Классный час во 2 классе «Про колосок и хлеба кусок»
Управление народного образования администрации Каракулинского района
МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Про колосок и хлеба кусок
Учитель начальных классов
Елена Викторовна Лазарева
Каракулино
2015
Классный час во 2 классе
Литература:
- А.С. Буланова «Сборник художественной литературы о хлебе»;
- «Почемучка» энциклопедия Москва – педагогика 1991 – «Почему земля такая добрая», «Почему хлеб бывает белым и чёрным», «Откуда в булочной хлеб»;
- А.Владимиров «Земля на зёрнышке стоит»;
- А.Кольцова «Песня пахаря»;
- В.Крупина «Отцовское поле»;
- М. Глинский «Хлеб»;
- Ю.Ванаг «Хлеб заработанный своими руками»;
- Русские народные сказки: «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка».
Актуальность: в наше время дети с ограниченными возможностями здоровья имеют в недостаточной степени представления о хлебе, как он приходит на стол, как его выращивают и кто. Воспитанники имеют не точные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, иногда небрежно относятся к нему. С помощью этого занятия у ребят расширятся знания о хлебе, о тружениках села, пополниться словарный словарь.
В нашей стране относились к хлебу всегда поособенному. Если человек в чём – то не очень разбирается, о нём говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с детьми 2 класса решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и узнать весь путь хлеба от зёрнышка до магазина.
Тема классного часа: Про колосок и хлеба кусок.
Цель: Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви и уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1.Сообщить детям новую информацию о труде людей, о традициях, повторить уже имеющиеся знания.
2.Способствовать развитию мышления, речи, этических чувств и нравственных качеств детей.
Материалы и оборудование: пословицы, загадки, видеопроектор, ноутбук, колосья пшеницы, зерно( пшеница, рожь), калачи, костюм пекаря.
Краткое содержание занятия: в ходе занятия я буду использовать следующие формы и методы, приёмы работы: введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через стихотворение; беседу, загадки, пословицы и рефлексивные вопросы на закрепление полученных знаний.
Планируемые результаты: по окончанию классного часа ученики должны знать:
1.О труде людей выращивающих хлеб.
2. Бережно относиться к хлебу.
3.Понимать ценность хлеба
Уметь: бережно относиться к хлебу, применять полученные знания в повседневной жизни.
Цель: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви и уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1.Сообщить ученикам новую информацию о труде людей, о традициях, повторить уже имеющиеся знания.
2.Способствовать развитию мышления, речи, этических чувств и нравственных качеств детей.
Материалы и оборудование: пословицы, загадки, видеопроектор, ноутбук, колосья пшеницы, зерно( пшеница, рожь), калачи, костюм пекаря.
План классного часа:
I. Вводная часть:
1.Организационный момент;
2.Введение в тему классного часа и актуализация опорных знаний через стихотворение;
II. Основная часть:
1.Сообщение темы.
2.Беседа по теме классного часа.
3.Чтение стихотворения.
4.Загадки.
5.Физминутка.
6.Стихотворение.
7.Загадки.
8.Появление пекаря.
9.История хлеба.
10.Пословицы.
III. Заключительная часть:
1.Стихотворение
2. Подведение итогов.
Вводная часть.
1) Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш классный час, будьте внимательны, с места не выкрикивайте, поднимайте руки, отвечайте полным ответом.
Сейчас я прочту вам стихотворение, и вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
2) Введение в тему классного часа и актуализация опорных знаний через стихотворение;
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб, с горбушкой золоченой.
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Основная часть.
1) Сообщение темы.
Учитель:
Сегодня на классном часу мы поговорим «про колосок и хлеба кусок» (слайд №1).
2) Беседа по теме классного часа.
Учитель:
- А кто мне скажет, какую пользу человеку приносит хлеб?
- Ответы детей.
- Верно ребята, хлеб это наше здоровье, наша сила, поэтому, сегодня мы с вами поговорим на тему очень серьезную, о хлебе.
Вы каждый день едите хлеб, а чтобы попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь.
А вы когда-нибудь видели поле, на котором растут пшеничные или ржаные колосья?
На что оно похоже?
- Ответы детей.
Учитель:
В начале лета пшеничное поле похоже на зеленое море (слайд №2).
Ветер колышет колоски словно волны. Давайте вместе покажем, как волнуется поле пшеницы. Встали, ручки вверх.
Очень хорошо. Садитесь, пожалуйста.
А в конце лета колоски становится сухими, золотистыми и ветер слабо колышет их (слайд №3) .
Тронешь колосок - и в ладони окажутся зерна. В каждом зернышке – жизнь (показ зерна).
А как вы думаете, давно ли человек научился готовить хлеб?
Ответы детей.
Учитель:
Да, много тысячелетий живут вместе человек и хлеб. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Еще когда люди жили в пещерах, они научились сеять зерно и готовили из него кашу, только со временем они научились печь лепешки, хлеб, сдобные булочки (слайд №4).
Хлеб достается трудом. И люди относились к нему с любовью как к родной маме.
Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит длинный путь. Сначала, весной в распаханную землю сеют зерно (слайд №5).
