Исследовательская работа «Проблемы трудоустройства молодежи в современном обществе»

2
0
Материал опубликован 8 May 2019 в группе

Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу

«Моя законотворческая инициатива»

 

 

Направление: Социальная политика

Название работы:

Проблемы трудоустройства молодежи в современном обществе

Автор работы студент

Емельянова Тамара Васильевна

 

 

Место выполнения работы

ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий, 3 курс, г. Стерлитамак

 

 

Научный руководитель

Тимченко Н.Ш., преподаватель

2018г.

 

Оглавление


 

Введение

Молодежная политика в Башкортостане в полной мере сформировалась как самостоятельное направление государственной социальной политики.

Одной из самых актуальных является жилищная проблема молодых семей.

Новым этапом молодежной политики становится реализация Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014г. № 686 «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» (ред. 10.03.2016г.) и утвержденная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан.

Существенное значение имеют и вопросы трудоустройства и занятости молодежи. Обеспечение временной трудовой занятости молодежи в весенне-летний период – одна из приоритетных задач для органов по делам молодежи и центров занятости администраций муниципальных образований.

За 2017 год численность безработных составила 111,5 тыс. чел. по предварительным данным. Статус безработного получили 46,9 тыс. жителей республики, что на 5% меньше 2016 года (49,2 тыс. человек). К временным работам по направлению службы занятости приступили 19,6 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Трудоустроены 311 (432) безработных граждан из числа выпускников 18–20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые.

В целом, принятые меры позволили снизить долю молодежи в числе официально признанных безработных с 18.2% в 2016 году до 15.7% к настоящему времени . Несмотря на общее снижение уровня безработицы в республике, количество молодых граждан, нуждающихся в трудоустройстве, остается значительным.

Актуальность данной работы обусловлена социальным и правовым характером обстоятельств, сложившихся в современном обществе.

Объектом исследования является действующее законодательство, связанное с социальными проблемами молодежи в современном обществе.

Предметом исследования является закон о занятости населения и возможные пути решения проблем трудоустройства молодежи.

Цель исследования: рассмотрение проблем современной молодежи;

Задачи исследования:

  • исследование проблем современной молодежи;

    анализ состояния действующего законодательства;

    анализ правотворческой инициативы.

Глава 1. Основные направления социальной работы с молодежью.

Социальная незащищенность молодежи, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

1.1.Жилищные проблемы молодых семей.

В настоящее время основные усилия государства направляются на те сферы социально-экономической политики, которые прямо определяют качество жизни граждан. Приоритетным среди них являются вопросы молодой семьи, поэтому в реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан в сфере социально-экономических потребностей молодежи и молодых семей - этот вопрос связан с социальным благополучием, с увеличением рождаемости, с психологическим здоровьем семьи.

Работа с молодыми семьями строится в соответствии с Законом РБ «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» (в ред. Законов РБ от 06.05.2004 № 79-з, от 03.12.2004 № 121-з, от 17.07.2006 № 346-з, от 27.12.2007 № 502-з, от 20.05.2008 № 7-з).

Начиная с 1990года «Года молодежи» - в Уфе созданы первые в республике учреждения социально-психологической помощи детям, семье, молодежи. В настоящее время – это Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, Городской Центр психолого-медико социального сопровождения «Индиго», и для районов Башкирского Зауралья – Баймакский региональный центр социально-психологической помощи детям, семье, молодежи. На базе Республиканского центра социально-психолгической помощи семье, детям, молодежи действует целевая программа «Семья плюс» – оказание комплексной помощи молодой семье.

Учитывая актуальность решения демографических проблем, в 2003 году подписан совместный приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан «Об организации деятельности кабинетов планирования семьи на базе учреждений, подведомственных органам по делам молодежи в Республике Башкортостан», что создало условия для открытия кабинетов планирования семьи на базе ряда учреждений молодежной политики.

15 апреля 2014 года было подписано Постановление Правительства РФ №323, в котором говорится об утверждении Госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Данное постановление продлевает срок действия программы «Жилище» до 2020 года.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014г. № 686 «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» (ред. 10.03.2016г.) утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан.

С 1 февраля 2018 года увеличились размеры пособий, связанных с материнством и детством. Неработающим мамам при рождении ребенка полагается единовременная выплата в сумме 19 273,95 рубля. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет: 3 613,68 рубля — по уходу за первым ребенком; 7 227,35 рубля — по уходу за вторым и последующими детьми.

