Публикация «Проблема дискалькулии»
Проблема дискалькулии.
При обучении в младших классах у детей могут встречаться проблемы с математикой. В самых трудных случаях речь идет о дискалькулии.
Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами. Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство. Данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.
В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:
– недостаточное овладение математическим словарем;
– неправильное называние чисел;
– неточное представление о графической структуре цифр;
– механическое воспроизведение порядка следования чисел;
– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;
– недостаточное знание состава числа;
– трудности усвоения правил образования числа;
– трудности установления отношения числа к его соседям;
– несформированность количественных отношений чисел;
– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);
– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.
В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.
В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико‑праксические нарушения. При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией.
В соответствии со второй концепцией, рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Они связаны с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления.
Исходя из нейропсихологических концепций выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция.
В ходе исследования причин дискалькулии изучают:
– зрительный гнозис;
– пространственное восприятие;
– особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса;
– особенности речеслуховой и зрительной памяти;
– особенности восприятия и воспроизведения ритма;
– особенности наглядно‑образного и словесно‑логического мышления;
– особенности математического словаря.
Для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются следующие направления работы:
– формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;
– формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия;
– умение пользоваться математической терминологией;
– формирование пространственного восприятия;
– развитие зрительной и слуховой памяти;
– овладение лексическим строем речи;
– развитие слухового восприятия;
– формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений;
– развитие зрительной и слуховой памяти.
Счетная деятельность имеет большое значение в жизни ребенка. Поэтому ранее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений овладения счетной деятельностью у детей необходимо для дальнейшего школьного обучения.
Литература:
Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.»: МЦНИП; Киров; 2013
Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб: СОЮЗ, 2005.