Программа неурочной деятельности спортивной направленности «Спортивные игры»
Внеурочная деятельность «Спортивные игры»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность «Спортивные игры» направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры» - формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Основные формы организации внеурочной деятельности «Сила и грация»: технико-тактические занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования и праздники, проводятся на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе. Основой внеурочной деятельности «Спортивные игры» является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Активное освоение данной деятельности позволяет учащимся не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Учебный курс предназначен для учащихся основной ступени обучения в объеме1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Сила и грация» отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты:
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта;
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха.
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания курса, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры.
Формами контроля для определения результативности усвоения программы являются достижения учащихся по показателям в спортивно-массовых соревнованиях и участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и праздниках.
Содержание курса внеурочной деятельности
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности внеурочная деятельность включает в себя три основных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура».
Знания о физической культуре даются на каждом занятии, соответствуют основным представлениям о развитии познавательной активности человека, об истории возникновения и развития спортивных игр, раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования ТБ.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности содержат задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Это технико-тактическая подготовка по подготовке к соревнованиям, физкультурно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей и соревновательной направленностью. Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Физическое совершенствование ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья учащихся.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№п/п |
Спортивный инвентарь |
|
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) |
|
Коврик гимнастический |
|
Маты гимнастические |
|
Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) |
|
Скакалка гимнастическая |
|
Палка гимнастическая |
|
Обруч гимнастический |
|
Мячи баскетбольные |
|
Сетка волейбольная |
|
Мячи волейбольные |
|
Мячи футбольные |
|
Палатки туристические (двухместные) |
|
Рюкзак туристический |
|
Лыжи с креплениями |
|
Ботинки лыжные |
|
Палки лыжные |
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ занятия |
Тема занятия |
часы |
1 |
Водный инструктах. ИОТ-024 по спортивным играм. |
1 |
2-4 |
Футбол. Технические приемы. Учебная игра. |
3 |
5-7 |
Футбол. Тактические действия. Учебная игра. |
3 |
8-10 |
Баскетбол. Технические приемы. Учебная игра. |
3 |
11-13 |
Баскетбол. Тактические действия. Учебная игра. |
3 |
14-16 |
Волейбол. Технические приемы. Учебная игра. |
3 |
17-19 |
Волейбол. Технико-тактические действия. Учебная игра. |
3 |
20-22 |
Волейбол. Тактические действия. Учебная игра. |
3 |
23-25 |
Баскетбол. Технические приемы. Учебная игра. |
3 |
26-28 |
Баскетбол. Тактические действия. Учебная игра. |
3 |
29-31 |
Футбол. Технические приемы. Учебная игра. |
3 |
32-34 |
Футбол. Тактические действия. Учебная игра. |
3 |