12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Анисимова62
Россия, Казань
4

Статья «Применение современных образовательных технологий и ИКТ на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИТК НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Анисимова Е.П.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №40»

г. Казани, Татарстан

 

Информационно-коммуникативная компетентность -эта один из основных приоритетов в целях общего образования. Системное, эффективное воспитание информационно - коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только в среде ИКТ. Информационные технологии раскрывают много инновационных ситуаций, которые можно ввести в современный урок. Использование информационных технологий в преподавании позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень, повысить интерес учащихся к учебе. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Я работаю по следующим направлениям:

-использование готовых программных продуктов, -работа с программами MSOffice (Word, PowerPoint, Microsoft Publisher) -работа с ресурсами Интернет.

1.В своей работе я использую готовые программные продукты, Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала и т.д. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; -увеличивает объем использования наглядности на уроке; -экономит время учителя при подготовке к уроку.

2. Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

-обогащает урок эмоциональной окрашенностью; -расширяет общий кругозор учащихся; -повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока. Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

-критическое осмысление информации, -выделение главного в информационном сообщении, -систематизирование и обобщение материала, -грамотное представление имеющейся информации.

Для учителя, что немаловажно, очень важно идти в ногу со временем. Только таким образом можно найти контакт с современными детьми и, что очень важно, с современными родителями. Сейчас, что такое интерактивная доска знает каждый уважающий себя учитель. Этим сегодня никого не удивишь. Но почти нигде не говорят о системе практического внедрения ИКТ в повседневную работу учителя!

Можно сделать следующую классификацию ИКТ:

1.Для учителя.

2.Для учащихся.

3.Для родителей.

Первое направление УЧИТЕЛЬ

Первому направлению стоит уделить большое внимание, т.к. всякая деятельность учителя должна «иметь рациональное зерно» для самого учителя. Иначе она останется очередным ненужным «плюсиком», о котором (в лучшем случае) вспомнят при подведении итогов. Создание наглядных пособий, презентаций и тематических тестов, создание личной инфотеки, создание интерактивного материала для дистанционного обучения, быть активным участником дистанционных тренингов и мастер-классов, хорошо бы завести электронный сайт для родителей и знакомить их с новинками в системе образования.

Второе направление УЧЕНИКИ.

При выступлениях использовать средства интерактивной доски, создавать проекты, такие как виртуальные экскурсии по достопримечательностям не только родного края, но и в целом - своей страны, участвовать в онлайн тестировании, на уроках пользоваться удалённой библиотекой (работа на компьютерах – создание мини презентаций 1-2 слайда, затем его защита – в 3 классе, проектная деятельность по теме «Фольклор» - жанры фольклора в форме игры «Что? Где? Когда?», подбор дополнительного познавательного материала по определённым темам. Можно использовать не только на уроках. Но и внеурочной деятельности – так учитель больше узнаёт о кругозоре своих учеников, большинство ребят раскрывают свой внутренний потенциал, отвечая на вопросы не только учителя, но и сверстников, что немаловажно.

Рекомендации к оформлению презентаций:

1)Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2)На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3)Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28.

4) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле.

 

Третье направление РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ - самое сложное 1. Мониторинг успеваемости – посещение страниц электронных дневников, контроль со стороны родителей прохождения учащимися тестирований. 2. Посещение сайта учителя – получение информации, посещение образовательных порталов, рекомендуемых учителем.

Новые современные информационные технологии открывают широкий спектр возможностей для учителей и учащихся, уравнивают возможности получения образования для школьников из различных регионов страны. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что применение ИКТ позволяет делать обучение интересным и разнообразным по форме, акцентировать внимание на важных моментах, пользоваться справочными материалами, заниматься исследовательской работой, обеспечить объективную оперативную обратную связь, индивидуализировать процесс обучения. Применение учителем ИКТ позволяет направить потенциал родителей в нужное русло, поддерживая здоровый интерес родителей к процессу образования, обеспечивая их своевременную информированность об успеваемости детей. Но прежде, всего, следует помнить, что ИКТ - всего лишь инструмент в умелых руках учителя. Остановится ли педагог на достигнутом или будет двигаться дальше к постижению вершин информационных технологий? Будет ли следовать системе практического внедрения ИКТ или его деятельность будет хаотичной? Всё это зависит только от личностных качеств учителя, от его жизненной позиции, от силы его мотивации, от его целеустремлённости, от осознания его особой роли в формировании у детей тех умений, которыми они будут пользоваться потом всю свою жизнь. Использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизирует и делает творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.

Применение ИКТ на уроках литературного чтения приводит к целому ряду положительных результатов:

- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей; -увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК; - доходчиво объяснять материал, делать его интересным.


 

Литература:

1.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008. – с. 34-40.

2.Марковская А. И., Мылова И. Б. Методика использования электронных образовательных ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками. – 2011г. – с.11-17

3. Сухаревская Е.Ю. «Проблемы и перспективы использования ИКТ» 2016г.- с.99

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.