Проблема взаимоотношения в спортивных коллективах
Проблема взаимоотношения в спортивных коллективах.
Проблема создания атмосферы высокой нравственности и морали актуальна и для спортивной деятельности. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильное взаимоотношения в коллективе, большое искусство, и на современном этапе развития, необходимо прилагать большие усилия по созданию в вашем обществе «моральной атмосферы», которая способствовала бы утверждению, уважительного и заботливого отношения к человеку честности, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью духа настоящего товарищества.
Проблема создания атмосферы высокой нравственности и морали актуальна и для спортивной деятельности. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильно взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд.
Современный спорт, особенно спорт высших достижений, часто предъявляет спортсменам требования, граничащие с их физическими и психическими возможностями, Перенапряжение, конфликтные отношения, "предстартовая лихорадка" - это может создать стрессовые ситуации. Задачи квалифицированного тренера - не только принять необходимые меры по нормализации неблагоприятной обстановки в команде, но и по возможности не допустить ее возникновения. Таким образом, перед тренерами встают проблемы уже чисто психологического плана, разрешить которые можно вооружившись специальными знаниями.
Изучению социально-психологических и психолого-педагогических проблем межличностного общения в спорте уделяют внимание многие авторы: Коломейцев, Ханин, Параносич, Лазаревич, Горбунов, Румянцева и др.
3нание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, возникновения и нормализация конфликтных ситуации, управление спортивной командой, помогает тренеру сделать более эффективной деятельность своего коллектива. Большой педагогический труд. Взаимоотношения в системе “тренер-спортсмен” представляют собой основной персонифицированный контур управления и формирования “психологической атмосферы” команды, что должно постоянно сочетаться у тренера с индивидуальным подходом к каждому спортсмену как члену команды. /Е.С. Кузьмин, 1967.
Взаимоотношения в системе “тренер-команда” являются более обобщенными, безличными, т.е. деперсонифицированными, т.к. требуют от тренера обращений и указаний не к отдельным спортсменам, а к команде в целом, что подразумевает умение тренера аппелировать к психологической атмосфере команды. В спортивной деятельности формальную /макро/ структуру команды задают правила организации и проведения соревнований и тренировок спортсменов, а неформальная структура команды формируется как система межличностных симпатий и предпочтений в общении. Характер взаимоотношений в команде.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что “граница” группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого “мы-чувства”. Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования “мы”, в отличие от другого образования “они”. “Мы-чувство” выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.
Развитие группы. Общие качества группы. Непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
5. Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей.
6. Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
· направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
· организованность – реальная способность группы к самоуправлению;
· эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
· интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
· волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. “опыт формирования малых групп лишь “доведет” до индивида через посредство малой группы правила межличностного общения”. Поэтому социльно-психологический анализ групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида в группе, коллективе, команде.
Взаимоотношения в команде должны формироваться доброжелательными, устойчивыми и сплоченными, члены команды должны быть нацеленными на успех и результат, иметь высокий уровень осознанной мотивации.
Для некоторых юношей и девушек быть членом спортивной команды означает возможность иметь тесные контакты со своими сверстниками, быть частью их коллектива. – характер взаимоотношений в команде. Он характеризуется тем, что главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого “мы-чувства”. Специфика социально-психологического анализа группы проявляется в том, что рассматриваются реальные социальные группы, и в них определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.
Спорт и социальное управление.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport— «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.
Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека[источник не указан 1115 дней]. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с. стр. 7-8.
Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.
В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, ценное общественное достояние.
Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное посо-бие. -- 2-е изд. -- М.: Издательско-торговая корпора-ция "Дашков и К"", 2005. -- 668 с. стр. 632.. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т.д. Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие - особенностями процесса управления, его субъектами.
В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.
Менеджмент в социальной работе - это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.
Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления Холостова Е. И., указ. соч., стр. 633-634. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению. Функции управления. Функции управления - это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:
-предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);
-оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);
-заключительное управление (контроль, учет, анализ).