12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбина Анастасия Олеговна6
4

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка посредством определенных методических приёмов.

Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности, ее формирование является одной из ведущих задач ФГОС, а уровень сформированности рассматривается как планируемый результат обучения. Составляющими функциональной грамотности являются универсальные учебные действия, основанные на прочных знаниях, которые будут востребованы в реальной жизни.

Существуют различные направления функциональной грамотности, но среди них особое место занимает читательская грамотность.

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», - говорил русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский.

Читательская грамотность - это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении.

Задача развивать эти способности является ключевой в работе учителя – словесника, который организует ежедневную работу с текстом как на уроках русского языка, так и литературы, формируя специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Умения учащихся можно распределить на три блока:

1.поиск и извлечение информации

2. интерпретация и преобразование

3.оценка и критическое мышление

3 группы умений:

Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.


В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов формирования и развития читательской грамотности. Сегодня я бы хотела поделиться с вами приёмами, которые использую на своих уроках.


Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

«Письмо с пробелами», «Словарики», «Лингвистическая сказка», «Верите ли вы, что…», Кроссенс.


«Письмо с пробелами»

Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Например, составление рассказа об имени прилагательном по опорным словам .


Прием «Верите ли вы, что…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.


3) На своих занятиях я использую кроссенс для развития функциональной грамотности. Кроссенс – это современная головоломка, состоящая из 9 картинок. Читаются они слева направо и вниз. Обратите внимание на каждом фото стоят цифры, чтобы правильно прочитать кроссенс. Фото слева и справа связаны между собой. В центральной фото заложен смысл(тема) кроссенса, дети должны его отгадать. Этот метод развивает память, логическое мышление, критическое мышление, позволяет ученику высказать и отстоять свое мнение. Мы должны научить детей не просто хорошо читать, а читать, понимая смысл текста, уметь выделять главную мысль, отвечать на вопросы по данному тексту.     Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока,  постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

- построение структуры урока .

Вот, например, кроссенсы по теме «Фразеологизмы» (6 класс), «Правописание о, е после шипящих» ( 5 класс), «Антонимы» (6 класс).

Кроссенс можно использовать в воспитательном процессе.



Приемы активизации ранее полученных знаний

«Ассоциация», «Шаг за шагом»

1) Прием «Ассоциация»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.

Выход будет следующим:

если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание, составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.


2)Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.


Приемы графической переработки учебного материала

«Кластер», «Ментальная карта», «Опорный конспект», «Конкурс шпаргалок»

1)Прием «Кластер» или «Ментальная карта»

Кластер и ментальная карта являются приемами графической систематизации материала. Эти приемы формируют умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке, компонуя материал по категориям.


Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема: Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия.

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.


Приемы, используемые при групповой работе

«Корзина» идей, понятий…., «Уголки»/ «Плюс-минус», «Письмо по кругу», «Лови ошибку»


1)Приём «Корзина» идей, понятий….

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


2) Прием «Письмо по кругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется: размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте; сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.


Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

 Как говорил выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

      Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.