 

Для работающих мам пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднедневного заработка за два года и выплачивается в 100-процентном размере. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет также зависит от размера официальной части зарплаты за последние два года, но в расчет берется 40% среднего заработка. По данным Фонда социального страхования РБ, размер пособия по уходу за первым ребенком для работающих граждан не может быть ниже 4 364,94 рубля.

В Башкирии действует программа поддержки молодых семей, согласно которой при рождении ребенка полагается единовременная выплата в 300 тысяч рублей. Деньги могут получить только те, кто нуждается в улучшении жилищных условий – супруги должны состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.

В Башкирии единовременную выплату можно получить и за усыновление первого ребенка. Семье выплачивается 453 тысячи рублей, за ребенка-инвалида – 553 тысячи рублей. Родители могут направить деньги на улучшение жилищных условий, приобретение жилья у юридических лиц, лечение, санаторно-курортное оздоровление и образование усыновленного ребенка, а также компенсировать затраты по договору долевого строительства.

Семья, в которой на свет появилась двойня или тройня, может претендовать на ежемесячные выплаты в размере 500 рублей за каждого ребенка.

Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан созданы условия для оказания социальной поддержки молодой семье для решения жилищных проблем.

Глава 2. Основные направления социальной работы с молодежью.

Социальная незащищенность молодежи, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

2.1. Проблемы занятости молодежи.

Согласно проведенному опросу в 2016 году, 80% молодежи республики испытывают сложности с трудоустройством, 60% не устраивает зарплата. Для 2/3 работа является лишь средством заработка.

Нацеленность молодых людей на заработок, а не на применение своих навыков на практике приводит к большим амбициям и завышенным требованиям, поэтому трудоустройство выпускников, действительно, является острой проблемой не только для нашей республики и России, но и в целом для всего мира. Ситуацию усугубляет конкуренция со стороны старшего поколения, поскольку вследствие демографической ямы выпускников сейчас в России в 10 раз меньше, чем 10 лет назад, отметили специалисты.

Конечно, для стабилизации рынка труда и уменьшения количества безработных ведется большая профориентационная работа: специальные уроки, лекции, экскурсии на предприятия, переобучение выпускников. Сегодня власть ориентируется на то, чтобы образование не было оторвано от экономики. В школах учащимися изучаются профессии с учетом ведущих отраслей и предприятий, для развития технического мышления ребят в городе создается технопарк дополнительного образования для молодежи на базе Республиканского детского центра технического творчества и центров молодежного инновационного творчества.

Действенным средством являются психологические тренинги, нацеленные выявить профессиональную ориентацию. Важной является задача помочь молодому человеку найти свой профессиональный путь, а не «склонить» его к выбору пусть и нужной экономике рабочей или инженерной профессии.

В качестве удачного примера можно привести авторскую программу доктора экономических наук, заведующей кафедрой социологии труда и экономики предпринимательства БашГУ Ульяны Назаровой. В ней учтены технология адаптации к рынку труда, согласованность карьерных ожиданий с присущими человеку личными компетенциями и предпочтениями, формирование позитивного мышления, а также составление программы активного поиска рабочего места. Этот метод прошел апробацию в течение пяти лет в Центре планирования и развития карьеры Башкирской академии государственной службы и управления, а также в центрах занятости Уфы. Трудоустройство после прохождения данной программы составляет порядка 80% выпускников образовательных организаций.

Сейчас прогнозом на спрос специалистов на рынке профильные ведомства занимаются с помощью автоматизированной системы, где закладываются макроэкономические показатели, демографическая ситуация, приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики. Минтруд РБ вносит сведения о численности и структуре занятого населения и безработных граждан по полу, возрасту, уровню образования.

Затем правительство РБ доводит прогноз до администраций муниципальных районов, городских округов. Минтруд РБ использует данные системы для анализа рынка труда; Минэкономразвития РБ формирует государственное задание Минобразованию РБ; Минобразования РБ распределяет государственное задание между образовательными учреждениями.

В 2016 году проект Лиги «Официальный труд - выбор малых городов» выиграл грант Президента Российской Федерации. Данный проект был поддержан и реализовывался при поддержке Министерства семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан.

