Выступление «Приёмы финансовой грамотности на уроке математики во время устного счёта»
Финансовая грамотностьPPTX / 13.51 Мб
/data/files/c1736970487.pptx (Финансовая грамотность)Приёмы финансовой грамотности на уроке математики во время устного счёта
1 СЛАЙД
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
2 СЛАЙД
Если говорить словами Дмитрия Медведева: «В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях и эффективной системе предоставления публичных услуг…»
Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире.Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Поэтому очень часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок просит родителей купить ему в магазине игрушку, не понимая, что она очень дорогая для этой семьи. Для того чтобы он понимал, в какой финансовой ситуации находится семья, желательно не только в школе, но и дома говорить об этом. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.
Финансовое благополучие по мнению Бенджамина Франклина главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря – нельзя терять ни времени, ни денег, а необходимо использовать и то, и другое наилучшим образом.
Важно учитывать, что современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Нельзя представить себе современный мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача.
Почему очень важно закладывать основы финансовой грамотности именно в школе? Каковы цели усиления финансовой грамотности школьников?
СЛАЙД 3
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека.Большинство экспертов считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 6-12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Сейчас все больше разговоров о том, что в школьную программу необходимо включать изучение финансовой грамотности. Наверное необходимость этого диктует наша современность. Причем не только в жизни, но и в учебе.
Сейчас все больше можно встретить задач в курсе математики, в том числе и на ВПР по математике, связанных с деньгами и их практическим применением в жизни.
Стоит отметить, что многие дети в 3 года еще конкретно не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных контекстах. Почему, если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Не приставай! У нас денег на это нет!». Другими словами, в понимании ребенка деньги – это некие монеты и купюры, которые получают взрослые. Задача педагога в 1 классе сформировать у учащихся представление о монетах достоинством 1,2,5 рублей, 1,5,10 копеек, их наборе и размене, решая различные виды заданий.
В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
Рассмотрим практические задания по финансовой грамотности, которые можно предложить учащимся в 1 классе.
Знакомство с монетами и купюрами
Слайд 4
Например:
Где можно увидеть цифры 1, 5 и т.д.? Дети могут назвать номер маршрута, 1, 5 кг муки, 1, 5 л воды и в том числе и монеты номиналом 1 и 5, 10 руб.
Слайд 5
Необходимо набрать нужную сумму разными способами (без сдачи).
Глядя на рисунок, учащиеся отвечают на вопросы: сколько денег у Печкина? Сколько денег у Матроскина? У кого больше? У кого меньше?
Очень хорошо, когда в фабулу заданий, предложенных педагогом, вводятся любимые детьми герои сказок. Экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления.
Слайд 6
Дети, помогая решить проблемы, возникшие перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.
Слайд 7
Например, глядя на рисунок задачи, учащиеся помогают Буратино найти предмет, который стоит 5 рублей,10 руб. Отвечают на вопрос: хватит ли Мальвине 20 рублей на покупку карандаша и ручки? и т.д.
Работа в области воспитания финансовой грамотности учащихся в 1 классе требует применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.
Учащимся задаются вопросы: как же нужно экономить хлеб? С чего начать? Какие могут быть ответы:
Бережное отношение (экономное) к хлебу,
Хлеб нельзя выбрасывать,
Покупать хлеб не больше, чем требуется,
Перерабатывать.
Работая над подобного рода вопросами, дети самостоятельно делают вывод о возможностях сокращения расходов при умении все считать и экономить.
В настоящее время работаю с ребятами 1 класса. Считаю, что устный счёт является одной составляющей развития финансовой грамотности. Умение считать в уме - очень важно.
При проведении устного счёта я в своей работе использую такие приёмы.
Слайд 8
1. Работая на уроке чтения с таблицами Шульте, я думала, как ещё можно их использовать? Раздаю каждому листочек с таблицей Шульте. На слайде вывожу задание. Например, 10 уменьшить на 2.Ответ обведите карандашом красного цвета. К 4 прибавить 3. Результат обведите карандашом синего цвета и так далее. После выполнения задания взаимопроверка. На слайд вывожу правильные ответы, дети проверяют.
Все мы с вами прекрасно знаем, что игра - это ведущий вид деятельности дошкольника, но и дети начальной школы любят поиграть. Что греха таить, даже взрослые играют с удовольствием
Именно поэтому я пытаюсь разнообразить наши уроки различными игровыми приемами
Слайд 9
2.При изучении темы «Десяток. Соотношение чисел» детям очень нравится «Математический чай»
( показываю)
3.Чуть позже можно использовать этот приём при решении задач. Например: связка сушек стоит 90 рублей. У Маши монеты по 10 рублей. Сколько монет должна заплатить Маша за сушки?
Слайд 10
4.Игра «Живая математика»
Раздаю каждому ребёнку карточку с числом – ответом. Читаю пример. Дети устно находят значение выражения, и встают те, у которых (по их мнению) карточка с правильным ответом. Этот приём помогает каждому ребёнку проявлять математическую активность.
Игра нравится тем, что все дети вовлечены и решают все примеры, чтобы понять, не у него ли тот самый ответ.
Игра требует двигательной активности, поэтому проводить её можно и во время физминутки. Я провела в начале урока, во время устного счёта.
Слайд 11
5. Работа с математическим табло.
В 1 классе ребенок должен:
понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);
различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;
уметь собирать из монет необходимую сумму;
разменивать крупную монету на мелкие.
Слайд 12
А что нам необходимо иметь при походе в магазин, вы узнаете расставив цифры в порядке возрастания. На доске записаны цифры и каждой цифре соответствует буква (9-и, 3-е, 1-д, 5-н, 6-ь, 8-г)
6.Игра 5 «Покупки»
Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, мороженое, счастье, маму, цветы, телефон, солнце, молоко, здоровье, самокат, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
7. Игра «Дополни фразу»
Дополните фразы:
• Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
• Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
• Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
• Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
СЛАЙД 13
8.Рассмотри достоинства монет. Поставь между монетами
или группами монет знаки: <, >, =, сравнив количество денег в
каждой группе.
1)
1 рубль и 10 рублей;
2)
10 рублей и 2 рубля;
3)
1 рубль + 1 рубль + 2 рубля и 5 рублей;
4)
5 рублей + 5 рублей и 10 рублей.
9. Решение задач
В классе родители активно начинают давать своим детям деньги на карманные расходы. Стоит отметить, что у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться.
Что касается школы, то, говоря с учащимися о карманных деньгах, педагог может использовать задачи, которые в свою очередь формируют финансовую грамотность.
Например: у детей можно спросить «Максим, папа дал тебе 10 рублей. А сколько тебе нужно еще добавить, чтобы купить компьютерную игру, которая стоит 100 р.?»
Разумеется, вместо игры можно спросить о любом предмете, который вызывает у ребенка повышенный интерес. Главное, в данном случае у ребенка может появиться идея, что он может не тратить карманные деньги на ненужные вещи, а поставить цель и накопить на дорогую для себя вещь. Далее у Максима можно спросить, сколько времени ему понадобиться, чтобы скопить данную сумму, при условии, что папа будет давать ему по 10 рублей каждый день. То есть в данном случае педагог наталкивает ребенка на мысль рационального использования денег; что у него есть возможность купить желаемую вещь.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
СЛАЙД 14
По словам Паркинсона: «Чтобы создавать прекрасное, нужна крепкая финансовая поддержка». Значит, развивая финансовую грамотность детей с раннего возраста, мы заботимся об их прекрасном будущем…
СЛАЙД 15