Сценарий внеурочного мероприятия для учащихся 3–4 класса «Приключения фиксиков»
Сценарий внеурочного мероприятия для учащихся 3-4 класса
«Приключения фиксиков»
в рамках недели нанотехнологий
МОУ Лицей № 1 г. Ачинска
Организаторы: руководитель школьного музея
Киселева О.В. и актив музея
(Играет музыка из заставки фиксиков)
Нолик: Привет ребята. Вы нас узнали? (дожидаются ответа) Все верно! Мы Нолик и Симка из известного и любимого вами мультика «Фиксики».
Симка: Здравствуйте ребята. Мы слышали у вас в лицее проходит неделя каких-то нано-техно-логий (произносит растянуто с трудом). Так вот, нас отправили к вам в школу на обучение. Вы что нибудь слышали об этих нано-техно-логиях? Что это такое? (дожидаются ответов ребят)
К Симке и Нолику присоединяется Дедус.
Дедус: Нанотехнологии это - новое направление науки и технологии, активно развивающееся в последние десятилетия. Нанотехнологии включают создание и использование материалов, устройств и технических систем, таких как компьютеры, планшеты, роботостроение. Работа этих устройств и систем определяется специальной структурой, которую называют - наноструктурой, т.е. её упорядоченными фрагментами размером от 1 до 100 нанометров.
Нолик: Ого, Дедус, как все сложно оказывается, это получается, что все мы состоим из наночастиц.
Дедус: не только люди, мы с вами, но и всё, что нас окружает, состоит из мельчайших частиц. Про это даже мультфильм сняли, давайте посмотрим (показ короткого ролика из мультфильма Смешарики серия «Спасение улетающих» https://www.youtube.com/watch?v=cpHVqR5k5tQ)
Симка: Вот это да. Никогда бы не подумала, что есть кто-то еще мельче фиксиков. А чему ты нас сегодня учить будешь?
Дедус: Сегодня вам самим предстоит научиться многому, а ребята вам в этом помогут. Поможете? ( дети отвечают) Вот кстати ваш конверт с заданиями (отдает конверт Симке и Нолику и уходит).
Нолик: Вот это да, сами будем учиться, ни тебе скучных лекций, ни надзора взрослых, круто! Только вот кажется Дедус что-то перепутал, нет на этих листах, никаких заданий, пустые. Посмотрите ребята, есть ли что-то на этих листах? (передаёт лист с заданием учащимся, те внимательно его осматривают)
Появляются Шпуля и Верта.
Шпуля: Здравствуйте ребята! А что это вы тут делаете?
Симка: Нас сюда Папус учиться отправил, а Дедус оставил конверт с заданиями, только вот он чистый и ничего там нет, эх не видать нам пятёрки.
Шпуля: Ну-ка дайте взглянуть на ваш листочек, мммм…чем это пахнет? Ребята, что за запах у листочков? (ответы детей - лимоном)
Верта: точно, давайте-ка посмотрим в нашу энциклопедию электронную, может она нам что подскажет.
Нажимает на планшет. На экране проектора появляется видеосюжет профессора Чудакова, отснятый заранее. Профессор сидит за столом, позади него доска, на которой появляются изображения Овидия и кувшина с молоком, Филона Александрийского и цецидии, фото шифровки революционеров, ручки с невидимыми чернилами и двоечники. Рассказ следующий:
История невидимых чернил уходит корнями в глубокую древность. Знаменитый древнеримский поэт Овидий указывал на возможность письма молоком, в этом случае написанное проявляется от нагрева. Древнегреческий философ Филон Александрийский еще в I веке приводил пример рецепта невидимых чернил. В его рецепте они изготавливались из сока чернильных орешков (цецидия). Чернильные орешки — это такие образования на листьях растений, вызванные насекомыми или грибком. В его случае буквы проявлялись после воздействия на написанное раствором железомедной соли. И в средневековье и в более позднее время существовало множество рецептов невидимых чернил, большинство из них просто воспроизвести в домашних условиях. Всем нам известны истории о русских революционерах, которые писали молоком секретные сведения между строк обычных писем. Правда, эта уловка была достаточно хорошо известна сотрудникам тюрем, поэтому большого успеха такая переписка не несла. Другие использовали лимонный сок, который под воздействием тепла проявляется. Время ушло, а невидимые чернила теперь используют для игр в сыщиков и детских забав. А невидимые чернила в ручках стали со временем применять не шпионы, а двоечники, чтобы со временем, двойки в дневнике пропадали.
Симка: Вот это да! Нолик что у нас есть из электроприборов, готовых нагревать? Тащи сюда.
Нолик: (Нолик уходит в лаборантскую и возвращается от туда с утюгом) Ребята пойдем смотреть, что получится, я утюг нашел. (Включает его, проглаживает и текст проявляется) Вот здорово. (Показывает проявившийся текст) А хотите сами побыть шпионами и написать секретное письмо?
Симка, Нолик, Верта, Шпуля приносят детям бумагу, кисточки и лимонный сок в баночках, предлагая, написать что-нибудь секретно интересное или нарисовать рисунок.
Шпуля: Вот теперь мы настоящие детективы, что там написано про задание то.
Верта: Разбудите спящий вулкан, создайте молочную картину, поместите целое яйцо в бутылку, надуйте воздушный шар при помощи бутылки, и создайте игрушку из подручных средств.