Для участников встреч проводились правовые лекции в области трудового законодательства. Кроме того, командой проекта подготовлены информационные материалы и социальный ролик о последствиях неформальной занятости.
В 2017 году проект «Официальный труд – выбор малых городов» выиграл грант в другом конкурсе, на этот раз проведенном Федеральным агентством по делам молодежи. За счет средств нового гранта проект получит возможность продолжить свою реализацию и в 2018 году.
30.01.2018 25 января 2018 года в Мелеузовском районе состоялась первая в 2018 году выездная встреча в рамках проекта Лиги молодёжной политики «Официальный труд – выбор малых городов». Площадка «Теневая занятость» стала одной из ключевых на Молодёжном образовательном форуме муниципального района «АГИДЕЛЬ - 2018».
Куратор проекта Диана Исангулова посвятила участников в основы трудового законодательства, познакомила с основными правами и обязанностями сотрудников и работодателей, заострив внимание на острой проблеме теневой занятости молодёжи и её отрицательных аспектах. Тема встречи вызвала живой интерес участников форума. Каждый мог задать интересующий вопрос и получить компетентную консультацию. «Неофициальное трудоустройство не позволяет работнику быть в полной мере участником трудовых правоотношений. Особенно данная проблема актуальная для молодёжной среды. В этом году мы продолжим реализацию проекта и в формате тематических мероприятий планируем охватить все города и районы республики», - рассказала Диана Исангулова.

Глава республики назвал ряд причин, по которым молодежь не востребована на рынке труда, достаточно много. Но среди них можно выделить три группы:

- Сложившиеся у работодателя стереотипы в отношении молодых специалистов: недостаток знаний и практических навыков, отсутствие опыта. Как итог - вывод о недостаточной квалификации.

- Неточное представление молодежи о ситуации на рынке труда. «У молодых идеализированное представление о будущей работе. В жизни, к сожалению, всё не так», - отметил Рустэм Хамитов.

- Снижение престижа рабочих профессий.

По подсчётам специалистов, к 2025 году 80 процентов молодых людей будут иметь высшее образование. При этом на рынке труда как раз 80 процентов вакансий составляют рабочие специальности - ситуация обратно противоположная.

За 2016 год работодателями Республики Башкортостан была заявлена потребность в 221,8 тыс. работников. В процентном отношении преобладали свободные места для рабочих — 77%, вакансии с оплатой труда выше прожиточного минимума составили 88%.

Наиболее востребованы на рынке труда были:

- Рабочие профессии: арматурщик, бетонщик, водитель автомобиля, грузчик, дворник, каменщик, кондуктор, маляр, машинист экскаватора, механизатор широкого профиля, монтажник, монтажник по монтажу стальных железобетонных конструкций, облицовщик-плиточник, овощевод, отделочник, официант, парикмахер, плотник, подсобный рабочий, продавец продовольственных товаров, рабочий, сварщик, слесарь, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, сортировщик, стропальщик, токарь, тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, упаковщик, фрезеровщик, швея, штукатур, штукатур-маляр, электрик, электрогазосварщик, электромонтажник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электросварщик ручной сварки.

- Должности служащих: агент страховой, врач, врач-педиатр, врач-терапевт, инженер-конструктор, медицинская сестра (медицинский брат), фельдшер, полицейский.

За 2017 год работодателями была заявлена потребность в 266,4 тыс. работников. В процентном отношении преобладали свободные места для рабочих — 76%, вакансии с оплатой труда выше прожиточного минимума составили 88%.

Наиболее востребованы на рынке труда:

- Рабочие профессии: автоэлектрик, бетонщик, водитель автомобиля, грузчик, дворник, дорожный рабочий, каменщик, кондуктор, кровельщик, кухонный рабочий, маляр, машинист бульдозера, машинист экскаватора, монтажник, монтажник по монтажу стальных железобетонных конструкций, облицовщик-плиточник, овощевод, оператор, оператор станков с программным управлением, отделочник, официант, охранник, парикмахер, пекарь, плотник, повар, подсобный рабочий, портной, проводник пассажирского вагона, рабочий, сварщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, стропальщик, токарь, тракторист, фрезеровщик, швея, шлифовщик, электрик, электрогазосварщик, электромонтажник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электросварщик ручной сварки.

- Должности служащих: агент страховой, ветеринарный врач, воспитатель, врач, врач-педиатр, врач-терапевт, инженер-технолог, инспектор, медицинская сестра (медицинский брат), менеджер, преподаватель, учитель, фельдшер, полицейский.

