Презентация «Проблема социальной ответственности ребенка в современном обществе»
«Проблема социальной ответственности подростка в современном обществе» Выполнила студентка ШГПУ Гуманитарного факультета 222 группы Лопатина Л.А.
К настоящему времени психологами получен уникальный материал об особенностях подростков, проведены исследования, раскрывающие специфику их потребностей, идеалов, интересов, особенностей воли, нравственных представлений, мотивов деятельности
Исследуя процесс развития деятельности ребенка, Л.С. Выготский подчеркивал, что деятельность включает две взаимосвязанные стороны - предметную деятельность и деятельность взаимоотношений с людьми и обществом, которые определяют специфику психических процессов Л.С. Выготский
Д.Б. Эльконин опирался на деятельностную интерпретацию психического развития личности и считал, что возрастная периодизация должна строиться на основе учета характера и специфики различных видов деятельности ребенка, представлений о возрасте как качественно особом периоде жизни человека с ведущей деятельностью и специфическими новообразованиями Д.Б. Эльконин
Ученый писал: « …есть основание полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков»
По мнению профессора Д.И. Фельдштейна, развитие личности есть процесс последовательной ее социализации и неразрывно с ней связанной индивидуализации, поэтому этот вид деятельности является основным, базовым Д.И. Фельдштейн
Стадии подросткового периода Характеристика стадий Новообразования Уровень развития социальной ответственности Первая стадия, 10-11 лет Появляется тенденция к самостоятельности, потребность в ее признании;обостренное понимание чувства долга Стремление и потребность быть взрослым Поиск конкретных дел, имеющих социальное признание; определение приоритетов в социальной сфере Вторая стадия, 12-13 лет Потребность в общественном признании, осознание обязанностей и прав в обществе Новый уровень самосознания – осознание себя общественно значимым существом, субъектом Участие в соц. задаваемой и соц. одобряемой деятельности, ответственность за себя как за взрослого Третья стадия, 14-15 лет Формирование готовности к функционированию в обществе, стремление применить свои возможности, проявить себя Потребность в самоопреде-лении, самореализа-ции Осознание своей социальной приобщенности
Д.И. Фельдштейн исследует позиции ребенка по отношению к обществу, условно формулируемые как «Я в обществе» и «Я и общество» По мнению ученого, позиция «Я и общество» позволяет ребенку выразить свое отношение к другим, получить признание самостоятельности, быть активным в социальных отношениях, что развивает социально ответственное поведение
В.С. Мухина отмечает, что развивающееся самосознание в этом возрасте способствует определению внутренней позиции, в основе которой находится стремление брать ответственность на себя, уметь отстаивать свои убеждения Рассматривая вхождение подростка в социальное пространство, В.С. Мухина отмечает исключительное значение в этом процессе общения и системы обязанностей и прав В.С. Мухина
В.С. Мухина подчеркивает, что «подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также при осуществлении гражданского выбора»
Типы личностной направленности Характеристика направленности Гуманистическая Альтруистическая акцентуация Отношение личности к себе и к обществу является положительным; Большую ценность представляют общество, окружающие люди, их взгляды, позиции, интересы; Центральный мотив поведения и критерий нравственной оценки - интересы других людей или социальной общности; Коллективистическая направленность; Обесценивание себя личностью Индивидуалистическая акцентуация Наиболее ценным является сам подросток, его проблемы, интересы, взгляды; Ценность других людей несколько ниже; Важно признание обществом личной значимости, неповторимости подростка; Самоутверждение через деятельность, через ее результаты, ценные для него самого и для общества
Типы личностной направленности Характеристика направленности Эгоистическая Индивидуалистическая акцентуация Для подростка существенно более значимым, по сравнению с обществом, является он сам; Высока для подростка ценность собственной личности; Ценность окружающих низкая Эгоцентрическая акцентуация общество для подростка не представляет почти никакой ценности; личность концентрируется только на самой себе отношение к себе безусловно положительное, к обществу - отрицательное
Типы личностной направленности Характеристика направленности Депрессивная Ценность личности для самого себя не представляет, а отношение к обществу подростка можно охарактеризовать как условно положительное Суицидальная Ни общество, ни личность для подростка не представляют никакой ценности
Анализ теоретических подходов к определению основ развития детей подросткового возраста позволяет утверждать, что есть психолого-педагогические предпосылки в их возрастных характеристиках для формирования социальной ответственности
В исследованиях Д.И. Фельдштейна доказывается, что развитие ответственности включено в общую систему социально-нравственного становления растущего человека Таким образом, ответственность – это особое личностное образование - структурообразующее качество личности, уровень развития которого может выступать критерием личностного роста растущего человека в период отрочества
Социальная ответственность - способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам, в процессе чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при невыполнении - чувство невыполненного долга
Особую роль в процессе формирования общественного сознания традиционно отводят педагогам Третьяков В.Н., публикуя в 2009 году проект Всеобщей декларации ответственности человека, начал такими словами адресованную педагогам статью декларации: «Педагог любого уровня обучения, ... не должен забывать также о свой ответственности воспитывать социально ответственных личностей, тех, что вскоре войдут во взрослую жизнь»
Рис.1. Диаграмма распределения ответов подростков по спектру понятий социальной ответственности (315 респондентов)
Рис.2. Сравнительная диаграмма распределения ответов подростков по спектру понятий социальной ответственности (315 респондентов)
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: Получен результат, свидетельствующий о неполном понимании подростками многогранности своей ответственности, особенно в отношении социально-ориентированных компонентов, об оторванности общепедагогического понимания ответственности от реально сформированных представлений подростков На проявление представлений о социальной ответственности могут влиять как принадлежность подростков к разным социальным группам, так и особенности условий социализации, что нужно учитывать при постановке целей и задач работы и выборе педагогического инструментария На основании полученных данных можно утверждать, что механизмы и пути становления ответственности как личностной черты подростка, должны быть дополнены специальной работой по формированию социально-ориентированных компонентов ответственности
Таким образом, проблема формирования социальной ответственности у старших подростков существует, она актуальна и требует разработки специальных педагогических инструментов своего решения в условиях современной среды школы
Спасибо за внимание!