12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1271
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
5

Профориентационная работа с учащейся молодежью в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы

Профориентационная работа с учащейся молодёжью в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы

Гончарова О.Л. канд. пед. наук

ГБОУ СПО г. Москвы Политехнический колледж № 31

В статье речь идёт о профориентационной работе с учащейся молодёжью в современных условиях. Представлен многолетний опыт работы ГБОУ СПО г. Москвы Политехнического колледжа № 31 по профориентации старшеклассников общеобразовательных школ Москвы, студентов, обучающихся в колледже.

Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющимися социально-политическими, экономическими и психологическими факторами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной деятельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высокими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональной плане.

В последние годы идея самоопределения личности декларируется как ведущая в российском образовании. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (статья 14 пункт 1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Самоопределение личности является центральным механизмом становления личностной зрелости, состоящем в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми [7].

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;

- личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека;

- профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения: 1) характерна невозможность формализации полноценного развития личности; 2) более подходят сложные обстоятельства и проблемы. В современном обществе, когда основную часть времени люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [3, 4, 6, 11].

Результаты анкетирования учащихся 9, 11 классов, проведенных в разных регионах страны показали следующее: учащиеся 9 классов (1200 анкетируемых) из них 51% – выбрали будущую профессию; 56% – приняли решение о профильном обучении в конкретном профессиональном учебном заведении (51% – высшем, 5% – среднем); 18% – знают профессию родителей; 47% – желают углубленно заниматься по конкретным школьным предметам; 53% – желают обучаться в равной мере по всем школьным предметам. Учащиеся 11 классов (750 анкетируемых): у 25% – выбор профиля обучения происходит интуитивно или под влиянием случайных факторов; у 31% – уверенность в выборе учебного заведения связана с продолжением образования; у 8% – на выбор сферы образовательной или трудовой деятельности повлияли профессии родителей; у 21% – большую роль в выборе сферы образования или трудовой деятельности сыграли школьные предметы, которые хотелось бы изучать в дальнейшем; у 6% – художественная литература, кино и видеофильмы, средства массовой информации оказали влияние на выбор профиля обучения; 12% – имеют собственный практический опыт в избираемой сфере труда; для 31% – советы родителей или других родственников имели значимость; для 4% - имели значение рекомендации учителей; 27% – учитывали собственные желания, качества и способности; для 10% – значима территориальная близость мест будущей учебы или работы; 29% – учитывали перспективность и престижность будущей сферы образования и трудовой деятельности; 9% – сделали выбор задолго до окончания школы; 7% – еще не задумывали выборе сферы образования (Чистякова С.Н.) [8, 10].

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что 20% поступающих в профессиональные учебные заведения оказываются непригодными к избранной профессии, до 25% учащихся начального профессионального образования прерывают учебу, так и не получив профессию. Около 80% обладателей дипломов о профессиональном образовании работают не по специальности, указанной в дипломе, а 42% «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения (А.М. Новиков) [2].

Проведенный опрос студентов Политехнического колледжа № 31 показал следующее: у 50% – не было уверенности в выборе профессии; у 25% – после окончания школы была выбрана будущая профессия; у 10% – при выборе профессии роль сыграли родные, знакомые, друзья; у 15% – выбор профессии произошел под влиянием случайных факторов.

На основе выше приведенных данных и практического опыта работы можно сделать вывод о том, что у учащейся молодёжи не сформировано профессиональное самоопределение по причине отсутствия осознанного, самостоятельного выбора будущей профессии ещё со школы. Не сформированность профессионального самоопределения ведёт к тому, что после окончания школы у молодёжи возникают трудности при выборе дальнейшей сферы обучения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что с учащейся молодёжью необходимо постоянно проводить профориентационную работу. Так в колледже на протяжении многих лет постоянно проводится профориентационная работа со студентами колледжа, а также со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы.

Важнейшими направлениями профориентационной работы со студентами в колледже являются:

- профессиональная информация – ознакомление студентов с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная диагностика – исследование индивидуально-психологических особенностей, выявление способностей, определение склонности, направленности личности студентов с целью самоопределения в профессиональной сфере;

- профессиональная консультация – оказание помощи студентам в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его индивидуально-психологических особенностей, способностей, возможностей, а также потребностей общества [1, 5, 9].