Статистика показывает, что процентном отношении преобладали свободные места для рабочих и это касается безработных граждан из числа выпускников 18–20 лет, имеющих среднее профессиональное образование. Нацеленность молодых людей на заработок, а не на применение своих навыков на практике приводит к большим амбициям и завышенным требованиям, поэтому трудоустройство выпускников, действительно, является острой проблемой не только для нашей республики и России, но и в целом для всего мира.

2.2. Пути решения проблемы занятости молодежи.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта. Решение этой проблемы возможно при обучении работодателями рабочих вторым (смежным) профессиям.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии ("Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Следует отметить, что обязанности работника проходить обучение по смежной профессии действующим законодательством не предусмотрено. И работник имеет полное право отказаться от такого обучения, соответственно, никаких мер взыскания за такой отказ применить к работнику нельзя. Законодатель предоставляет работодателю право заключать как с лицом, ищущим работу, так и с работником организации ученический договор на профессиональное обучение. При этом ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества (ст. 199 ТК РФ). Профессиональное обучение - это лицензируемый вид деятельности. По закону профобучение может осуществляется как в образовательных организациях, так и на производстве (п. 6 ст. 73 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Перечень профессий рабочих, служащих по которым осуществляется профобучение, с указанием присваиваемой квалификации утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.

Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих к основным программам профобучения (подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержат исключений на случай профессионального обучения, которое осуществляет работодатель. В настоящее время исключений, когда образовательная деятельность может осуществляться без лицензии: образовательные организации Сколково и ИП, которые не привлекают других лиц для преподавания, а осуществляют эту деятельность только своими силами. Так, часть 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ: Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. Ранее в положении о лицензировании образовательной деятельности было указано, что в том, случае, если обучающая организация не выдает обучающимся документ об образовании и не проводит итоговую аттестацию, то лицензия ей не нужна (Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 837 Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации... (с изменениями на 24.09.2010) (утратило силу с 07.11.2013 на основании постановления...), но в новом положении о лицензировании такого условия в настоящее время нет (Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 О лицензировании образовательной деятельности Кроме того, учтите, что одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. С учетом изложенного, на осуществление такой деятельности целесообразно получить лицензию на осуществление профессионального обучения.

