12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стаценко Лидия Николаевна20

Ф И О: Стаценко Лидия Николаевна

ОО: МКОУ «Черновская средняя школа»

Тема проекта: « Хлеб мира и хлеб войны».

Форма: классный час – погружение в историю ВОВ с элементами литературно – музыкальной композиции и математических задач.

5 класс

Направление: гражданско – патриотическое.

Введение.
Представляю вашему вниманию классный час с элементами математических задач. Материалы данной разработки могут быть полезны учителям математики и литературы, классным руководителям, библиотекарям для проведения урочных и внеурочных занятий с учащимися в целях формирования патриотической, гражданской и духовной культуры подрастающего поколения. 
За последнее десятилетие отмечен факт снижения интереса к чтению литературы. Страдают интеллект, нравственное воспитание и другие составляющие гармоничного духовного развития личности ученика. 
Опыт показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий с другими технологиями при проведении занятий стимулирует познавательную активность учащихся к изучению детской литературы, способствует их духовному, нравственному и патриотическому развитию. 


Актуальность.
Моя работа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. С годами подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, воды и других продуктов, важных для жизни и здоровья человека. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Поэтому необходимо в этом возрасте приобщить учащихся к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, преданности своей стране, своему народу.

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

О войне написано множество книг. Но, как было замечено ранее, дети мало читают, а ветеранов, которые могли бы рассказать о жизни военных лет, осталось очень мало. Поэтому, необходимо постоянно знакомить учащихся с произведениями на военную тематику, чтобы дух патриотизма рос в каждом ученике всё сильнее с каждым, вновь, прочитанным произведением. Тема блокадного Ленинграда, ужасы постоянных налетов авиации, голода и очередей за хлебом, так же широко представлена в произведениях писателей, творчестве ленинградской поэтессы Ольги Бергольц. Детский взгляд на ужасы блокады мы видим в дневнике Тани Савичевой. Эту тему освещает справочная литература и кинематограф. Но, чаще всего - это 125 граммов блокадного хлеба - ленинградского золота и карточки, по которым его выдавали. Подвести учащихся к теме о значимости военного хлеба, я решила через анализ остатков хлеба в школьной столовой и решению математических задач.
Апробация данной разработки в 5 классе МКОУ «Черновской СШ» свидетельствует:
- о повышении интереса учащихся к изучению истории жизни русского народа; интереса к прочтению художественных произведений о ВОВ; 
- об успешности усвоения учащимися новых знаний;
- о формировании информационных умений, в том числе ИКТ. 
Для улучшения восприятия и более глубокого проник­новения в тему в ходе проведения использованы элек­тронная презентация «Хлеб мира и хлеб войны», стихи, фонограммы песен русских композиторов, показ фрагментов документального фильма К.Набутова "Блокада Ленинграда", аудио/видео клипа «Детям блокадного Ленинграда».

«Я говорю с тобой под свист снарядов, 
Угрюмым заревом озарена. 
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…» 
 О. Берггольц

Цели:

Образовательные:

приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны;

расширение знаний учащихся о героической истории города Ленинграда;

расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

воспитание чувства гордости за свой народ, свою историю, свое наследие;

формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;

воспитание патриотизма, гордости за свою страну и любви к Отчизне.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого;

привитие морально-нравственных качеств;

участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления.

Задачи мероприятия:

- повышать интерес к чтению; развивать устную и письменную речь;
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; с понятиями: «блокада»; «блокадный хлеб», «пайка»; с пословицами о хлебе.
- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к родине.

Ребятами 5 класса Матюх Наташей и Овчеренко Виолетой проведён рейд бережливых в школьную столовую.

На основе полученных данных составлена задача, которую я предлагаю вам решить.

Задача: После обеда в школьной столовой отходы хлеба составили 1кг 100г. Если бы такие отходы оставались каждый день, то сколько хлеба было бы неправильно использовано в школе за 210 учебных дней?

1100·210=231000 грамм неправильно использовано в школе.

Какова стоимость этого хлеба, если 1 булка белого хлеба (весом 400г) стоит 23 руб?

