Проектно-исследовательская работа «Применение шрифтов для создания презентаций»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Северодвинск, Архангельской области
ПРОЕКТ
Применение шрифтов для создания презентаций
Работу выполнила:
ученица 8 «а» класса
Минина Алина
Руководитель:
Беласик Л.Н.,
учитель высшей
категории
ВВЕДЕНИЕ
Появление цифровых технологий – одно из характерных явлений конца XX - начала XXI вв. По этой причине люди разных профессий имеют дело с компьютером и, в частности, набором текста (графический дизайн и полиграфия, электронная переписка и т.д.). Таким образом, необходимость передачи текстовой информации и интерес к шрифтовой культуре растет.
Способы передачи информации совершенствуются, создание, и активное применение мультимедийных технологий ставит перед человеком задачу максимально четкого и грамотного распоряжения своими знаниями об особенностях восприятия различных видов шрифтов, что составляет актуальность нашего научного исследования.
Одним из примеров применения мультимедийных технологий в деятельности (в том числе на уроках) является презентация. С помощью нее можно легко и наглядно донести информацию до слушателя. Но если составлять презентацию, не соблюдая определенных правил, то возможен обратный эффект. Подходя к качественной подготовке презентации, необходимо учитывать количество слайдов и время показа, фон, звуковое и видеоизображение. Мы рассмотрим вопрос правильного применения компьютерных шрифтов для создания презентации.
Объект исследования - компьютерные шрифты.
Предмет исследования - применение компьютерных шрифтов для создания презентации.
В научной работе используются следующие методы: классификация, сравнение, анализ, обобщение и моделирование.
Цель данного исследования: изучить особенности использования компьютерных шрифтов для создания презентации.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Ознакомиться с историей компьютерных шрифтов.
2. Изучить классификацию видов компьютерных шрифтов.
3. Исследовать особенности восприятия различных видов компьютерных шрифтов человеком.
4. Выделить и рассмотреть подробно критерии выбора шрифтов для презентации.
5. Составить презентацию, максимально соответствующую результатам исследовательской деятельности.
Раздел 1. Шрифты и их роль
1.1. Из истории компьютерных шрифтов
Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
История письменности насчитывает несколько тысячелетий. Вначале были рисунки, пиктограммы, и только потом появились буквы в современном понимании этого слова - возникло фонетическое письмо, в котором каждому звуку речи соответствует отдельный знак.
Современный алфавит представляет собой результат длительного развития письменности, постепенного перехода от сложных начертаний к более простым. Уже в VII - VI веках до н. э. сформировался греческий капитальный шрифт. На основе греческого письма был выработан латинский алфавит и создан римский капитальный шрифт.
С XV века ведет свое начало современное книгопечатание - впрочем, на Востоке, в Китае наборные литеры были известны еще в XI веке. Буквы вырезались из дерева, из них собирались слова, строки и целые страницы. Далее на страницу наносилась краска, и текст переводился на бумагу. После печати страница разбиралась на отдельные литеры, из которых можно было набрать новый текст. Эта технология продержалась до наших дней, только вместо деревянных литер стали использоваться металлические.
В XV - XVI веках многие художники занимались разработкой шрифтов. Уже в то время шрифты приобрели вполне законченный современный вид. Некоторые шрифты того времени применяются до сих пор. Примером может служить шрифт Клода Гарамона.
В последнее время для изготовления шрифтов и печати стали использоваться компьютеры, и это оказало большое влияние на развитие шрифтового искусства.
Первые компьютеры были далеки от проблем полиграфии. Они предназначались в основном для вычислений, и печать результатов была второстепенным делом. Для печати использовались устройства типа телетайпа (практически это электрическая пишущая машинка, управляемая компьютером) или широко распространенные в 60 - 80 годы аппараты под названием АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство). К сожалению, качество печати на АЦПУ было невысоким. Молоточки ударяли по бумаге неровно и с разной силой; лента, использовавшаяся для печати, быстро стиралась, была неравномерно окрашена.
Первыми по-настоящему компьютерными шрифтами можно считать векторные и матричные шрифты. Векторные шрифты имеют ограниченный круг применения, матричные (или растровые) шрифты предназначены для вывода на струйные и лазерные принтеры, фотонаборные аппараты, т.е. большинство устройств, используемых в настоящее время.
В настоящее время наиболее популярны контурные шрифты, основанные на описании контура символов. Обычно контур представляется в виде набора отрезков и гладких кривых, имеющих точное математическое описание. У контура гораздо больше возможностей для трансформаций, он легко масштабируется.
