12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головина Инна Викторовна68
Россия, Московская обл., Наро-Фоминск

Проблема дискалькулии.

При обучении в младших классах у детей могут встречаться проблемы с математикой. В самых трудных случаях речь идет о дискалькулии.

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами. Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство. Данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.

В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:

– недостаточное овладение математическим словарем;

– неправильное называние чисел;

– неточное представление о графической структуре цифр;

– механическое воспроизведение порядка следования чисел;

– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

– недостаточное знание состава числа;

– трудности усвоения правил образования числа;

– трудности установления отношения числа к его соседям;

– несформированность количественных отношений чисел;

– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.

В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико‑праксические нарушения. При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией.

В соответствии со второй концепцией, рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Они связаны с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления.

Исходя из нейропсихологических концепций выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция.

В ходе исследования причин дискалькулии изучают:

– зрительный гнозис;

– пространственное восприятие;

– особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса;

– особенности речеслуховой и зрительной памяти;

– особенности восприятия и воспроизведения ритма;

– особенности наглядно‑образного и словесно‑логического мышления;

– особенности математического словаря.

Для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются следующие направления работы:

– формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;

– формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия;

– умение пользоваться математической терминологией;

– формирование пространственного восприятия;

– развитие зрительной и слуховой памяти;

– овладение лексическим строем речи;

– развитие слухового восприятия;

– формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений;

– развитие зрительной и слуховой памяти.

Счетная деятельность имеет большое значение в жизни ребенка. Поэтому ранее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений овладения счетной деятельностью у детей необходимо для дальнейшего школьного обучения.



Литература:

Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.»: МЦНИП; Киров; 2013

Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб: СОЮЗ, 2005.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.