Симка: хм, что значит разбудить спящий вулкан, и почему он спит? Нам что теперь всем ехать в Японию будить вулкан Фудзияма или Йеллоустон в США? Ребята, как вы думаете? (предположения детей)
Нолик: я думаю, мы должны его разбудить в переносном смысле, чтобы он начал извергаться. А вот и вулкан (Нолик находит подготовленную модель вулкана из колбы и пластилина). Хм, что это за вещество у него внутри? Давайте проведем анализ (берет ватную палочку и на её кончике достает немного соды с красной краской, что уже внутри). Так, это вулканические породы, это сода и краситель. Как же мы заставим его извергаться?
Верта: очень просто, вы что на химии то делали? Когда наночастицы соды и уксуса соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу. А краситель необходим для красоты и правдоподобности происходящего. Ну что пробуем? Шпуля неси уксус, только аккуратно, он очень опасен и при попадании на кожный покров или глаза может вызывать сильный ожег. Поэтому ребята, никогда не проводите опыты в одиночестве, без старших, потому что если что то пойдет не так, беды не избежать.
Шпуля: (достает из под стола закрытую колбу с уксусом, аккуратно её открывает и наливает в вулкан. ВНИМАНИЕ! Все опыты проводятся в перчатках и при обязательном присутствии педагога) несу, вот и уксус, ну что готовы? Давайте будить. Ух ты, вот это здорово. Первое задание выполнено. Классно получилось ребята? Приступим к следующему, что там у нас по плану...
Нолик: создать молочную картину. Интересно это как? И что нам для этого будет нужно? Давайте посмотрим в нашу энциклопедию.
Нолик нажимает на планшет и на экране проектора появляется видеоролик с профессором Чудаковым, заранее отснятый.
Для второго задания: Рисунок на цветном молоке нам понадобится: цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Налейте молоко в тарелку, добавьте несколько капель красителей. Возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться. Повторите действие с ватной палочкой до тех пор, пока у вас не получится нужный рисунок. А теперь можно легонько опустить туда лист картона и ваш замечательный рисунок окажется на нём.
Симка: Чур это задание моё, я как девочка очень люблю рисовать, хоть на листе, хоть на стене, хоть на молоке. Кто хочет мне помочь? (приглашает ребят к готовым чашкам на столе, по очереди, они создают рисунки)
Шпуля: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Верта: Отлично ребята, теперь моя очередь, попробую поместить яйцо в бутылку. Только как же это сделать, не разбив его??? Хотя, я что – то начинаю припоминать с уроков химии. Ребята, мне нужно 2-3 добровольца (2-3 ребенка выходят поучаствовать в эксперименте. Вам понадобятся: бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца; вареное яйцо вкрутую; спички; немного бумаги; растительное масло. Верта, Шпуля и Нолик смазывают горлышко стеклянных бутылок растительным маслом; потом поджигают бумагу и сразу кидают её в бутылки, дети кладут на горлышко каждой бутылки яйцо, когда огонь гаснет, яйцо оказывается внутри бутылки)
Верта: Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.
Нолик: А теперь мне нужны самые осторожные помощники, мы будем с вами надувать воздушный шарик необычными способами.( Вам понадобится: бутылка; стакан уксуса; 4 чайных ложки соды; воздушный шарик, Нолик наливает стакан уксуса в бутылку; дети засыпают соду в шарик; надевают шарик на горлышко бутылки; медленно ставят шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом; наблюдаем за тем, как надувается шарик)
Симка: Молодец Нолик. Вы с ребятами все верно сделали. А знаете, почему шарик надулся? Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.
Шпуля: ну что ребята, предлагаем вам всем поучаствовать в следующем конкурсе и всем вместе сделать лизуна.
(На столах у детей клеенка, перчатки, клей ПВА; крахмал; три стаканчика; емкость для смешивания; пищевой краситель нужного цвета. Дети внимательно следят за действиями Шпули и повторяют за ней, в это время, учитель, Симка, Нолик, Верта проходит по рядам и помогает ребятам, если есть необходимость.)
Для начала давайте наденем перчатки. Сейчас мы с вами берем первый стаканчик с подписью крахмал и добавляем немного воды из 2 стаканчика, размешиваем палочками. Затем выливаем получившееся вещество в миску и добавляем ПВА, тщательно перемешиваем. Теперь понемногу добавляем в смесь краситель, после каждой порции тщательно перемешиваем. И так до тех пор, пока не подберете нужный цвет. Можно даже смешивать несколько красителей, чтобы получить интересные оттенки.
Нолик: Ура ребята! Симка! Мы все задания выполнили!!! Спасибо вам за помощь!!!
Верта: Вот и закончился ребята наш день нанотехнологий. Надеюсь, мы все получили за сегодняшние уроки хорошие оценки?
Дедус: Конечно, дорогие мои. У вас всех сегодня «отлично» и все благодаря ребятам. Будем рады встретиться с вами ребята на наших следующих уроках. Мы дарим вам книжечки с описанием опытов и научных законов, чтобы вы дома с родителями могли их повторить.
Звучит музыка из мультфильма о фиксиках. В завершении мероприятия все делают фото на память с фиксками.
ВНИМАНИЕ!!!
Все опыты провозятся в перчатках, предварительно отрепетировав под руководством учителя.