В 80-х годах, с приходом в нашу страну персональных компьютеров, возникло множество самодельных непрофессиональных шрифтов. Русский язык на компьютере был нужен всем, и многие программисты создавали собственные шрифты, встраивали их в свои программы, раздавали коллегам. Шрифты эти были в основном растровые - более простые в изготовлении. Качество таких шрифтов, как правило, было невысоким, но они делали свое дело - давали русскоязычному пользователю возможность видеть на экране и печатать русские тексты.
В дальнейшем проблемой русификации персональных компьютеров занялись целые коллективы, включающие профессиональных дизайнеров-шрифтовиков, а старые самодельные шрифты практически исчезли.
Современный компьютерный шрифт - это не просто рисунок или контур символов, это еще и огромное число инструкций, определяющих вид символов различного размера, сочетаний символов и многое другое. Создание компьютерного шрифта невозможно без использования специальных программ - шрифтовых редакторов.
Широкое внедрение лазерных принтеров в корне изменило положение вещей. Теперь любой обладатель персонального компьютера и лазерного принтера может создавать документы, сравнимые по качеству с типографскими. Казалось бы, чего еще желать. Однако человеческая мысль не стоит на месте. Художники-дизайнеры стали создавать и использовать специально "испорченные" шрифты. Появились, например, шрифты, моделирующие старую разболтанную пишущую машинку. Или шрифты с неровными "рваными" краями, имитирующие дефекты печати. Примером может служить шрифт Trixie, разработанный немецкой фирмой FontShop.
В основном эти шрифты используются как декоративные при печати заголовков или рекламных сообщений, для привлечения внимания читателей. Они доступны также пользователям персональных компьютеров.
Еще одна разновидность "возврата к прошлому" - имитация рукописных шрифтов. Это довольно старая тенденция. Еще первые типографы старались делать свои книги похожими на рукописные, которые стоили гораздо дороже печатных. Сейчас смысл применения рукописных шрифтов (т. е. компьютерных шрифтов, имеющих вид рукописных) немного изменился. Они в основном используются для декоративных целей.
Таким образом, шрифтовая культура развивалась на протяжении длительного времени, с появлением персональных компьютеров увеличилось количество разновидностей шрифта, поэтому при подготовке работ неизменно встает вопрос, какими шрифтами целесообразнее пользоваться.
1.2. Обзор видов компьютерных шрифтов
Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Ю. Ярмола в книге о компьютерных шрифтах приводит следующую их классификацию, принятую в системе Microsoft Windows:
Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);
Swiss - группа рубленных шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);
Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);
Script - группа рукописных шрифтов;
Decorative - группа декоративных шрифтов;
Don't Know - шрифты, о которых нет информации.
В ходе исследования мы обращались ко всем группам шрифтов на предмет наилучшей передачи информации в презентации.
1.3. Особенности психологии восприятия различных видов
компьютерных шрифтов
Безусловно, у человека, набирающего текст (пишущего), возникает вопрос: кто это будет читать? Выбор шрифта тесно связан с психологией мышления и восприятия, эстетическими аспектами шрифта.
Сама графика компьютерного шрифта может отобразить внутренний мир личности пишущего и, безусловно, повлиять на восприятие читающего. Как основное изобразительное средство типографики, шрифт выполняет коммуникативную и эстетическую функции. Культура применения, предпочтение какого-либо шрифта может рассказать о многих вещах, поскольку текст несет в себе интонацию и настроение.
Шрифт состоит из определенного числа графических знаков или символов. По этой причине шрифты являются носителями знаково-символических средств мышления (знак воплощает собой значение, а символ - частично изображает определенное содержание, или выражает эмоциональное отношение к какому-либо содержанию). Благодаря знаково-символическим средствам мышления осуществляется информационная связь (информационный обмен) между людьми.
Есть не только осознанное восприятие текста, но и подсознательные процессы восприятия шрифта.
Рассмотрим основные ситуации (контексты) практического применению определенных шрифтовых гарнитур (семейств шрифта).
В первую очередь играет роль размер шрифта в восприятии читающего и позиционирует автора. Об этом писал и А.Сигман: "...относительно мелкий шрифт (например, 11p) создает ощущение большей доверительности и важности информации...".
Существуют мужские и женские версии шрифтов (к примеру, использующиеся в визитках). По статистике строгие прямолинейные шрифты, выглядящие как "машинные", "технические", привлекательнее для мужчин, а у женщин популярными являются более декоративные, пластичные, округлые шрифты, с ярко выраженными выносными элементами.
Есть шрифты, которые зарекомендовали себя как универсальные, поскольку практика показывает их многофункциональность. Например, к такому типу шрифтов можно отнести гарнитуры: Officina (которая много лет широко используется графическими дизайнерами), Meta, FreeSet.
