Проектно-исследовательская работа «ИКТ в логопедической работе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Шанс»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
«Использование информационно - коммуникационных
технологий в логопедической работе»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории:
Хорошавцева
Ольга Валерьевна
г. Волгодонск
Я представляю вашему вниманию опыт работы на тему:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе».
В настоящее время цель политики модернизации российского образования состоит в обеспечении конкурентноспособности национальных систем образования.
Для этого необходимо постоянно обновлять образовательные, коррекционные технологии и принципы организации педагогического процесса с использованием современных инновационных и коммуникационных технологий.
Это, в свою очередь, требует от педагогов ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам динамично меняющегося социума, потребностям родителей в особых образовательных, коррекционно-развивающих услугах, что способствует как повышению собственной профессиональной компетентности педагога, так и повышению качества образования в целом.
В связи с этим, коллектив нашего учреждения выходит на новый уровень организации педагогической деятельности.
Я обозначила тему методической работы как: «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе».
Целью моей методической работы явилась организация эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ.
Для реализации поставленной цели определены направления и задачи работы.
Задачи:
создать корневые разделы автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя – логопеда;
разработать электронные диагностические учебно-методические пособия;
разработать электронный вариант перспективного планирования;
разработать электронные учебно-методические пособия; использовать в коррекционно-развивающей деятельности разработки коллег;
осуществлять проектную деятельность с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов;
осуществлять консультационную поддержку родителей (размещение информации на стенде «Уголок логопеда»; индивидуальное и групповое консультирование; организация дистанционной поддержки родителей (веб-сайт));
осуществлять взаимодействие со специалистами учреждения.
Направления деятельности учителя-логопеда с использованием ИКТ:
диагностика речи старших дошкольников;
использование ИКТ на логопедических занятиях;
проектная деятельность;
консультационная и просветительская поддержка родителей;
осуществление взаимодействия со специалистами учреждения;
создание АРМ учителя–логопеда;
распространение опыта работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе».
Организация мониторинга речевого развития дошкольников средствами ИКТ.
Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической). Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы и приемы диагностики, которые бы при минимальных затратах времени позволили бы получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон развития воспитанников и устанавливать степень их соответствия или несоответствия тем или иным показателям.
На основе картинного материала О.Б. Иншаковой Альбом для логопеда. Москва «Владос», 2003г. мною создается каталог тематических презентаций для обследования речи дошкольников. Это значительно экономит время для проведения обследования речи детей. В ходе поисковой деятельности ребенка при выполнении электронных заданий учителю-логопеду представляется возможность расширить границы диагностируемых процессов, выявить и определить направления коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-развивающая деятельность с использованием ИКТ.
С 2008 года на логопедических занятиях в нашем учреждении мною успешно реализуются следующие программы:
Логопедическая программа «Игры для Тигры» Л.Р. Лизуновой
Данная технология разработана на основе методик обучения детей с особенностями развития Л.Н. Ефименковой, 1987; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, 1990; Г.А. Каше, 1971; Р.И. Лалаевой, 1999; Н.В. Серебряковой, 2001; Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, 1968; Л.В. Лопатиной; Г.В. Чиркиной, 1969, 2002, а также типовой программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой (1985).
Адресована данная программа учителям-логопедам всех типов и видов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения; предназначена для работы с детьми с дизартрией, общим недоразвитием речи, может быть использована в процессе логопедического воздействия на ребенка с любым другим речевым нарушением, а так же как комплексная система работы по совершенствованию речи у детей с нормальным речевым развитием.
Исходя из этого и собственной практики, делаю вывод о том, что данная компьютерная технология является универсальной для образовательных учреждений, реализующих различные коррекционно-развивающие программы.
Серии упражнений программы представлены 4-мя блокам: Просодика, Звукопроизношение, Фонематика, Лексика. Упражнения программы позволяют работать над:
- звукопроизношением;
- просодическими компонентами речи;
- фонематическим восприятием;
- лексико-грамматическим строем речи.
Развивающую программу А.Ю. Коркиной «Домашний логопед. Практический курс» использую в работе по развитию слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).
Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой программе выделяю для работы раздел «Развитие связной речи».
Однако,компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи. Также использую компьютерные игры:
Компьютерная игра «Баба-Яга учится читать» (Разработчик: Com.Media Издатель: МедиаХауз Год выхода: 2003 Язык интерфейса: русский Возраст: Для детей 5-7 лет)
Программа поделена на три ступени:
1. Букварик
Изучение букв алфавита в веселых стишках, которые читает Баба-Яга.
2. Слогарик
Звуко-слоговой анализ - мудрый Ворон просит собрать слог из букв, которые лежат на полке. Хватаем буквы и тащим их на доску. В случае правильного ответа из сундучка раздается веселый звук.
3. И самая сложная - Карта с заданиями (мини-играми).
Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов - предложение.
Тим и Том.
Гарфилд первоклассникам (Лексика и орфография).
Волшебный букварь.
Уроки Кирилла и Мифодия. Начальная школа. Русский язык 2-3 класс.