231000:400=577 (остаток 200) булок

577·23=13271 рубль стоимость этого хлеба.

Вы вдумайтесь в это число.

А теперь, ребята, прослушайте песню: «Хлеб – всему голова». Началась Великая Отечественная война.

Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. (Слайд)

 

Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР
Германия

1100000
1708000

7652
13500

774
1170

1000
615

Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.


 

413

218

474

567

569

374

630

979

195

о

256

349

221

26

282

375

Задача. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос. (Слайд)

Например:

218+569+349+282=1418

474+569+349+26 =1418

Ребята, перед вами буханка хлеба, разрезанная на 8 частей. Одна часть, видите лежит отдельно. Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжёлые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942гг, когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолётами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г стал лёд на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады. Матюх Наташа прочитает стихотворение:

Февраль.

Какая длинная зима, как время медленно крадётся!

В ночи

Ни люди, ни дома не знают , кто из них проснётся.

И поутру, когда ветра метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом,

В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы…

На Пискарёвских пустырях всё шире

Братские могилы…

Но мы должны помнить о том, что в истории страны бы­ли трудные, страшные времена.

641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Одним из важнейших факторов, помогающих высто­ять, защитить свою Родину, наравне с оружием был и ос­тается хлеб - мерило жизни. Вкус военного хлеба не сравнить ни с чем...

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой корке, каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем,

Им были детства дни полны.

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Люди лишились особенно для них дорогого – хлеба. Чем они жили, что ели - за пределами понимания ны­нешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки - все шло в дело. И часто даже самое малое до­бывалось ценой человеческой жизни.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится кусочек засохшего хлеба величиной с мизинец.  Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям  нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.

Был хлеб всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

А теперь вспомним о блокадной восьмушке хлеба.

Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. (125грамм).

125 грамм – этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И всё – таки он помог ленинградцам выстоять.

Задачи. (Слайд)

Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 20 г).

Из чего же состоял блокадный хлеб? (Слайд)

С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):

Пищевая целлюлоза – 20%
Ячменная мука – 4%
Жмых -4%
Отруби – 4%
Овсяная мука – 4%
Соевая мука – 4%
Солодовая мука – 14%
Горох – 15%
Картофель – 15%
Вода – 16%

Поставьте разумные вопросы и ответьте на них.

125-граммовый кусок хлеба: (Слайд)

Пищевая целлюлоза – 10%
Хлопковый жмых – 10%
Обойная пыль – 10%
Вытряски из мешков – 2%
Кукурузная мука – 3%
Ржаная мука – 73%.

Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.

Задача. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его о нём не забывает.

Рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “Девятьсот дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенные ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (60,5 г вместо 41,66 г. Это больше примерно на 20 г на каждого.) Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло около 1 миллиона человек.

О том, как жили ленинградцы в блокаду, писала в своем дневнике ленинградская школьница Таня Савичева. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

На экране проецируется фотография Тани Савичевой, страницы ее дневника

В Ленинградском музее истории хранится ее дневник:

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня.

У страничек страшные строчки,

Нет запятых. Только черные точки.

"Умерли все". Что поделать? Блокада...

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире,

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, длиннее дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых - только Таня.

В, маленьком сердце - столько страданья.

"Умерли все". Никого больше нет.

А девочке Тане - 11 лет.

Я расскажу вам, что было потом:

Эвакуация, хлеб и детдом,

Где после голода, всех испытаний

Выжили все. Умерла только Таня.

Девочки нет. Но остался дневник –

Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба,

Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться!"

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленин­граде 252 тыс. человек. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неук­ротимой борьбе. От малого до старого - все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. А спасал их и да­вал надежду выжить тот маленький кусочек хлеба, кото­рый и хлебом назвать трудно.

Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают цену куску хлеба. Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних, это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях?
Во что оценить блокадную пайку? Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу.

Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?
Потому что хлеб – это хлеб! «что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба? Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба? Все начинается с хлеба
Кончается все людьми»

Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его из барака на руках, в нём было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько весят некоторые из вас, сидящих за партой. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе, читает Синицин Дима.

