12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спиридонова Елена Владимировна38
Учитель математики
Россия, Красноярский край, Красноярск
9

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ



Елена Владимировна Спиридонова

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя школа-интернат №1»

учитель математики


Сегодня, в быстро меняющемся мире, на первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию.

Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Поэтому основной целью школы является воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать жизненные задачи отвечать за результат своих действий.

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.

В современной школе широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя - системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Системно-деятельностный подход-это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения, а также развивать у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать жизненные задачи отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели учителя должны понимать, что педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью педагога и ребенка. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Чтобы идти в ногу со временем, я хочу сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным, мне постоянно приходится искать новые формы проведения урока. И я заинтересовалась технологией смешанного обучения. Это одна из форм интерактивного обучения, которая нацелена на подготовку не на “Выпускника знающего”, а “Выпускника умеющего, творческого” в соответствии с запросом общества и Государства. И каждый думающий учитель, в том числе и я, задает себе вопрос: Как организовать усвоение учащимися необходимых предметных знаний и умений и одновременно стимулировать формирование и развитие самостоятельности?

Поэтому я поставила перед собой цель: создание условий для развития функциональной грамотности, повышения познавательного интереса у обучающихся к математике через технологию «Смешанного обучения» модель «Ротация станций».

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

Изучить теорию о смешанном обучении.

Разработать уроки для модели «Ротация станций».

Апробировать модель «Ротация станций» на уроках математики в 8б классе.

Провести серию открытых уроков для апробации модели смешанного обучения.

Смешанное обучение - это технология, которая позволяет сочетать традиционные формы аудиторной работы с современным онлайн-технологиями, когда учитель должен организовать учебный процесс на основе понимания новых целей образования и на основе образовательных запросов своих учащихся и их индивидуальных возможностей. Школьник получает знания самостоятельно, онлайн и очно с преподавателем. Такая модель обучения дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала.

Требования федерального государственного образовательного стандарта определяют высокую значимость организации работы каждого ученика в классе, поэтому считаю, что для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения будет актуальным применение смешанного обучения.

Учителя нашей школы, во главе с куратором данного проекта Корноуховой Л.М., посетили курсы в ИПК по технологии «Смешанного обучения» и охотно поделились опытом применения данной технологии. Меня заинтересовала модель «Ротация станций», поскольку она наиболее соответствует поставленной мною цели.

Учащиеся делятся на несколько групп по видам учебной деятельности и в течение урока ребята по сигналу перемещаются от одной станции к другой: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Модель «Ротация станций»:

В учебном кабинете следует расставить столы так, чтобы получить три рабочие зоны(станции) в разных частях класса: станция онлайн работы, станция групповой работы и станция работы с учителем.

Каждой группе обучающихся за урок надо пройти все три станции выполнить три задания по инструкции.

На выполнение заданий в каждой рабочей зоне отведено примерно по 10 минут.

Переход с одной рабочей зоны к другой сопровождается сигналом, что позволяет учащимся регулировать, активизировать познавательную деятельность и перестраиваться с одного вида учебной деятельности на другой. А это очень важно при организации урока такого типа. Учащиеся быстро мобилизуются для выполнения другого задания, переключая внимание, самоорганизовывая себя на работу в определенное время.

Что же нужно учителю при подготовке к уроку:

План урока.

Маршрутный лист для каждого учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Инструкция, в которой указаны действия и задания для каждой станции.

Мини-опрос, тест на проверку знаний по домашнему заданию или список членов групп, для того чтобы поделить учащихся на группы.

Лист рефлексии, который ученики обязательно заполняют по окончанию урока: какие станции вызвали затруднения, какую роль он проявил (пассивную или активную). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Цифровые ресурсы.

Тьютор

Главным отличием смешанного обучение от использования ЦОР, состоит в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение его части работы электронным ресурсом. Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует ЦОР вместо учебника или показывает на уроке видео на экране, этого недостаточно. Смешанное обучение — это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий. При таком подходе ребенок

На станции онлайн-обучение я использую образовательные платформы «Якласс», «Российская электронная школа», а так же применяю программы, которые написал наш программист Латковский А.В. по моему заказу. Очень удобно тем, что могу посмотреть аналитику по всем заданиям, рейтинг детей, для того чтобы внести корректировки в обучение.

Для регистрации успехов учащихся при смешанном обучении необходимо применять критериальное оценивание, когда работы учащегося оцениваются по системе заранее предъявленных критериев. При данной форме оценивания знаний и умений происходит сравнение полученных образовательных результатов с планируемыми.

Критериальное оценивание может быть диагностическим, промежуточным и итоговым.