Модные (стильные) шрифты целесообразно применять только в исключительных случаях, конструктивистские или угловатые шрифты, если не соответствуют контексту информационного сообщения, воспринимаются неоднозначно и могут ассоциироваться с непреклонностью, жесткостью, механистичностью, а иногда с безликостью.
Моноширинные шрифты (с одинаковой толщиной штрихов). К примеру Courier, ассоциируются со временем пишущих машинок, копирки, старыми машинописными письмами, вызывая ностальгию.
Антиквенные (классические) шрифты – Times, Times New Roman, Garamond и др. Многие из них были созданы 200 - 400 и более лет назад, однако не теряют актуальности и в наше время (набор книг, журналов и т.д.). Шрифты четкие и достаточно простые с хорошо выраженной формой. Они вызывают чувство доверия, намекают на стабильность, традицию и преемственность. По данным, часто используются адвокатами и бизнесменами.
Гротески (шрифты без засечек) - Arial и др. эмоционально нейтральны (при условии, если выбрано нормальное или легкое, но не жирное начертание). По словам Сигмана, подобные шрифты "...ассоциируются с практичностью и здравомыслием...", а гарнитура Arial часто используется в электронной переписке.
Рукописные шрифты оцифрованы под какой-либо почерк. С точки зрения психологии восприятия – это попытка передать расположение и близкие отношения. Но нужно заметить, что большинство таких шрифтов вызывают дискомфорт при длительном чтении.
Деловая переписка. Для нее используется большинство шрифтов, и они должны соответствовать контексту делового мира. Поэтому такой задаче соответствуют гарнитура Times New Roman.
Выбор шрифта в автобиографии или заявлении о приеме на работу зависит от характера профессии, а неуместно подобранный шрифт может вызвать недоверие. Основные критерии: простота восприятия и читабельность. Антиквы (Times, Times New Roman) подойдут для претендентов на более консервативные или традиционные должности, a гротески (Verdana, Arial) – когда автору желательно создать ощущение современности при обращении в молодые фирмы.
Письма с негативными или положительными эмоциями. Например, в письме о прекращение взаимоотношений уместен шрифт Times, выражающий однозначность намерения. Для "визуального усиления" отрицательных эмоций можно выбрать более жирное, тяжелое начертание. Положительные эмоции, соответственно, передаются светлыми начертаниями.
Вопрос о выборе шрифта становится все более актуальным, т. к. уже не типограф, а обычный человек может использовать в своем обиходе одну или несколько шрифтовых гарнитур. Выбор шрифтовой гарнитуры осуществляется с учетом ассоциативных критериев, где печатный текст и само содержание (сообщение) дополняют друг друга. Учитывая поставленные задачи в передаче сообщений, пишущему необходимо искать баланс между практическим и эстетическим, психологическим.
Раздел 2. Применение шрифтов для создания презентации
Во время лекции, доклада или на иных выступлениях, как правило, используют средства наглядной демонстрации: плакаты, пособия, лабораторные опыты. Для этой же цели применяют диапроекторы, кодоскопы, демонстрирующие слайды графических рисунков на экран. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию.
Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации аудиторией.
Презентация или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.
Для того, чтобы презентация выполняла свою функцию – донесение в удобной форме информации до слушателя – необходимо обдумать несколько моментов при ее подготовке, в том числе и выбор компьютерных шрифтов.
По словам Е.А.Томиловой, шрифт – это общий термин, которым называют набор печатаемых или отображаемых текстовых символов определенного стиля (например, жирный или курсив) и определенного размера (например, 10 пунктов), имеющих конкретное начертание (например, Times New Roman).
Таким образом, опираясь на это определение и на собственные наблюдения, мы можем выделить основные характеристики шрифта, которые и будут являться критериями выбора шрифтов для презентации: вид, размер, начертание, цвет и целевая аудитория, для которой предназначена презентация.
Рассмотрим эти критерии подробнее.
2.1. Целевая аудитория
Выбор шрифта в зависимости от аудитории, для которой готовится презентация напрямую связан с особенностями психологии восприятия различных видов компьютерных шрифтов человеком, которые мы рассмотрели в подразделе 1.3 раздела 1.
Например, если презентация будет заявлена в рамках конференции на темы математического, технического характера, то разумнее будет использовать «серьезные шрифты». Если затрагиваться будут творческие аспекты, то возможно применение декоративных шрифтов, однако в очень умеренном количестве и если он хорошо читаем.