Для производственного обучения рабочих, служащих должны привлекаться "наставники", обладающие соответствующим уровнем знаний и квалификацией для обучения по соответствующим профессиям. В качестве ориентира можно обратиться к Типовому положению о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22). Согласно названным документам, производственное обучение рабочих осуществляется мастерами (инструкторами) производственного обучения, отвечающих квалификационным требованиям (для соответствующей профессии рабочего). Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих и специалистов, имеющих стаж работы по профессии не менее трех лет, высокие производственные показатели, соответствующий уровень образования.. Производственное обучение рабочих проводится, как правило, в два этапа: на первом - в учебной группе (не менее 10 человек) под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия; а на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения. Квалификационные требования к мастеру производственного обучения установлены в ЕКС, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Квалификационные характеристика по должности Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий приведена в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102). Также хотелось бы отметить, что ученичество должно быть оплачено (ст. 204 ТК РФ). Оплата ученичества гарантирована трудовым законодательством, и размер стипендии, которую выплачивают ученику в период обучения, прописывают в ученическом договоре. На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ). Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору (ч. 2 ст. 198 ТК РФ). Ученический договор необходим, чтобы застраховать организацию от риска потратить средства впустую. Например, отучившись, соискатель откажется заключить трудовой договор или штатный сотрудник уволится без уважительных причин, не отработав обусловленного ученическим договором времени. В этих случаях ученик будет обязан компенсировать организации затраты на свое обучение (ст. 207 ТК РФ). Если же сотрудник после окончания обучения отработает срок, указанный в ученическом договоре, то возмещать затраты на обучение ему не придется. Ученический договор заключают в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение. Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной профессии, специальности, квалификации после истечения которого считается, что он всю стоимость обучения отработал. Такой порядок предусмотрен в статье 199 Трудового кодекса РФ. Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества. Об этом сказано в статьях 200 и 204 Трудового кодекса РФ. При необходимости в ученической договор можно внести и другие условия, если они не противоречат законодательству и не ущемляют права учащегося. Ученический договор, заключенный с соискателем, который не является работником организации, не является гражданско-правовым, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются. Такой договор также не признают и трудовым, несмотря на то что возможность его заключения предусмотрена трудовым законодательством (ст. 59, 198 ТК РФ). Аналогичную позицию подтверждают и контролирующие ведомства (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123, УФНС России по г. Москве от 13 августа 2007 г. № 21-11/076667). Если ученический договор заключен с соискателем, то период обучения по такому договору не входит в стаж работы, в том числе в трудовой и страховой стаж. Объясняется это тем, что ученический договор с соискателем не является трудовым и в период обучения между работодателем и учеником трудовых отношений не возникает (ст. 57, 198 ТК РФ). Поэтому время ученичества лица, не являющегося работником организации, не входит в трудовой и страховой стаж (ст. 10, 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ). Аналогичную позицию занимают и специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123). Ученический договор заключают на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. Таким образом, срок обучения организация определяет для каждого случая индивидуально. Это следует из положений части 1 статьи 200 Трудового кодекса РФ. При необходимости в дальнейшем срок может быть изменен по соглашению сторон. Если ученик заболел или проходил военные сборы, то действие ученического договора продлевают на период фактического отсутствия (ч. 2 ст. 201 ТК РФ). Ученичество может быть организовано в разных формах. Например, в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения. Об этом говорится в статье 202 Трудового кодекса РФ. Обучение может происходить в виде посещения семинаров, тренингов, прикрепления к ученику наставника из числа опытных сотрудников организации. В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Такую работу нужно оплатить отдельно по установленным в организации расценкам. Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены расценки. Поэтому их также можно заранее прописать в ученическом договоре. Организация может потребовать от ученика, который не сдал итоговый квалификационный экзамен, возместить расходы, понесенные на его обучение, в том числе вернуть суммы стипендий. Объясняется это следующим. Оплата ученичества гарантирована трудовым законодательством, и размер стипендии, которую выплачивают ученику в период обучения, прописывают в ученическом договоре. При этом вводить в ученический договор дополнительные условия, которые ущемляют права сотрудника, например, условие о выплате стипендии только в случае успешной сдачи промежуточных экзаменов, запрещено. Поскольку в соответствии с трудовым законодательством выплата стипендии носит гарантированный характер и не зависит от выполнения учеником дополнительных условий, например, от сдачи промежуточных экзаменов. Такой вывод следует из совокупности положений статей 198, 204 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, если сотрудник по окончании ученичества не выполняет свои обязательства по ученическому договору без уважительных причин, то он должен вернуть работодателю стипендию, полученную за время ученичества (ч. 2 ст. 207 ТК РФ). Основным обязательством сотрудника по ученическому договору является прохождение обучения и получение соответствующей квалификации по его окончании. Факт получения образования подтверждает успешная сдача учеником итогового квалификационного экзамена. Поэтому не сдача экзамена свидетельствует о невыполнении учеником своих обязательств по ученическому договору, что дает работодателю основание взыскать с него суммы ранее выплаченной стипендии. Такой вывод следует из совокупности положений части 1 статьи 198 и части 1 статьи 199 Трудового кодекса РФ. Таким образом, включить в ученический договор условие о невыплате стипендии при не сдаче промежуточных экзаменов нельзя. Однако если ученик не сдаст квалификационный экзамен по итогам обучения, то работодатель может потребовать возврата выплаченной ему стипендии за весь период ученичества. За нарушение трудового законодательства в процессе организации и проведения обучения предусмотрена административная ответственность (ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Обнаружить нарушение законодательства инспекторы Государственной инспекции труда могут в ходе проверки организации или узнать о нем из жалобы ученика. Если соискатель успешно прошел обучение по ученическому договору и был принят на работу, ему нельзя установить испытательный срок (ст. 207 ТК РФ).

