Проблемы взаимоотношений учителя и родителей
Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
Он должен обладать большим терпением и тактом.
• учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
• учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детей (устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
• учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
• учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
• учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
• учитель делится накопленным педагогическим опытом.
• надо помнить: оценивайте конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Всегда должна соблюдаться корректность и мера. Родитель ребенка не ученик, ни враг, а единомышленник.
Принципы взаимодействия педагога с родителями.
- Доброжелательный стиль общения. Будь открыт всем, но не вступай в дружеские отношения.
- Индивидуальный подход. Учитывая интересы и запросы родителей, возможности ребенка.
- Сотрудничество, а не наставничество. Без обвиняющей позиции педагога, но и не стараться угодить всем сразу (принципиальность, твердость характера).
Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу, не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверен и последовательны, следуя педагогическим задачам.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает зачем нужно общение, каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, имеет планировать, обладать развитыми коммуникативными навыками.
Не стоит избегать конфликтов. Неразрешенный своевременный конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.
Если вы приняли решение уладить конфликт
- Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон.
- Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен.
- Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации.
- Изложите свой взгляд на проблему и сообщите Ваши действия для ее решения.
- Предложите остальным участникам разговора сделать то же.
- Договоритесь о том, что можно считать промежуточным результатом ваших совместных действий и о том, когда вы вновь соберетесь для обсуждения этого результата.
как избежать ненужных конфликтов
- не говорить сразу с взвинченным человеком
- прежде чем говорить о неприятном, создать благоприятную атмосферу
- посмотреть на проблему глазами оппонента
- выражайте одобрение поступков, доброе отношение
- в мелкой ссоре- помолчать; уметь говорить мягко, спокойно, уверенно и доброжелательно
- признавать достоинства окружающих
- если вы неправы - признайте это сразу.
Важно соблюдать этику общения.
- уметь войти в положение родителей,
- избегать чрезмерных негативных характеристик в адрес ребенка, поведения, жалоб по мелочам
- Уметь выслушать критические замечания в свой адрес, адрес коллег
- Беседу начинать с положительных моментов.
- Обязательно поощряйте родителей.
Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями. Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:
Правило 1. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.
Другими словами, основная цель беседы учителя с родителями ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.
Правило 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишится поддержки родителей.
Если ребенок запустил материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; или, если плохое поведение - то потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, например, занятие спортом. При этом важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3. «Не верьте генетике»
К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители такие…" Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно, но не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» - «плохой».
Правило 4. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Беседа с родителями ученика пройдет успешно, если:
1) вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними.
2) если вы смогли удержаться от упреков и обвинений.
3) если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку.
4) если вы обсудили ваши совместные действия, испытали профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
Педагогическая техника «Я – сообщение".
Для того, чтобы овладеть техникой «Я-сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.