Со студентами колледжа проводятся занятия по программам «Психология самоопределения», «Развития профессиональной зрелости», «Развитие жизненных целей», «Твоя профессиональная карьера». Занятия по программам способствуют формированию у студентов жизненного, личностного, профессионального самоопределения.

Работа колледжа с предприятиями комплекса городского коммунального хозяйства в рамках реализации программы «Рабочие кадры» на 2008-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 г. № 1036-ПП и дополненная мероприятиями, утвержденными постановлениями правительства Москвы от 02.12.2008 г. № 1103 и от 03.11.2009 г. № 1203-ПП такими как: ГУП «Мослифт», ГУП «Гормост», ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосзеленхоз», ГУП «Мосгортранс», ГУП «Экотехпром» позволила студентам определиться в профессионально-трудовой сфере и спроектировать дальнейшую траекторию обучения в высших учебных заведениях.

На протяжении многих лет колледж совместно с учреждениями высшего профессионального образования Московским университетом им. С.Ю. Витте, Московским государственным индустриальным университетом, Московским агроинженерным университетом им. В.П. Горячкина, Институтом непрерывного профессионального образования права проводит профориентационную работу с целью дальнейшего получения студентами высшего профессионального образования. Так, ежегодно выпускники колледжа поступают учиться по профильным специальностям в эти учреждения. Имеются положительные отзывы на выпускников колледжа от Московского университета им. С.Ю. Витте, Московского агроинженерного университета им. В.П. Горячкина.

Со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы проводится профориентационная, информационно-рекламная работа. Наиболее эффективными для колледжа направлениями профориентационной работы являются:

- рекламная деятельность на предприятиях столицы и, в первую очередь, на предприятиях социальных партнерах колледжа: ГУП «Мослифт», ГУП «Гормост», ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосзеленхоз», АМО ЗИЛ, ОАО АЭК «Динамо», ОАО «Московский завод специализированных автомобилей», ГУП «Мосгортранс», ГУП «Экотехпром», ООО «Европроект», «Компания Ауди Груп Рус», ООО «Лаборатория Рекламных Технологий», ООО «Делкам» (Delcam), ООО «Эквинет», «Spanesi», «R-M», «3М»;

- проведение Дней открытых дверей в колледже и выездных Дней открытых дверей в школах Южного округа и прилегающих округов города;

- индивидуальная профориентационная работа со старшеклассниками, студентами колледжа;

- проведение профориентационной работы со слушателями постоянно действующих подготовительных курсов, а также с их родителями;

- участие колледжа в различных семинарах, спортивных и культурно-просветительских мероприятиях, в том числе и с целью рекламы;

- участие в Ярмарках вакансий, проводимых окружными и городскими центрами занятости;

- участие в Фестивалях науки на площадках различных образовательных учреждений,
- использование информационных ресурсов, предоставляемых Департаментом образования г. Москвы и его структурными подразделениями;

- участие в ежегодных выставках «Образование и карьера», НТТМ на ВВЦ и др.

Таким образом, профориентационная работа, проводимая со старшеклассниками, студентами колледжа даёт возможность им самоопределиться в жизненном, личностном, профессиональном плане и стать в будущем востребованными специалистами, имеющими не только среднее, но и высшее профессиональное образование.

Литература:

  1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с.
  2. Вершинин С.И., Головина О.Л. Отношение учащихся средней общеобразовательной школы к обучению в колледжах города. – М.: «НОУ ИСОМ», 2007. – 25 с.
  3. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  6. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
  7. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. Ред. Б.М. Бид-Бад. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2004. – 528 с.
  8. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Под общ. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Издательство МЭСИ, 2008. – 403 с.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
  10. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. М.: Издательство МЭСИ, 2007. – 296 с.
  11. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения: пособие для учителя / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев и др.; под ред. С.Н. Чистяковой – М.: 2005. – 161 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.