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало,

Где – то в поле неубранном нашем

Сколько зёрен лежит в пашнях.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали.

Снова вышли бы в бой под бомбёжку!

Да, жалеть надо хлебную крошку.

Аудио/видео клип «Детям блокадного Ленинграда».

Когда вы берёте в руки кусок хлеба, задумайтесь о том. Труд скольких людей в нём заложен.

Необъятна родная страна,

Много есть у неё сыновей,

Но у каждого мать лишь одна

И её нет на свете родней,

Это слово священное мать!

Мать. Я с детства запомнил слова,

Не устану я их повторять:

Хлеб и мать – есть всему голова!

Обижаться на мать –это грех,

От которого страшно сгореть.

Обижаться на мать, что на хлеб

Он и чёрствый не даст умереть.

Не вернётся с полёта отец

Станет мать сыновей утешать:

Мол отец наш – отчизны боец,

Он ещё продолжает летать.

Продолжают летать сыновья

Да. Бессмертными будут навек

Хлеб и Мать, и Россия моя!

Хлеб и Мать! Хлеб и Мать!

От голода остановимся и прислушаемся. Будто из могил обращаются к нам, погибшие в войну от голода, люди. Растите и почитайте хлеб, берегите мир! В маме и хлебе – началах начал – двигателях жизни, слитых воедино, есть торжество разума над безумием, мира над войной. В нашем селе тоже на полях ковали победу дети, которые на быках пахали землю и снабжали хлебом фронт. И если кто из них ещё жив, то в юбилеи ВОВ они получают юбилейные медали. В моей семье тоже хранится такая медаль, мой отец в годы войны, будучи мальчишкой работал в поле наравне со взрослыми. Давайте почтим минутой молчания всех тех кто погиб в годы Великой Отечественной войне, память о них будет жить в наших сердцах.

Звук метронома, песня «Ведь мы же с тобой ленинградки».

Говоря о самом святом – хлебе, торжественно клянёмся: (Слайд)

1.Бережно относиться к хлебу. Клянёмся!

2.Помнить, что брошенный кусок хлеба мог бы спасти чью –то жизнь во время войны.

Клянёмся!

3.Не забывать, что люди, спасая хлеб, отдают самое дорогое – жизнь. Клянёмся!

4.Верность этой клятве обещаем пронести через всю жизнь! Клянёмся!

Ребята, бережно относитесь к хлебу , никогда не бросайте хлеб, не проходите мимо куска хлеба, валяющегося на земле. Поднимите его – это чудо земли, без которого нет на земле жизни.

Как клятву давайте прочитаем строки Е. Благининой: (Слайд)

И если примечу кусок в небреженье,

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо земли!

Рефлексия:

Как вы понимаете слова: «Всё начинается с хлеба. Кончается всё людьми?

Что запомнили с нашего мероприятия?

Какой информацией хотели бы поделиться с родителями?

Итог : Спасибо всем. И разрешите всем вам пожелать мирного неба, чтоб у вас всегда был хлеб на столе, здоровья, благополучия вам и вашим семьям, счастья вам.

Звучит песня «Русское поле».

Угощайтесь гости дорогие хлебобулочными изделиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:


 

1. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40899.htm  

2. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/08/25/proekt-istoriya-o-khlebe

3. http://www.pandia.ru/text/77/350/76102.php

4. http://cbs-vologda.ru/konkursi/chleb_vsemu_golova.html

5. http://www.openclass.ru/node/198220

6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cea57b42-a52d-4ee6-6c70-9b4b2fe0620b/

7. http://www.gimnasia-orel.ru/tvorchestvo.php?id_public=140

8. http://infourok.ru/material.html?mid=92621

9. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40899.htm

10. Я. М. Тайц « Всё здесь»,

11. Загадки, пословицы и поговорки о хлебе.

12. http://www.kazakh-zerno.kz/

13. http://images.yandex.ru/

14. http://festival.1september.ru/articles/571269/ 

15. Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.

16. М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 5 класов.

17.Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачева «Ознакомление с окружающим миром».

18.В. Дацкевич «От зерна до каравая»


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.