2.2. Вид шрифта
Главное правило при выборе начертания шрифтов - в презентации следует использовать не более двух-трех видов шрифтов. Сочетание нескольких шрифтов (особенно на одном слайде) производит неприятное впечатление и отвлекает от содержания).
В любом случае, важно соблюдать меру. Даже если на вашем ПК есть только шрифт Arial, то хорошо продуманная игра размером символов, начертанием и размещением блоков текста приведет к хорошим результатам.
Опираясь на классификацию шрифтов Microsoft Windows, рассмотрим достоинства и недестатки шрифтов с засечками и без них.
По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что "зацепиться" при чтении текста – засечки служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он меньше устает. Также шрифт с засечками выводит строчку, особенно это заметно при чтении учебников.
Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении, но в результате прочитанное лучше запоминается.
Таким образом, тип шрифта с засечками подойдет в нашем случае для презентаций, которые предназначены для просмотра только на компьютере. Если же просмотр будет осуществляться с помощью мультимедийного проектора, то от шрифта с засечками стоит отказаться в пользу Arial, Tahoma, Verdana.
Не рекомендуется использовать декоративные шрифты (такие как Monotype Corsiva и др.), а также специальные эффекты для шрифтов, т.к. это затрудняет восприятие и отвлекает внимание от содержания.
2.3. Размер шрифта
Размер шрифта, или кегль, измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Если в заголовке слайда не более трех-четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов. В поле основного текста слайда желательно использовать шрифт не менее 26-28 пунктов.
Старайтесь не перенасыщать слайд текстом. Если это возможно, распределяйте информацию по двум или трем слайдам. Наверняка вы не раз видели презентации, в которых ничего нельзя было разобрать, так как их авторы пытались на каждом слайде поместить огромный объем информации: более десяти предложений или многострочные таблицы. Подобные материалы только разочаровывают зрителей, безуспешно пытающихся вникнуть в их содержание.
Не стоит набирать текст мелким шрифтом, так как его трудно текст, напрягая глаза и постоянно щурясь. Вы можете сделать шрифт немного меньше (примерно на 2-4 пункта), если показ слайдов проходит на компьютере со стандартной ширины монитором.
2.4. Цвет шрифта
Цвет шрифта в презентации напрямую зависит от фона и наоборот.
Чем контрастнее цвет шрифта и фон, тем проще читать текст. Наиболее привычный для нас цвет шрифта - черный. При использовании темного шрифта фон обязательно должен быть светлым.
А вот обратное сочетание (темный фон и светлый шрифт), хоть и достаточно контрастно, но утомительно для глаз.
Если в тексте есть важные ключевые слова, выделяйте их другим цветом (желательно все в едином стиле).
2.5. Начертание
Большинство шрифтов представлены следующими начертаниями:
1) прямое;
2) курсивное;
3) полужирное;
Принято использовать курсив для выделения примеров: фрагментов текста, предложений и т.д. Полужирные курсивные написания позволяют обозначить в примере конкретную анализируемую единицу.
В то же время следует помнить, что курсивное начертание воспринимается хуже прямого, поэтому, если весь основной текст слайда представляет собой предложение или текст, лучше использовать прямое начертание в сочетании с полужирным или цветным выделением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы ознакомились с историей компьютерных шрифтов, изучили классификацию видов компьютерных шрифтов, исследовали особенности восприятия различных видов компьютерных шрифтов человеком, выделили и рассмотрели подробно критерии выбора шрифтов для презентации, составили презентацию, максимально соответствующую результатам исследовательской деятельности.
Компьютерные шрифты играют большую роль в современной учебной деятельности. От их грамотного выбора зависит не только смысл передаваемого, но и качество усвоенной информации. Поэтому очень важно правильно подобрать шрифт.
Данная работа может быть использована учителями и учениками для подготовки презентаций в научной и учебной деятельности. Она поможет созданию более успешных, грамотных версий презентаций для хорошего восприятия и усвоения учебного материала.
В будущем мы бы хотели рассмотреть выбор компьютерных шрифтов для текстовых документов.
ЛИТЕРАТУРА
Стандарты ВГУЭС. СТП 1.004-2003. Система вузовской учебной документации. Общие требования к представлению содержания, оформлению и порядку подготовки вузовских учебных изданий.
2. Криштопайтис В.В. Вестник «Шрифт как визуальное средство коммуникации», Харьковская государственная академия дизайна и искусств.
3. Курс Microsoft Powerpoint 2010.
4. Сделай сам себе шрифт... или новые тенденции шрифтового дизайна Валентин Пономарев (http://www.osp.ru/pcworld/1996/09/156497/)
5. Томилова Е.А Мастер-класс «Шрифты», г. Кисловодск