Приемы повышения адаптации первокурсников к обучению в колледже на уроках естествознания
Приемы повышения адаптации первокурсников
к обучению в колледже
на уроках естествознания.
Нам предстоит научиться спокойно работать в коллективе,
в котором собраны дети не только разных способностей,
но и с разными жизненными целями – вот что самое трудное.
С. Соловейчик
Одной из наиболее важных проблем в современном колледже является адаптация первокурсника не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.
В основной массе студенты 1 курса – выпускники 9-ых классов общеобразовательных школ. Обучающиеся отличаются по уровню подготовки, выбранным специальностям. Среди студентов много иногородних.
Соответственно, адаптация «рассматривается как процесс вхождения человека в новую для него социальную ситуацию развития», пишет Т. А. Шилова [Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2004 г., с.41]
Беспокойство, повышенная тревожность, неуспех в новом коллективе, накладывают отпечаток на отношение первокурсника к учебе.
В качестве преподавателя естественных наук, я стремлюсь к открытию
способности каждого студента, помогаю им адаптироваться к требованиям
рабочей программы, закрепить и развить их познавательные способности,
а также коммуникативные навыки.
Содействие адаптации обучающихся к обучению в колледже способствуют:
- психологически комфортная атмосфера на уроках;
- создание условий преподавателем для творческого самовыражения
студентов;
- поддержание адекватной самооценки студентов;
- формирование навыков конструктивного диалога;
- использование индивидуального подхода для формирования учебных
умений и навыков и при выборе оценочных критериев.
В целях развития адаптативной способности первокурсников в колледже
проводится мероприятие «Посвящение в студенты» в течение первого учебного месяца. Мероприятие позволяет вновь поступившим ребятам проявить свои способности и влиться в новый коллектив.
Работу по адаптации начинаю на первом занятии, которое в календарно – тематическом плане обозначено как введение. На этом занятии я не только говорю о месте естествознания в учебном плане специальности, но и вовлекаю студентов в общую работу следующим образом: прошу студентов представиться тем именем, которое бы они хотели слышать, когда обращаются к ним в группе. Таким образом, создается благоприятная атмосфера в группе, ведь имя для человека – стержень его личности, характеристика его внутреннего «Я».
Вводная лекция о дисциплине естествознания, его содержания и требованиях предваряет входную контрольную работу. Входное тестирование выявляет уровень группы обучающихся в целом и определяет слабые-сильные стороны отдельных обучающихся.
Влияние на повышение самооценки студентов всем обучающимся раздаются их работы, студенты должны найти свои достижения в проделанной работе и проговорить их вслух. На основе результатов контрольной работы корректируется рабочая программа, ставятся задачи обучения, дифференцируются задания.
Я предпочитаю рассаживать студентов по парам: сильный-слабый учащийся,
знакомлюсь со старостой группы, который становится помощником преподавателя на лекциях и практических занятиях.
В первую очередь стремлюсь опросить импульсивных ребят, для того, чтобы дать им реализовать потребность в вербальном взаимодействии. Рефлексивные обучающиеся отличаются низким темпом мыслительной деятельности. Так формируются мои доверительные отношения со студентами.
Для повышения эффективности обучения мне нравится работать с программой Power Point, которая позволяет представлять теоретические вопросы и практические опыты в виде презентаций. Презентация стимулирует познавательную активность, эстетику оформления материала, развивает зрительную память,логическое мышление, сознательное восприятие учебного материала. Особенно важно использовать презентации в случаях, когда необходимо продемонстрировать химический эксперимент . Презентации создаю сама, а также привлекаю студентов к такого вида творчеству. Совместная работа по индивидуальному заданию способствует повышению самооценки и общей коммуникативной культуры.
Креативности мышления способствует работа над индивидуальными проектами. Создаются творческие группы. Перед ним ставится задача – провести научно- исследовательскую работу по предложенной теме и защитить свою идею перед группой и преподавателем. Данная работа направлена на повышение срабатываемости студентов, на формирование коллективного мышления.
Внеаудиторная самостоятельная работа – еще одна из форм адаптации студентов. В календарно – тематических планах после каждого раздела указаны задания для ВСР. После изучения раздела выдаю задания, выполнение которых требует индивидуального, а чаще труда небольшого коллектива – микрогруппы. Группы формируются на каждое задание разные. Это способствует развитию навыков самопрезентации, созданию условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.
Также я провожу консультации, иногда для всей группы, иногда для тех, кому они необходимы. Осознание студентом своей комфортной позиции и, может быть, своих страхов оказаться в глупом положении у доски, развитие ответственности и доверия в межличностном общении с небольшой группой товарищей позволяет ему раскрыться, открыто говорить о том, чего он не знает.
Для студентов, пропустивших по каким – то причинам занятия приготовлены материалы для самостоятельного изучения темы с теоретическими сведениями, алгоритмами решения химических задач и составлений химических формул, заданиями для самостоятельного выполнения, контрольными тестами. Материалы размещаю на бумажных носителях и на флешнакопителе. Любому студенту по его просьбе даю материал для работы дома или в библиотеке, а на консультации проверяю наличие в его конспекте данной темы и выполненных заданий. Так осуществляется обратная связь.
Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются:
разумная сохранность контингента,
гуманное отношение к реальным трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении,
формирование устойчивого интереса к избранной профессии,
создание оптимальных условий для развития творческих способностей
Я считаю, что для улучшения изучения студентов надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений преподавателей группы о студентах и, главное, на разработке мер индивидуального подхода к студентам и группе в целом.
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность.
Список использованной литературы:
1. Резвецов Д.Б. Моделирование социально-профессиональной деятельности учителя: дис. . канд. пед. наук. /Д. Б. Резвецов. — Ярославль, 2000. - 219 с.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:
В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС,
1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. —384с.
4. Турмасова А. А., Юдеева Т. В. Особенности адаптации студентов первокурсников к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 461–465. – URL: http://e koncept.ru/2016/46110.htm.
5. Шамардина М.В. Система интенсивной адаптации студентов в системе
ССУЗов // Мат-лы конф., Бийск, 2003. - Бийск, 2003. - С.23-25.