Потом из зернышек вырастают колоски и в колосья снова созревают зерна (слайд №6).
С помощью комбайна зерно обмолачивают (слайд №7).
Привозят на машинах на мельницу (слайд № 8).
Затем сушат, моют, снова сушат и смалывают в муку (слайд № 9).
И только из муки пекут хлеб ( слайд № 10).
Загадки.
Учитель:
А сейчас, ребята. Я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Он на солнышке стоит.
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладони,
Золотым зерном набит.
Ответы детей.
(слайд №11)- Колосок
2. В землю теплую уйду,
К солнцу золотом взойду,
Будет целая семья,
В нем тогда таких, как я.
Ответы детей.
(слайд № 12) – Зерно.
3. Пузырюсь я и пыхчу.
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня!
Ответы детей.
(слайд № 13) - Тесто.
4.Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Ножом нарезают.
Ответы детей.
(слайд № 14) - Хлеб.
7.Для уборки урожая,
На поля я выезжаю,
И за несколько машин,
Там работаю один.
Ответы детей.
(слайд 15) - Комбайн.
Учитель:
Молодцы ребята!
Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. В голодные годы войны кусочек хлеба мог спасти жизнь. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля пшеницы. Очень маленький кусочек хлеба давали человеку в день.
Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но, не смотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает черт. Еще по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и, поцеловав, попросить прощение. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу.
Хлеб - дар Божий, говорили наши предки. Они считали его главным богатством.
Всегда ли хорошо дети относятся к хлебу?
Ответы детей.
Учитель:
Стихотворение, которое я вам прочту, не выдумано автором, он взял его из жизни. Послушайте его внимательно.
Мальчик, ногой пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
Ребята, а вы наблюдали плохое отношение к хлебу?
Ответы детей.
Так как же нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.
Да, к хлебу нужно относиться уважительно, только потому, что это труд многих людей.
Ребята, у нас сегодня будет гость, а кто это вы узнаете, когда ответите на вопросы. Но отвечать нужно только поднимая руку.
1. Где готовят хлеб?
Ответы детей.
(Печь – слайд № 16).
2. Где же растет пшеница?
Ответы детей.
(Поле – слайд №17).
3. Как называется хлеб, которым было принято встречать гостей?
Ответы детей.
(Каравай – слайд № 18).
4. Во что перемалывают зерна?
Ответы детей.
(Мука – слайд №19).
6. Как называется высохший хлеб?
Ответы детей.
(Сухари- слайд №20).
Учитель: молодцы! Ребята вы на все вопросы ответили правильно, посмотрите, кто пришёл к нам в гости – это же пекарь.
Появление Пекаря.
П.: Здравствуйте ребята! Я слышала, вы о хлебе здесь разговариваете!
у.: Разговариваем, да только как же без тебя, ты же знаешь о нем больше всех.
П.: Конечно, ведь вся моя жизнь связана с выпечкой хлеба, будочек и даже тортов.
у.: Мы с ребятами уже знаем так много о хлебе, а о его истории рассказать-то и некому. Поможешь нам?
П.: С удовольствием!
Ну, давайте поговорим немного об истории хлеба.
История хлеба.
Знаете ли вы, из каких зерновых культур выпекают хлеб?
Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, пшеница, просо, овес, ячмень. Сначала рожь воспринимали как сорняк на полях пшеницы.
Кто знает, что такое сорняк?
Ответы детей.
Верно, это вредные растения, которые мешают расти другим.
Но со временем люди заметили, когда от непогоды погибала пшеница, рожь спала людей от голодной смерти. И потом люди ели обычно ржаной хлеб, а белый, пшеничный ели с медом, как лакомство в праздники.
Землю возделывали вручную, или на лошадях.
Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто.
Пекарей - умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей называли просто Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем Иван Иванович, Федор Петрович. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.
И я вам принесла калачи, после мероприятия вы все ими угоститесь.
У: спасибо тебе пекарь за твой рассказ и калачи, оставайся с нами.
Пословицы
Учитель:
Любовь и уважение к хлебу выразились в загадках, пословицах поговорках и среди них такие:
Слайд № 21.
«Хлеб - всему голова»,
Эта поговорка пошла еще с Руси, тогда хлеб главной едой на столе.
«Хлеб - батюшка, водица - матушка»,
В голодные времена для того, что бы выжить людям хватало хлеба и воды.
«Плох обед, коли хлеба, нет».
Считается, что если на столе нет хлеба, человек не будет сыт.
А кто же скажет, что еще можно назвать хлебом?
Ответы детей.
Учитель:
Слайд № 22.
Правильно, булочки, пирожки, печенье, и даже торт - все это тоже хлеб.
Заключительная часть.
Стихотворение.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь.
Зерна наших дней светить
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Надеюсь, вам понравилась ваша беседа? Ребята, чего нового вы узнали?
Ответы детей.
А чему новому вы научились?
Ответы детей.
Кто скажет, как нельзя относиться к хлебу?
Ответы детей.
Да, к хлебу всегда нужно относиться с уважением, ведь он спасает людей от голода и достается людям трудом. Мне очень понравилось как вы сегодня занимались и отвечали. На этом наш классный час закончен. Всем большое спасибо.