12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Борисова1355
Россия


Челышева Ю.Н

учитель английского языка

МБОУ «Абрамовская СШ им. А.И.Плотникова»


ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, НА ОТДЕЛЬНЫХ УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.


Понятия о «функциональной грамотности» и путях ее формирования все прочнее входит в педагогическую практику в связи с пересмотром социальных векторов и усилением практико-ориентированности результатов образования. По словам известного педагога, психолога, доктора филологических наук, члена академии наук Алексея Алексеевича Леонтьева, функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Одним из видов функциональной грамотности является читательская грамотность, которая характеризуется, как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


Именно предметы гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, иностранный язык), на которых работа с текстом является базовой, приоритетной, создают условия для формирования навыков смыслового чтения.

Различные УМК, рекомендованные к реализации в общеобразовательной школе, предполагают вариативность применяемых методов и технологий, однако служат общей цели – формированию основ функциональной грамотности, которая характеризуется «способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний».

Для решения этих задач нами были проанализированы возможности программного материала по английскому языку Rainbow English (автор Афанасьева, Михеева, Баранова. Так, в 5-6 классах работа с текстом носит в основном репродуктивный характер, обучающиеся выполняют задания по поиску ответов на вопросы, определение верности или ошибочности суждений, заполняют пропуски подходящими словами, устанавливают верную логическую/хронологическую последовательность событий, делят тексты на абзацы - работая в группах/парах/индивидуально, выделяют микротемы. Данные педагогические приемы используются практически на каждом уроке и, как правило, не вызывают значительных затруднений у большинства обучающихся. Текстовые материалы на различные стратегии чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое) представлены как в учебнике, так и в рабочих тетрадях, а также в собственных методических разработках и контрольно-измерительных материалах для проведения текущего и тематического контроля. В 7-9 классах появляется возможность использования заданий на установление причинно-следственных связей и формирования оценочного отношения к событиям и личностям, описанным в конкретном тексте. Для этого мы используем прием «ромашка/кубик Блума», разработанный автором для устной работы после прочтения текста. На каждой стороне кубика, написана форма вопроса: «Почему?», «Когда?», «Как?», «Предположи?» и т.д. В соответствии с классификацией вопросов Бенджамина Блума, используются простые вопросы, которые направлены на выявление ключевых фактов, личностей сыгравших определённую роль в прошлом, и оценочные вопросы, отвечая на которые учащийся, проанализировав содержание документа или отрывка, устанавливает причинно-следственные связи ключевых событий. Этот прием учит не только воспринимать информацию, но и преобразовывать ее, а также давать собственную оценку описываемым фактам. Как правило, именно ОЦЕНОЧНЫЕ вопросы вызывают у обучающихся непосредственный интерес, кроме того, способствуют формированию активной жизненной позиции.

Формированию устойчивого познавательного интереса, наряду с достижением предметных результатов, способствует также проведение междисциплинарных мини-викторин. Широкие возможности для этого дает раздел «Весь мир знает их» в курсе 8 класса. Например, работа с текстом по теме «Екатерина Великая» позволяет не только освоить текущий программный материал на английском языке, но и актуализировать уже изученный ранее. В старших классах спектр методического инструментария по работе с текстом дополняется такими приемами как составление плана текста с использованием различных графических техник (схем fishbone , ментальных карт, кластеров и т.д.), а также работой с внетекстовыми компонентами (таблицами, диаграммами, рисунками, картографическими материалами), проведением дискуссий, создание виртуальных плакатов. Такие формы заданий наиболее целесообразно применять на уроках обобщения и систематизации материала, а также при выполнении проектных заданий.

На разных этапах обучения в целом и на разных этапах отдельно взятого урока нами используются различные приемы и технологии: для актуализации знаний мы используем такие методы как, ассоциативный ряд, составление кластера, предваряющие вопросы, перефраз предложения или фразы; самое обширное поле для развития творческого потенциала каждого ученика предоставляет этап рефлексии с большим разнообразием творческих заданий –инсценировка текста от лица различных персонажей, написание письма героям рассказа, создание рекламной брошюры какого-либо места из текста, создание презентаций, выполнение проектных работ.

Об эффективности применения данных форм работы с текстом можно судить на основе устных и письменных ответов учеников при проведении текущего, промежуточного и итогового контроля. Например, результаты ВПР 2020-2021 уч.гг. показали, что задания рубрики «Чтение» не вызывают значительных затруднений у большинства обучающихся . Такая же тенденция отмечена и в результативности выполнения заданий государственной итоговой аттестации.

Формирование читательской грамотности позволяет повысить качество организации учебного процесса; увеличить объем изучаемого учебного материала; повысить темп учебного занятия; образовательный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя — он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся, по поиску и изучению конкретной информации.

Для преодоления трудностей при работе с иноязычным текстом на уроке английского языка, которые в основном относятся к трудностям лексического характера в условиях языкового дефицита, я использую такие приемы как составление глоссария (актуализация и повторение лексических единиц, связанных с темой текста), дефиниции (учащиеся соотносят слова, которые встретились в тексте с их значениями, пользуются языковой и контекстуальной догадкой), найди ошибку (ошибка может быть фактическая, пунктуационная, орфографическая или грамматическая), составление кластера или «облака слов» (графический прием систематизации материала, при котором мысли не громоздятся, а располагаются в определенном порядке; вокруг ключевого слова располагаются тематически связанные с ним лексические единицы, каждое новое слово образует ядро с дальнейшими ассоциациями), создание виртуальных экскурсий и интерактивных плакатов (предполагает активное использование различных онлайн-платформ и компьютерных технологий).

Стоит подчеркнуть, что умение читать в настоящее время представляет особую значимость. Роль чтения в процессе обучения гуманитарным предметам как средства достижения предметных и метапредметных результатов с одной стороны, и источника информации, необходимой для решения различных практико-ориентированных задач – с другой, определяется содержанием федеральных государственных образовательных стандартов и необходимостью быть восприимчивыми к изменению требований социума. Использование разнообразных технологий, методов и приемов позволяет не только разнообразить рутинную работу с текстом, но и выступает одним из способов формирования функциональной (в том числе читательской) грамотности.


Список литературы:

1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы

развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции.

- 2020 - С. 49-51.

2. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной

грамотности в школе /Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020 - С. 250-255.

3. Кудрявцева,Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории /

Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. -

2020 - № 2 (20). - С. 28-31.

4. Ощепкова Т.В. Приемы обучения различным видам чтения. – Иностранные языки в школе, 2005, № 3. – С. 14-21.

5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: Краткий терминологический словарь //Олешков М.Ю., Уваров В.М. – М.: Компания Спутник, 2006. – 189 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.