Использование электронных учебно-методических пособий и материалов в коррекционно-речевом процессе.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности использую как собственные электронные учебно-методические пособия и материалы, так и разработанные другими авторами в соответствие с тематическим планированием.
Данные пособия применяются для:
развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;
развития связной речи и познавательных способностей;
для проведения в игровой форме обобщающих заданий, тестов.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. Их использование предусматривает первостепенную роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.
Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения.
Так, был проведен опрос детей, посещающих логопедические занятия по двум направлениям: отношение ребенка к занятиям с учителем-логопедом и отношение ребенка к логопедическим занятиям, на которых используются возможности персонального компьютера. Цель: определить отношение ребенка к традиционным логопедическим занятиям и занятиям с использованием ИКТ. Первое условие: предлагалось нарисовать «солнышко», если ребенок идет на занятия с желанием и «тучку», если идет без желания. Второе условие: предлагалось нарисовать «сердечко», если ребенку нравятся занятия с применением компьютерных технологий и «тучку» если не нравятся.
Результаты показали, что все дети с удовольствием посещают занятия и положительно относятся к занятиям с применением ИКТ.
Работа с родителями.
Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логопункта, предполагает активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс и закрепление в домашних условиях полученных речевых умений и навыков. Как сделать так, чтобы родители стали главными союзниками с учителем-логопедом?
Наряду с традиционными формами работы (выступления на родительских собраниях, размещение информации на стенде «Уголок логопеда», открытые занятия и др.) внедряю компьютерные технологии в логопедическую практику, что позволяет сделать просветительскую работу более продуктивной и эффективной. Связь с родителями осуществляю при помощи Интернета посредством электронной почты, разрабатываю собственный веб-сайт.
Электронная почта позволяет обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей. Кроме обычного текста, передаю звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл. При помощи электронной почты без визуального контакта консультирую родителей, отвечаю на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, даю рекомендации, рассылаю приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролирую своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков). Кроме того, отправляю воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать учреждение. Через электронную почту происходит обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между учителем-логопедом и семьей, так и между родителями.
Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей использую различные медиапособия и электронные книги логопедической направленности.
Кроме того, рекомендую и помогаю освоить родителям логопедические обучающие программы и игры для занятий в домашних условиях. Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений планирую самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам и демонстрировать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.
Организация проектной деятельности с использованием ИКТ.
Проектная деятельность сегодня является одной из инновационных технологий, используемой в обучение дошкольников. В ходе проекта у дошкольников происходит: формирование проектно-исследовательских умений и навыков; осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели; умение работать в команде. Проект позволяет погрузиться ребенку в речевую тематическую среду.
Так в 2013-2014 учебном году был разработан и реализуется проект взаимодействия с родителями детей-логопатов «Рука об руку».
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Задачи проекта:
Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;
Разработать систему мероприятий, направленных на повышение грамотности родителей в области речевой работы с детьми;
Реализовать комплекс мероприятий, проанализировать результаты;
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, в процессе коррекционно-развивающей работы.
Организация АРМ учителя–логопеда.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой комплект технических средств обучения (компьютер с выходом в Интернет, микрофоном и колонками, принтер) и комплекс электронных учебно-методических материалов:
нормативно – правовых,
учебных логопедических программ и компьютерных игр;
учебно-методических пособий и материалов.
Организация АРМ способствует оптимизации деятельности учителя-логопеда и процесса коррекции речевого развития ребенка.
Остановимся на возможных корневых разделах АРМ учителя-логопеда:
1. нормативно-правовые документы;
2. организационные документы учителя-логопеда;
3. диагностический материал;
4. электронные учебно-методические пособия и материалы
5. тематическое планирование;
6. конспекты подгрупповых занятий;
7. конспекты индивидуальных занятий;
8. материалы для взаимодействия со специалистам учреждения;
9. работа с родителями;
10. материалы для консультаций;
11. проектная деятельность;
12. электронное портфолио.
Каждый корневой раздел АРМ имеет перечень ссылок Интернет-ресурсов, что помогает учителю-логопеду быстро найти нужное электронное учебно-методическое пособие для занятия или документы для организации работы.
Таким образом, опыт работы над проблемой применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе позволил мне сделать выводы о том, что использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию, речевую и познавательную активность, самооценку ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями); способствует достижению желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки, индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребенка, а также зоне его ближайшего развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература:
Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.
Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов на Дону.
Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.,2007.
Кукушкина О.И. Текстовый редактор MS Word и развитие письменной речи детей. М., 2004.
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
Логопед (журнал), № 5/2008.
А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он же. Основы педагогического дизайна.
Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов на Дону, «Феникс», 2009 г.
Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. М., «Сфера», 2009 г.
Шпаргалки для учителя-логопеда ДОУ. Справочное пособие для учителя-логопеда. Санкт-Петербург, «Каро», 2007 г.
Интернет источники:
ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
Педагогический дизайн мультимедийного урока. http://vio.uchim.info/Vio_45/cd_site/articles/art_1_2.htm
Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». www.microsoft.com/enable/education