Статья «Приёмы формирующего оценивания как способ формирования профессиональных компетенций студентов»

0
0
Материал опубликован 14 December 2023 в группе

В формирующем оценивании выделяют два направления – понимание и планирование, остановимся подробно на каждом.

Формирующее оценивание в контексте совершенствования преподавания. Это построение курса преподавания на основе запросов и обратной связи от обучающихся.

Преимущества для преподавателя:

  • обеспечивает компактную обратную связь на тех этапах учебного процесса, когда возможна его коррекция;
  •  с меньшими временными затратами дает информацию о процессе учения, чем стандартные тесты, контрольные работы и др.;
  • помогает установить хороший контакт со студентами и повышает эффективность преподавания и обучения;
  • позволяет увидеть преподавание как формирующийся процесс, который развивается с помощью обратной связи.

В учебном плане у нас есть контрольные точки – промежуточная аттестация. В формирующем оценивании такие точки у каждого преподавателя свои.

- опрос обучающихся в начале курса, в контрольных точках курса;

- сбор запросов обучающихся перед учебной практикой/ после учебной практики;

- опрос по выходу с производственной практики о трудностях и выводах.

Опросы позволяют выстроить курс обучения с учетом запросов обучающихся, обратить больше внимания на определенные темы; внести изменения в методы ведения занятий.

Рассмотрим техники, релевантные интеллектуально ориентированным учебным целям.

  1. Карты понятий:
  • Помогают студентам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
  • Помогают устанавливать существенные связи между понятиями.
  • Обеспечивают доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с сокурсниками и преподавателями.
  • Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстнообусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.
  • Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения


  1. Оценивание по результату / продуктивное оценивание (Компетентностные задания ДЭ):
  • Эта техника абсолютно неприменима для оценивания каких-либо фактуальных знаний.
  • Цели с точки зрения обучения состоят в том, чтобы развить у обучающихся способность:
  • · для практического (аутентичного) использования полученных знаний;
  • · применения и оценивания различных подходов к предмету и заданиям; · решения комплексных проблем.

Студент должен оцениваться не в сравнении с партнером, а в сравнении с установленным критерием. В идеале критерии предъявляются студентам до начала оценивания. Также полезно фиксировать не только правильные варианты, но и образцы неправильных ответов. Это поможет преподавателю выделить проблемы, общие для большого числа обучающихся.

  1.  Техники, акцентирующие рефлексию и самооценивание.

Они помогают преподавателю оперативно реагировать и вносить изменения в преподавание и содержание курса. Кроме того, применяя опросы сразу в нескольких группах в течение продолжительного времени, педагог может идентифицировать моменты, наиболее сложные для всех, и внести в курс относительно устойчивые изменения. Вопросы, которые задают обучающиеся, можно использовать на экзаменах. Они могут помочь преподавателю соотнести свои ожидания с ожиданиями учеников.

Оценивание может стать полезным, если оно даст информацию, которую преподаватель и студенты используют как обратную связь для оценивания себя и друг друга, чтобы изменить деятельность преподавания и учения, в которую они вовлечены. Такое оценивание становится информативным, если его данные действительно используются, чтобы приспособить преподавание к учебным запросам.

Список литературы:

  1. 10 необычных способов проверить знания [Электронный ресурс]. – URL: https://teacher.yandex.ru/ posts/10-neobychnykh-sposobov-proverit-znaniya.
  2. Крылова, О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе /О.Н.Крылова, Е.Г.Бойцова. – Санкт-Петербург: Каро, 2015. – 124 с. – Текст: непосредственный.
  3. Пакет оценочных техник и инструментов для реализации формирующего оценивания учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс] /Н.А.Нагорная. – URL: https://урок.рф/library/paket_ otcenochnih_tehnik_i_instrumentov_dlya_realizatc_140409.html
  4. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе /М.А.Пинская. – Москва: Логос, 2010. – 260 с. – Текст: непосредственный.
  5. Приёмы формирующего оценивания как средство П75 повышения качества обучения русскому языку [Текст]: методическое пособие /атв.-сост. С.А.Сиденко. – Ростов-на-Дону, 2023. – 48 с
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации