6. При сочетании нарицательных и собственных имён существительных приложением является собственное существительное, например, Инженер Иванова.

7. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами что делает предмет? какой он? кто он такой? что такое предмет? каков он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого.

8. В безличных предложениях не мыслится активный деятель, но слова меня и мне выполняют роль подлежащего, например, Мне не спится.

9. Значения вспомогательной части в составном именном сказуемом могут иметь глаголы движения прийти, приехать, сидеть, вернуться и т.д. Пес пришел мокрый, грязный, побитый.

10. В бессоюзных сложных предложениях части соединены интонацией или указательными словами.

Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они имеют следующие смысловые отношения:

11. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные и числительные (без вспомогательной части) в именительном падеже, а также инфинитивы.

12. Никогда не обособляются распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным.

13. Несогласованные определения богаче согласованных по своему значению, так как они могут совмещать значение определения со значением обстоятельств и дополнений. К таким определениям можно задать два вопроса

14. Двусоставные предложения лаконичнее определенно-личных, поэтому они более динамичны. Двусоставные используются в тех случаях, когда необходимо акцентировать внимание на действии.

15. Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.



Ключи

2. Ошибка. При прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное определение после определяемого слова.

4. Ошибка. В предложении Я еще долго буду собирать грибы простое глагольное сказуемое, выраженное формой сложного будущего времени.

6. Ошибка. При сочетании нарицательных и собственных имён существительных приложением является нарицательное существительное, если имя собственное называет лицо, например, Инженер Иванова отправилась в отпуск. В этом предложении сказуемое согласуется с подлежащим в ж. р. (приложение инженер -сущ. м. р.).

8. Ошибка. В безличных предложениях не мыслится активный деятель. Меня и мне - это лица, которые испытывают названное состояние, но не создают его. Поэтому эти местоимения не являются подлежащими.

10. В бессоюзных сложных предложениях части соединены только интонацией, без союзов и указательных слов. Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они имеют различные смысловые отношения.

12. Ошибка. Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, могут обособляться, если будут иметь добавочное обстоятельственное значение времени, причины, условия или уступки, например, Обрадованная долгожданным приездом сына, мама не смела дать волю чувствам и заплакать.

14. Ошибка. Наоборот, определённо-личные предложения лаконичнее двусоставных, поэтому они более динамичны. Отсутствие подлежащего в определённо-личных предложениях усиливает действие и позволяет избежать неоправданного повтора лишних с точки зрения смысла я, мы, ты, вы.



Использованная литература

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987. – с. 139-166

2. Телкова В.А. . Синтаксис и пунктуация: учебно-методическое пособие. Часть I. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. Бунина, 2018. – 82 с.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Медведева Татьяна Петровна, 06.08.23 в 18:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию. Очень интересный приём.
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.23 в 19:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Петровна, впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники».
Ирина Владимировна Казарцева, 06.08.23 в 18:21 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за интересную работу!
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.23 в 19:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Ирина Владимировна!
Юлия Васильевна Воробьева, 06.08.23 в 19:34 2Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал, Вера Сергеевна! Спасибо Вам!
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.23 в 19:36 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Юлия Васильевна!
Тарасова Ирина Викторовна, 07.08.23 в 08:26 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, Вы полностью соответствуете девизу по жизни! Идеи как "из рога изобилия". Очень интересно с Вами.
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.23 в 15:59 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Викторовна, за лестный отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.