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (ст. 74 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"). За выполнение дополнительной работы наставнику должна быть установлена надбавка, определяемая соглашением сторон (ст. 60.2, 151 ТК РФ). В этих целях с сотрудником должно быть заключено доп. соглашению к трудовому договору. Основные требования и порядок проведения стажировки в организации определяется в локальном нормативном акте, а именно в Положении о стажировке (или Положение о наставничестве - образец Вы можете посмотреть в п. 2 доп. материалов). В заключение отметим, что в Трудовом кодексе ученическому договору посвящена глава 32. А понятие «соглашение об обучении за счет средств работодателя» упоминается в Трудовом кодексе РФ только в ст. 249 «Возмещение затрат, связанных с обучением работника». В ряде источников договор об обучении и ученический договор отождествляются, но есть и другая точка зрения, согласно которой: Порядок профессионального обучения работников (не вообще, а на основании именно ученического договора) регламентируется в рамках главы 32 ТК РФ. Согласно ее нормам можно выделить следующие отличительные черты ученического договора: - обучение осуществляется непосредственно самой организацией-работодателем (на учебно-производственной базе организации, непосредственно в процессе деятельности организации). Такое обучение может проводиться в учебных подразделениях организации: в учебных центрах, в школах и на курсах повышения квалификации и т. п.; - обучение проводится силами работников данной организации или привлеченными специалистами на основании договоров на оказание услуг по обучению кадров; - обучение проводится по программам и учебным планам, утвержденным руководителем организации; - распорядок и сроки такого обучения в соответствии с нормами ТК РФ определяются работодателем; - порядок промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, присвоения им соответствующей квалификации и оформления решения о присвоении разряда, категории определяется работодателем; - аттестация обучающихся проводится уполномоченными работодателем лицами, как правило, комиссией, утверждаемой приказом руководителя организации; - обучение не требует государственной аккредитации. Если работодатель оплачивает обучение работника в образовательной организации, следует заключить письменное соглашение об обучении (ст. 249 ТК РФ).

В законодательстве не дается понятие смежной профессии. Обычно под смежной профессией понимается дополнительная профессия, которой овладевает работник в процессе совмещения профессий и расширения трудовых функций. Для смежной профессии характерны технологическая или организационная общность с основной профессией. Совмещение профессий — это выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 60.2 ТК РФ).

В строительной отрасли, как правило, профессия «плотник» объединяет в себе две профессии: «плотник» и «столяр (строительный)». Другая смежная профессия облицовщика – плиточника – одна из интереснейших строительных профессий. Сегодняшние мастера поддерживают и развивают древние традиции своей профессии. Они трудятся на строительстве домов, промышленных предприятий, станций метрополитена, крупных спортивных центров, театров, создавая мозаичные, плиточные или облицованные гранитом и мрамором детали различных архитектурных сооружений. Еще один пример, сегодня работодатели заинтересованы в профессии маляр-штукатур, а учреждения СПО выпускают маляр и штукатур — это две разные профессии.

2.3. Пути совершенствования профессиональной подготовки.

Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование СПО, разбит на несколько блоков, включающие в себя: работу над соответствием квалификации выпускников современным экономическим потребностям; сотрудничество бизнес-структур и государства в рамках развития системы СПО; отслеживание качества подготовки по программам СПО.

Прежде всего, был сформирован список востребованных специальностей СПО на современном рынке труда, из которых выделено 50 наиболее нужных (Приложение № 1). Для последних разрабатываются и актуализируются профстандарты, ориентированные на зарубежный опыт и передовые технологии. Все это должно быть утверждено на нормативном уровне.

Параллельно производится последовательное внедрение в СПО дуальной модели обучения. В узком смысле такая модель предполагает теоретическое обучение в образовательном учреждении, и получение практических навыков – у работодателя в организации.

На протяжении 2015-2020 года будут проводиться регулярные мероприятия в виде чемпионатов профессионального мастерства, всероссийские конкурсов и олимпиад по перспективным профессиям. Сюда относится чемпионат "Ворлдскиллс Россия" и конкурс "Лучший по профессии". Согласно их результатам будут подготовлены методические рекомендации по улучшению СПО.

Обязательный компонент проекта – информационная кампания по повышению общественного престижа СПО в России и популяризации рабочих профессий.

Предполагается улучшение профессиональной ориентации обучающихся в школах, а также развитие системы СПО в направлении эффективного совмещения теории и практики.

Для мотивации предприятий в способствовании дуальному образованию и обеспечению учебных заведений необходимым оборудованием будут внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Изменениям подвергнется и ФЗ "Об образовании". В частности это коснется расширения деятельности колледжей и техникумов.

Ожидается, что внедрение комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы СПО в России, должно принести следующие результаты: определение самых востребованных специальностей в зависимости от потребностей экономики; внедрение новых профстандартов в сфере СПО; развитие материально-технической базы учреждений СПО; внедрение дуальной модели образования и подключение к этому заинтересованных предприятий; повышение престижа СПО; проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов.