Результаты оценивания использую для дальнейшего планирования своей педагогической деятельности, опираясь как на положительные, так и на отрицательные результаты.

Трудности, которые возникли при организации урока в рамках модели «Ротация станций»:

Большой объем подготовительных работ к уроку (разработка маршрутных листов, раздаточного материала);

Форс-мажор (отключение света) – необходимо иметь запасной вариант для продолжения урока с сохранением модели «Ротация станций» или с переходом на классический урок.

шумное общение ребят в группах;

соблюдение временного режима;

медленная работа отдельных учащихся, которые могут не успевать выполнить весь объем работы.

Плюсы применения данной модели:

Возможность реализации дифференциации обучения;

Использование интерактивных форм;

Такая форма дает возможность увидеть движение каждого ребенка;

Новая форма проведения урока ведет к повышению мотивации;

Формируется умение работы в группах и работы с проектом;

Проявляются и формируются ИКТ компетентности;

восполнение пробелов знаний, возникших в результате пропуска уроков.

Смешанное обучение — перспективная технология, которая при добросовестном подходе помогает добиться потрясающих результатов и решить многие проблемы образования, оно совмещает преимущества традиционного и интерактивного обучения, дает ученику возможность быть более ответственным, создавая ситуации успеха.

«Ротация станций» инновационный, личностно-ориентированный метод обучения, как с неуспевающими, так и с детьми, проявляющими особые способности в математике. С помощью него можно достичь большей вовлеченности учеников, закладывать больше информации в определённые модули, развивать в учениках самостоятельность и учитывать возможности и желания разных типов детей, тем самым решать задачи, которые соответствуют запросу общества и Государства.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1


МОДЕЛЬ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ»


Маршруты движения групп по станциям

Группа 1. Учитель Онлайн Проект

Группа 2. Онлайн Проект Учитель

Группа 3: Проект Учитель Онлайн


t1691552787aa.png








ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Маршрутный лист по теме «Решение квадратных уравнений»

1 станция «Учитель» (10минут)

СИНИЕ

2 станция. «Онлайн» 10 минут


3 станция «Проект»

(работа в группе)

Время на работу 10 минут.


«Проверь работу и свои возможности»

Проверь себя! На карточке записаны ответы на ДЗ №660(5-8)

Обсуждение. Самооценка

Критерии оценки:

«5» - 5 баллов (все уравнения решены верно, правильно оформлены)

«4» - 4 балла (допущена 1 ошибка)

«3» - 3 балла (выполнено 50% работы)

«2» - 0 баллов (выполнено правильно менее 2 уравнений)

В опросном листе представлена таблица, заполните ту часть таблицы, где предлагается выписать коэффициенты a, b, c.

Уравнение

а

b

c

1

2 х² - 8 х – 10 = 0




2

-3 х² + 2 х – 5 = 0




3

х² + 4 х + 4 = 0




4

-2 х² + х + 14 = 0




5

х² + 3 х – 4 = 0





- Какое же уравнение называется квадратным уравнением?

- Как называются числа, а, в и с в квадратном уравнении

- А как называется уравнение, у которого старший коэффициент равен1?

-Как называются квадратные уравнения, у которых хотя бы один из коэффициентов в или с =0

- Что необходимо найти, чтобы решить уравнение

-. Какие формулы для его нахождения вам известны?

ОЦЕНКА



Выполнение заданий в компьютерной программе Решение квадратных уравнений

Критерии оценки:

Решил 1 уравнение оценка «3»

Решил 2-3 уравнения оценка «4»

Решил 4-5 уравнений оценка «5»





ОЦЕНКА




Задача группы – решить квадратные уравнения и отметить полученные корни точками на плоскости
(x – больший корень,у – меньший корень уравнения)

Капитан команды - распределяет между участниками по одному уравнению. Оценивает каждого участника в зависимости от его вклада в общий проект


х2 – 7х +6 =0

х2-9 =0

х2 +3х – 4 =0

4) х2 + 8х +16 =0 (x=у)

5) х2 +5х + 6 = 0

Шкала оценивания:

«5»- верно решены все уравнения, правильно построен фрагмент картинки

«4» - верно решено все уравнения, фрагмент картинки не построен

«3» - верно решены 3 уравнения, не правильно построен фрагмент картинки

«2» - 0 заданий.

ОЦЕНКА



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы для проведения рефлексии



У каждого из вас есть маршрутный лист. Переверните его и на ладошке ответьте на такие вопросы:

Какие у вас были затруднения на уроке?

Нашли ли вы выход из затруднения?

Остались ли у вас затруднения после окончания урока?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?



t1691552787ab.jpg







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.