Статья «Приёмы формирующего оценивания как способ формирования профессиональных компетенций студентов»
В формирующем оценивании выделяют два направления – понимание и планирование, остановимся подробно на каждом.
Формирующее оценивание в контексте совершенствования преподавания. Это построение курса преподавания на основе запросов и обратной связи от обучающихся.
Преимущества для преподавателя:
- обеспечивает компактную обратную связь на тех этапах учебного процесса, когда возможна его коррекция;
- с меньшими временными затратами дает информацию о процессе учения, чем стандартные тесты, контрольные работы и др.;
- помогает установить хороший контакт со студентами и повышает эффективность преподавания и обучения;
- позволяет увидеть преподавание как формирующийся процесс, который развивается с помощью обратной связи.
В учебном плане у нас есть контрольные точки – промежуточная аттестация. В формирующем оценивании такие точки у каждого преподавателя свои.
- опрос обучающихся в начале курса, в контрольных точках курса;
- сбор запросов обучающихся перед учебной практикой/ после учебной практики;
- опрос по выходу с производственной практики о трудностях и выводах.
Опросы позволяют выстроить курс обучения с учетом запросов обучающихся, обратить больше внимания на определенные темы; внести изменения в методы ведения занятий.
Рассмотрим техники, релевантные интеллектуально ориентированным учебным целям.
- Карты понятий:
- Помогают студентам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
- Помогают устанавливать существенные связи между понятиями.
- Обеспечивают доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с сокурсниками и преподавателями.
- Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстнообусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.
- Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения
- Оценивание по результату / продуктивное оценивание (Компетентностные задания ДЭ):
- Эта техника абсолютно неприменима для оценивания каких-либо фактуальных знаний.
- Цели с точки зрения обучения состоят в том, чтобы развить у обучающихся способность:
- · для практического (аутентичного) использования полученных знаний;
- · применения и оценивания различных подходов к предмету и заданиям; · решения комплексных проблем.
Студент должен оцениваться не в сравнении с партнером, а в сравнении с установленным критерием. В идеале критерии предъявляются студентам до начала оценивания. Также полезно фиксировать не только правильные варианты, но и образцы неправильных ответов. Это поможет преподавателю выделить проблемы, общие для большого числа обучающихся.
- Техники, акцентирующие рефлексию и самооценивание.
Они помогают преподавателю оперативно реагировать и вносить изменения в преподавание и содержание курса. Кроме того, применяя опросы сразу в нескольких группах в течение продолжительного времени, педагог может идентифицировать моменты, наиболее сложные для всех, и внести в курс относительно устойчивые изменения. Вопросы, которые задают обучающиеся, можно использовать на экзаменах. Они могут помочь преподавателю соотнести свои ожидания с ожиданиями учеников.
Оценивание может стать полезным, если оно даст информацию, которую преподаватель и студенты используют как обратную связь для оценивания себя и друг друга, чтобы изменить деятельность преподавания и учения, в которую они вовлечены. Такое оценивание становится информативным, если его данные действительно используются, чтобы приспособить преподавание к учебным запросам.
Список литературы:
- 10 необычных способов проверить знания [Электронный ресурс]. – URL: https://teacher.yandex.ru/ posts/10-neobychnykh-sposobov-proverit-znaniya.
- Крылова, О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе /О.Н.Крылова, Е.Г.Бойцова. – Санкт-Петербург: Каро, 2015. – 124 с. – Текст: непосредственный.
- Пакет оценочных техник и инструментов для реализации формирующего оценивания учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс] /Н.А.Нагорная. – URL: https://урок.рф/library/paket_ otcenochnih_tehnik_i_instrumentov_dlya_realizatc_140409.html
- Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе /М.А.Пинская. – Москва: Логос, 2010. – 260 с. – Текст: непосредственный.
- Приёмы формирующего оценивания как средство П75 повышения качества обучения русскому языку [Текст]: методическое пособие /атв.-сост. С.А.Сиденко. – Ростов-на-Дону, 2023. – 48 с