Это должно привести к увеличению числа обучающихся в колледжах и техникумах, повышению качества образования по программам СПО. Таким образом, в перспективе рынок труда заполнят практикоориентированные специалисты, соответствующие запросам современного производства.

Увеличение молодых и высококвалифицированных кадров на рынке труда – требование времени и общей стратегии государства, направленной на укрепление экономической независимости. Повышение уровня профессиональной подготовки – одна из составляющих данной стратегии.

Глава 3. Моя законотворческая инициатива.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальной защите от безработицы.

3.1. Анализ Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 7 марта 2018 года).

В соответствии статьи 23 Закона п


 

рофессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

 

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными: инвалиды; родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов; граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных организаций; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации; граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы; граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования и это должно быть в соответствии с Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 832 по Справочнику востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования.

3.2. Моя законотворческая инициатива.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» учитывает интересы граждан, не имеющих опыта работы. Статья 23 Закона гарантирует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по направлению органов службы занятости. Данная норма не способствует созданию рабочих мест со смежными профессиями.

В связи с этим считаю необходимым поднять вопрос о внесении дополнений в статью 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ», дополнив текст словами … (где необходимо изменить профессию (род занятий)) ... совмещения профессий с расширением трудовых функций.

Сегодня пункт 1 статьи выглядит так:

1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

С дополнениями текст отдельной части статьи будет выглядеть:

1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации и совмещения профессий с расширением трудовых функций; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Заключение.

Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Трудно решаются проблемы трудоустройства молодежи.

В связи с этим считаю необходимым поднять вопрос о внесении дополнений в статью 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ», дополнив текст словами … (где необходимо изменить профессию (род занятий)) ... совмещения профессий с расширением трудовых функций.

С дополнениями текст статьи будет выглядеть:

С дополнениями текст отдельной части статьи будет выглядеть:

1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации, совмещения профессий с расширением трудовых функций; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Список использованной литературы.

Комментарий к Трудовому кодексу РФ. Постатейный. Научно-практический/ ред. С.Н. Бабурин – Москва: Издательство: Книжный мир, 2017- 1536с. ISBN: 978-5-804108-855

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) А.Н.Гуев - Москва: Издательство: Инфра-М, 2017- 448с. ISBN: 978-5-16-009307-9

Румынина В. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для спо / В. В. Румынина. - 11-е изд. - Москва: Академия, 2016 - 222 с. - (Профессиональное образование).- ISBN 978-5-4468-2764-0

 

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации"

 

ttp://www.1kadry.ru/#/document/99/902233423/?step

ttp://www.1kadry.ru/#/document/99/9012753/?step

https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436

http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436

Приложение №1

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

«Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»

В соответствии с пунктом 1 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (далее – Список), согласно приложению.
2. Установить, что Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

СПИСОК 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик
2. Администратор баз данных
3. Графический дизайнер
4. Косметолог
5. Лаборант химического анализа
6. Мастер декоративных работ
7. Мастер столярно-плотницких работ
8. Метролог
9. Мехатроник
10. Мобильный робототехник
11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования
12. Оператор беспилотных летательных аппаратов
13. Оператор станков с программным управлением
14. Оптик-механик
15. Парикмахер
16. Плиточник-облицовщик
17. Повар-кондитер
18. Программист
19. Разработчик Web и мультимедийных приложений
20. Сантехник
21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)
22. Сварщик
23. Сетевой и системный администратор
24. Слесарь
25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)
26. Специалист по аддитивным технологиям
27. Специалист по гостеприимству
28. Специалист по информационным ресурсам
29. Специалист по информационным системам
30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)
31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей
32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники
34. Специалист по тестированию в области информационных технологий
35. Специалист по техническому контролю качества продукции
36. Специалист по технологии машиностроения
37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике
38. Техник авиационных двигателей
39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами
40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
41. Техник по защите информации
42. Техник по композитным материалам
43. Техник по обслуживанию роботизированного производства
44. Техник-конструктор
45. Техник-механик в сельском хозяйстве
46. Техник-полиграфист
47. Технический писатель
48. Токарь-универсал
49. Фрезеровщик-универсал
50. Электромонтажник

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.